Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Главное

17.11.2005 | Иван Ярцев

КОЛЛЕКТИВ БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ

Сегодня в Москве прошло первое заседание правительства в обновленном составе. При этом интересен более всего не круг вопросов, который там обсуждался, а то, что участие в совещании принимали два новых вице-премьера, один из которых, а именно Дмитрий Медведев, был абсолютным новичком в Белом доме. При этом Михаил Фрадков просил своих давнишних подчиненных помогать новичкам, точнее, бывшему главе администрации президента приспосабливаться в новом качестве, что будет особенно сложно в связи с тем, что премьер-министр уже вчера подтвердил - он не видит необходимости в четком определении обязанностей новых своих замов и в выделении министерств, которые каждый из них будет лично курировать.

Необходимо напомнить, что ранее, до так и не реализованной административной реформы вице-премьеров в российском правительстве было множество, а вовсе не один. Были первые и вторые вице-премьеры, вице-премьеры по аграрному сектору, ТЭКу, экономике и финансам. Они курировали подчас не связанные между собой ведомства и старались перетянуть "под свое крыло" новые министерства, комитеты и агентства. Зачастую от их аппаратных игр страдала эффективность работы кабинета министров, что, по большому счету, и стало причиной отмены большинства вице-премьерских должностей, а также расширения полномочий министров по примеру российского дореволюционного кабинета, где премьер был лишь первым среди равных.

Разумеется, вновь назначенному председателю правительства Михаилу Фрадкову ситуация, когда он не мог ничего контролировать, совершенно не нравилась, и он стремился, в том числе за счет подчинения себе аппарата правительства и, как это уже делал Михаил Касьянов, создания там альтернативного кабинета министров в миниатюре ситуацию эту изменить. Постепенно у него это стало получаться. Даже самые активные - Греф и Кудрин - стали уступать в спорах Михаилу Фрадкову.

И тут вдруг неожиданно глава государства принял решение вновь начать вице-премьерскую чехарду. Причем, по мнению многих аналитиков, в первую очередь для того, чтобы подготовить Фрадкову, а возможно, и самому себе, смену в виде Дмитрия Медведева. Для премьера это должен был быть значительный аппаратный проигрыш, однако лишь в том случае, если бы новые вице-премьеры получили четко означенный круг обязанностей - ведь в таком случае глава правительства автоматически фактически лишился бы контроля над экономическим и военным блоками правительства, а возможно, Дмитрий Медведев также отхватил бы и правовое направление.

Однако этого не произошло. Причина тому, вероятнее всего, то, что интересы президента, который вице-премьерскую чехарду и затеял, совпали с интересами проигравшей в ходе этих перестановок стороны, то есть Михаила Фрадкова. Речь идет о том, что оба они не заинтересованы в резком усилении ни одного из новых вице-, равно как и в ослаблении отдельных министров. При этом для главы правительства это залог сохранения им власти на относительно продолжительный период.

Что же касается Владимира Путина, то можно предположить, что он следует правилу из притчи об отце, который, умирая, на вопрос, кому из сыновей он оставляет все имущество, ответил: "Тому, кто одолеет". Таким образом, получается, что, назначая Медведева и Иванова вице-премьерами без полномочий, глава государства фактически испытывает их - кто больше министерств, комитетов, агентств и федеральных служб сумеет собрать под своим крылом, кто победит в аппаратной борьбе. Или же оба они не смогут бороться со "старым" вице-премьером Александром Жуковым и его начальником Михаилом Фрадковым. В таком случае как Иванов, так и Медведев потеряют возможность через годик превратиться в путинских преемников и получить поддержку действующего главы государства на ближайших президентских выборах. А Владимир Путин выберет себе кого-то еще - с более выраженными бойцовскими качествами.

Впрочем, не исключено, что логика главы государства более проста. Если он вовсе не намеревается превращать Медведева или Иванова в своих преемников, а, напротив, хочет ослабить эти чересчур усилившиеся в аппаратном смысле фигуры, то нет лучше для этого способа, чем заставить их бороться между собой, с министрами и премьером за власть в правительстве, вынося свои конфликты на публику и, тем самым, теряя политический вес и снижая свой рейтинг.

При этом очевидно, что, какова бы ни была мотивация Владимира Путина, правительство, и без того превратившееся за последний год-полтора в еще более неповоротливую бюрократическую машину, от новых назначений только проиграет в эффективности. Скорее всего, конец этого года, а также начало следующего министры, вице-премьеры и Михаил Фрадков потратят на выяснение того, кто же "в Белом доме главный". Проверить, так ли это, можно будет уже в ближайшее время - по тому, произойдет ли снижение количества законопроектов, поступающих в Госдуму из кабинета министров.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net