Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.11.2016 | Николай Пахомов
Из двух зол: неприглядные итоги предвыборной кампании в США
Несколько месяцев многие американские политики, эксперты, журналисты и бизнесмены во всех публичных форматах рассуждали, что нынешние выборы - это выбор между двумя, мягко говоря, неидеальными кандидатами. Напрасными были ожидания того, что в процессе этой дискуссии кто-нибудь спросит: как же так получилось? Почему же в рамках американской партийно-политической системы с её многочисленными, тщательно проработанными и развитыми механизмами функционирования, мог получится такой неприятный результат? Может, назрели серьёзные изменения?
Понятно, что обсуждение этого вопроса, тем более, на телевидении, существующим, в конце концов, для рядовых избирателей, которым с детства объясняют, что Америка самая великая страна на свете, и которых надо продолжать в этом убеждать, едва ли дало бы какие-то результаты. Да и чтобы ни происходило в стране, обитатели американского публичного пространства всегда очень точно знают свои роли – республиканцы во всём обвиняют демократов, демократы республиканцев, историки делятся вдохновляющими примерами из истории, сатирики подобающим образом шутят, эксперты объясняют, почему они ошиблись в прошлый раз, социологи готовы предложить опрос на любой случай.
По условленному сценарию шло и освещение нынешней кампании. Однако у думающего наблюдателя вопросов не убавилось. Если Трамп такой ужасный, в чём публику заверяли демократы, как он стал кандидатом от одной из двух основных партий, получив поддержку 14 миллионов избирателей? Если семья Клинтон настолько коррумпирована, как настаивают республиканцы, почему на протяжении десятилетий бесчисленные расследования деятельности членов этой семьи не закончились официальными обвинениями? Почему в двадцать первом веке в стране, гордящейся своим демократизмом, существование коллеги выборщиков фактически ограничивает президентскую кампанию примерно пятнадцатью штатами, исход голосования в которых всё решит? Как получается, что стороннику демократов, например, в Техасе или республиканцев в Нью-Йорке, можно даже не ходить на избирательный участок, так как в их штатах гарантировано побеждает другая партия?
Временами можно было подумать, что все участники предвыборной кампании талантливо участвуют в удачной постановке комедийной пьесы с элементами абсурда. Чего стоят только мгновенные смены похвал на гневные филиппики и обратно в адреса директора ФБР со стороны различных партий, иногда в течении буквально несколько дней, в зависимости от хода расследования самой по себе с трудом укладывающейся в голове истории с почтовым сервером Хилари Клинтон. Однако всё это происходило в реальности на глазах не только американских избирателей, показатели разочарования которых в политике и политиках, и без того «рекордные», грозят после нынешних выборов ещё подрасти, но и международного сообщества. На протяжении кампании обычно было принято говорить о негативном эффекте кандидатуры Трампа для имиджа Америки, однако, если задуматься, Хилари Клинтон едва ли даёт основания для того, чтобы лучше думать об американских политиках.
После такой кампании считать Соединённые Штаты образцовой демократической системой, где власть волей народа отдаётся лучшим, крайне затруднительно. Эффективная американская система идеологического воспитания населения едва ли позволит американцам сделать из произошедшего далеко идущие выводы, скорее можно ожидать новых кризисов из-за дальнейшего и всё более очевидного расхождения лозунгов идеологии и политической практики. Пожелаем Соединённым Штатам преодолеть этих кризисы с минимальными потерями, однако очевидно, что после такой кампании официальному Вашингтону будет очень затруднительно «учить» другие государства политической «жизни» - в ответ можно будет услышать вполне обоснованный совет навести порядок у себя.
Николай Пахомов – политический обозреватель, президент Нью-Йоркского консалтингового бюро
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.