Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Текущая аналитика

19.12.2016 | Александр Ивахник

Итоговый саммит ЕС: результаты и проблемы

Штаб-квартира ЕС в Брюсселе15 декабря в Брюсселе состоялся последний в этом году саммит ЕС, который, по существу, подвел неутешительные итоги крайне трудных для Евросоюза 12 месяцев. Как обычно, без особого успеха обсуждали механизмы сотрудничества по проблеме миграции, немного поговорили о необходимости координации оборонной политики и будущих переговорах с Великобританией по Brexit. Было принято только два решения, имеющих практическое значение, – одно по России, другое по Украине.

На полгода были продлены антироссийские секторальные санкции, введенные в связи с вооруженным конфликтом на востоке Украины. Как известно, санкции предусматривают ограничение доступа российских банков и компаний к международному финансированию, запрет на предоставление России высокотехнологичных услуг и оборудования в сфере энергетики и на экспорт в Россию военной продукции, а также товаров и технологий двойного назначения. Срок действия этих санкций должен был истечь 31 января 2017 года, теперь они будут оставаться в силе до 31 июля. Еще прошлым летом в Евросоюзе активно велись разговоры о том, что к концу года секторальные санкции против России могут быть если не отменены вовсе, то смягчены. Продвижения по Минским соглашениям, с реализацией которых в руководстве ЕС связывают отмену санкций, правда, не наблюдалось и тогда, но к замороженному конфликту в Донбассе все уже привыкли, а Киев не торопился выполнять свою часть обязательств.

Однако на судьбу санкций повлияли события, не имеющие к Украине никакого отношения. После краха достигнутых в сентябре российско-американских договоренностей о введении в Сирии режима прекращения огня и особенно с началом штурма войсками Башара Асада восточного Алеппо, сопровождаемого массированными бомбардировками с воздуха, политическая конфронтация между Западом и Россией резко обострилась. В такой атмосфере выступать с инициативой смягчения антироссийских санкций для государственных деятелей стран Евросоюза стало практически невозможно. Еще в середине ноября уходящий президент США Барак Обама, находясь в Германии в рамках своего последнего государственного визита в Европу, договорился с европейскими лидерами о продлении санкций. 13 декабря на встрече в Берлине канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд вновь публично высказались за их продление.

Впрочем, на самом саммите Евросоюза о связи действующих санкций с событиями в Сирии речь не шла. На пресс-конференции по окончании саммита Ангела Меркель сообщила, что она и президент Олланд рассказали главам государств и правительств об отсутствии прогресса в выполнении Минских соглашений. В свою очередь, президент Европейского совета Дональд Туск заявил, что продление санкций не вызвало никакой дискуссии на саммите: «решение уже было ясно». Зато открытым остается вопрос, как поведет себя Брюссель, если избранный президент США Дональд Трамп после инаугурации будет выступать за отмену или смягчение санкций против России. Меркель признала, что проблема возможного изменения санкционной позиции США кратко обсуждалась во время саммита ЕС, однако вновь подчеркнула, что решение о продлении ограничительных мер принималось на основании динамики ситуации на Украине. Глава Евросовета Туск отметил, что «пока еще слишком рано давать серьезные оценки того, какой будет политика новой американской администрации в отношении России». Туск подтвердил, что некоторые страны ЕС хотели бы продлить санкции против России на год (с таким предложением выступила Польша), но приемлемым вариантом оказалось продление на шесть месяцев.

С другой стороны, при всех обвинениях в адрес Москвы, звучащих в некоторых европейских столицах в связи с драматическими событиями в восточном Алеппо, на саммите ЕС в Брюсселе вариант введения дополнительных ограничительных мер против России в практическом плане не обсуждался. Ранее за ужесточение санкций высказался глава ведущей фракции Европарламента – Европейской народной партии – Манфред Вебер. Но накануне саммита президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в эфире немецкого телеканала ZDF трезво заметил: «Тот, кто думает, что введение дополнительных санкций поможет разрешить сирийскую драму, проявляет особую форму наивности. Это не произведет на Россию никакого впечатления». А новый итальянский премьер-министр Паоло Джентилони после саммита сообщил, что большинство стран ЕС согласились с позицией Италии, согласно которой введение новых санкций против России было бы «ошибкой».

Ситуация с Украиной обсуждалась в Брюсселе не только в связи с антироссийскими санкциями. Лидеры стран Евросоюза попытались найти выход из тупика, который возник после того, как граждане Нидерландов на референдуме 6 апреля проголосовали против ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, подписанного в июне 2014 года. Опросы показывали, что среди голландцев, голосовавших против, было немало таких, кто рассматривал вступление в силу Соглашения как первый шаг к принятию Украины с ее разрушенной экономикой, разнузданной коррупцией и донбасским конфликтом в Евросоюз или опасался потерять работу в результате наплыва украинских гастарбайтеров. Хотя референдум носил консультативный характер и в нем приняла участие лишь треть граждан, правительство Нидерландов не решилось игнорировать его итоги. В то же время, внесение изменений в текст Соглашения влекло бы необходимость его повторной ратификации в остальных 27 странах ЕС. В конце концов, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте предложил принять на саммите ЕС 15 декабря юридически обязывающее решение по Соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной, в котором перечислены гарантии, предоставленные Нидерландам для ратификации Соглашения. Лидеры стран Евросоюза согласились с этим предложением.

В принятом решении специально оговаривается, что Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной:

– не предоставляет Украине статуса кандидата на вступление в ЕС и не содержит обязательства предоставить такой статус в будущем;

– подтверждает продолжение сотрудничества с Украиной в сфере безопасности, однако не содержит обязательств ЕС или его стран-членов по предоставлению гарантий коллективной безопасности или другой военной помощи Украине;

– не предоставляет гражданам Украины и гражданам Евросоюза право на жительство или работу в ЕС или на Украине соответственно;

– не требует дополнительной финансовой поддержки для Украины со стороны государств-членов ЕС, как и не отменяет исключительное право каждого государства-члена определить характер и объем двусторонней финансовой поддержки.

Отдельно в решении саммита ЕС подчеркнуто, что борьба с коррупцией на Украине является ключевым условием для дальнейшего укрепления отношений с ЕС. Подчеркивается важность укрепления независимости и беспристрастности судебной власти.

В принципе все эти положения не являются чем-то новым. Они призваны лишь рассеять опасения по поводу последствий Соглашения об ассоциации, распространившиеся среди голландцев и жителей других стран ЕС. Но для украинских политиков подобная фиксация в официальном документе ЕС нереалистичности завышенных ожиданий от курса на евроинтеграцию Украины, конечно, оказалась болезненной. Зато теперь процесс ратификации Нидерландами Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной сдвинулся с мертвой точки. 16 декабря законопроект о ратификации Соглашения был принят голландским правительством. Весной предстоит процедура утверждения законопроекта двумя палатами парламента. Если она будет пройдена успешно, то Соглашение об ассоциации окончательно вступит в силу.

Стоит добавить, что 15 декабря, в день работы саммита ЕС, Европарламент одобрил правила приостановки безвизового режима для граждан «третьих стран». Это открывает путь для давно обещанной отмены виз при кратковременных (до трех месяцев) поездках граждан Украины в страны Евросоюза. Голосование по введению безвизового режима для Украины запланировано Европарламентом на 3 апреля 2017 года.

В ходе работы саммита ЕС не раз звучала неудовлетворенность по поводу недостатка единства и политической воли этого объединения. Не трудно спрогнозировать, что в новом году способность стран Евросоюза приходить к консолидированным решениям столкнется с новыми испытаниями, которые будут связаны с выстраиванием отношений с новым президентом США Дональдом Трампом, началом переговоров по выходу Великобритании, усилением в странах-членах позиций евроскептиков и т.д.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Одного из фаворитов президентской кампании во Франции Франсуа Фийона и западная пресса, и российская называют дружественной Москве фигурой, от которой ждут снятия санкций и отказа от политики сдерживания. Вместе с этим, однако, было бы правильнее говорить о внешнеполитических позициях Фийона в контексте не «pro et contra», а, в первую очередь, возвращения Франции активной роли в международных делах, что задает совершенно иную систему координат для анализа его приоритетов.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net