Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Победа Макрона: чудо или мираж?» - так называется книга известного французского политолога Пьера-Андре Тагиева, который пытается понять механизм победы Макрона. По его словам, «макронисты» строят новый миф о спасителе Франции, провиденциальной личности, об ангеле, спустившемся с небес, чтобы построить «новый мир». Речь идет о чуде, о непредвиденном событии. Незнакомец ворвался в политическое пространство, которое сумел поставить с ног на голову.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

19.12.2016 | Александр Ивахник

Итоговый саммит ЕС: результаты и проблемы

Штаб-квартира ЕС в Брюсселе15 декабря в Брюсселе состоялся последний в этом году саммит ЕС, который, по существу, подвел неутешительные итоги крайне трудных для Евросоюза 12 месяцев. Как обычно, без особого успеха обсуждали механизмы сотрудничества по проблеме миграции, немного поговорили о необходимости координации оборонной политики и будущих переговорах с Великобританией по Brexit. Было принято только два решения, имеющих практическое значение, – одно по России, другое по Украине.

На полгода были продлены антироссийские секторальные санкции, введенные в связи с вооруженным конфликтом на востоке Украины. Как известно, санкции предусматривают ограничение доступа российских банков и компаний к международному финансированию, запрет на предоставление России высокотехнологичных услуг и оборудования в сфере энергетики и на экспорт в Россию военной продукции, а также товаров и технологий двойного назначения. Срок действия этих санкций должен был истечь 31 января 2017 года, теперь они будут оставаться в силе до 31 июля. Еще прошлым летом в Евросоюзе активно велись разговоры о том, что к концу года секторальные санкции против России могут быть если не отменены вовсе, то смягчены. Продвижения по Минским соглашениям, с реализацией которых в руководстве ЕС связывают отмену санкций, правда, не наблюдалось и тогда, но к замороженному конфликту в Донбассе все уже привыкли, а Киев не торопился выполнять свою часть обязательств.

Однако на судьбу санкций повлияли события, не имеющие к Украине никакого отношения. После краха достигнутых в сентябре российско-американских договоренностей о введении в Сирии режима прекращения огня и особенно с началом штурма войсками Башара Асада восточного Алеппо, сопровождаемого массированными бомбардировками с воздуха, политическая конфронтация между Западом и Россией резко обострилась. В такой атмосфере выступать с инициативой смягчения антироссийских санкций для государственных деятелей стран Евросоюза стало практически невозможно. Еще в середине ноября уходящий президент США Барак Обама, находясь в Германии в рамках своего последнего государственного визита в Европу, договорился с европейскими лидерами о продлении санкций. 13 декабря на встрече в Берлине канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд вновь публично высказались за их продление.

Впрочем, на самом саммите Евросоюза о связи действующих санкций с событиями в Сирии речь не шла. На пресс-конференции по окончании саммита Ангела Меркель сообщила, что она и президент Олланд рассказали главам государств и правительств об отсутствии прогресса в выполнении Минских соглашений. В свою очередь, президент Европейского совета Дональд Туск заявил, что продление санкций не вызвало никакой дискуссии на саммите: «решение уже было ясно». Зато открытым остается вопрос, как поведет себя Брюссель, если избранный президент США Дональд Трамп после инаугурации будет выступать за отмену или смягчение санкций против России. Меркель признала, что проблема возможного изменения санкционной позиции США кратко обсуждалась во время саммита ЕС, однако вновь подчеркнула, что решение о продлении ограничительных мер принималось на основании динамики ситуации на Украине. Глава Евросовета Туск отметил, что «пока еще слишком рано давать серьезные оценки того, какой будет политика новой американской администрации в отношении России». Туск подтвердил, что некоторые страны ЕС хотели бы продлить санкции против России на год (с таким предложением выступила Польша), но приемлемым вариантом оказалось продление на шесть месяцев.

С другой стороны, при всех обвинениях в адрес Москвы, звучащих в некоторых европейских столицах в связи с драматическими событиями в восточном Алеппо, на саммите ЕС в Брюсселе вариант введения дополнительных ограничительных мер против России в практическом плане не обсуждался. Ранее за ужесточение санкций высказался глава ведущей фракции Европарламента – Европейской народной партии – Манфред Вебер. Но накануне саммита президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в эфире немецкого телеканала ZDF трезво заметил: «Тот, кто думает, что введение дополнительных санкций поможет разрешить сирийскую драму, проявляет особую форму наивности. Это не произведет на Россию никакого впечатления». А новый итальянский премьер-министр Паоло Джентилони после саммита сообщил, что большинство стран ЕС согласились с позицией Италии, согласно которой введение новых санкций против России было бы «ошибкой».

Ситуация с Украиной обсуждалась в Брюсселе не только в связи с антироссийскими санкциями. Лидеры стран Евросоюза попытались найти выход из тупика, который возник после того, как граждане Нидерландов на референдуме 6 апреля проголосовали против ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, подписанного в июне 2014 года. Опросы показывали, что среди голландцев, голосовавших против, было немало таких, кто рассматривал вступление в силу Соглашения как первый шаг к принятию Украины с ее разрушенной экономикой, разнузданной коррупцией и донбасским конфликтом в Евросоюз или опасался потерять работу в результате наплыва украинских гастарбайтеров. Хотя референдум носил консультативный характер и в нем приняла участие лишь треть граждан, правительство Нидерландов не решилось игнорировать его итоги. В то же время, внесение изменений в текст Соглашения влекло бы необходимость его повторной ратификации в остальных 27 странах ЕС. В конце концов, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте предложил принять на саммите ЕС 15 декабря юридически обязывающее решение по Соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной, в котором перечислены гарантии, предоставленные Нидерландам для ратификации Соглашения. Лидеры стран Евросоюза согласились с этим предложением.

В принятом решении специально оговаривается, что Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной:

– не предоставляет Украине статуса кандидата на вступление в ЕС и не содержит обязательства предоставить такой статус в будущем;

– подтверждает продолжение сотрудничества с Украиной в сфере безопасности, однако не содержит обязательств ЕС или его стран-членов по предоставлению гарантий коллективной безопасности или другой военной помощи Украине;

– не предоставляет гражданам Украины и гражданам Евросоюза право на жительство или работу в ЕС или на Украине соответственно;

– не требует дополнительной финансовой поддержки для Украины со стороны государств-членов ЕС, как и не отменяет исключительное право каждого государства-члена определить характер и объем двусторонней финансовой поддержки.

Отдельно в решении саммита ЕС подчеркнуто, что борьба с коррупцией на Украине является ключевым условием для дальнейшего укрепления отношений с ЕС. Подчеркивается важность укрепления независимости и беспристрастности судебной власти.

В принципе все эти положения не являются чем-то новым. Они призваны лишь рассеять опасения по поводу последствий Соглашения об ассоциации, распространившиеся среди голландцев и жителей других стран ЕС. Но для украинских политиков подобная фиксация в официальном документе ЕС нереалистичности завышенных ожиданий от курса на евроинтеграцию Украины, конечно, оказалась болезненной. Зато теперь процесс ратификации Нидерландами Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной сдвинулся с мертвой точки. 16 декабря законопроект о ратификации Соглашения был принят голландским правительством. Весной предстоит процедура утверждения законопроекта двумя палатами парламента. Если она будет пройдена успешно, то Соглашение об ассоциации окончательно вступит в силу.

Стоит добавить, что 15 декабря, в день работы саммита ЕС, Европарламент одобрил правила приостановки безвизового режима для граждан «третьих стран». Это открывает путь для давно обещанной отмены виз при кратковременных (до трех месяцев) поездках граждан Украины в страны Евросоюза. Голосование по введению безвизового режима для Украины запланировано Европарламентом на 3 апреля 2017 года.

В ходе работы саммита ЕС не раз звучала неудовлетворенность по поводу недостатка единства и политической воли этого объединения. Не трудно спрогнозировать, что в новом году способность стран Евросоюза приходить к консолидированным решениям столкнется с новыми испытаниями, которые будут связаны с выстраиванием отношений с новым президентом США Дональдом Трампом, началом переговоров по выходу Великобритании, усилением в странах-членах позиций евроскептиков и т.д.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Центр политических технологий провел третье исследование эффективности работы депутатов Госдумы в российских регионах. В рамках этого исследования нами была изучена работа депутатов в период с июля по сентябрь 2017 г. Акцент в исследовании, как и прежде, сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам.

Когда Алексей Дюмин в начале прошлого года стал и.о. губернатора Тульской области, его сразу же стали воспринимать в публичном пространстве как возможного преемника Владимира Путина. С тех пор прошло почти два года, но слухов по этому поводу не становится меньше. Хотя вопрос о преемничестве выглядит непростым – представляется, что спешить с оценками не стоит.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net