Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.12.2016 | Николай Пахомов
Российско-американские отношения: ожидание шагов Трампа
Американская избирательная кампания этого года, победа Трампа и ожидание его администрации в очередной раз демонстрируют исключительный интерес, который существует в России к Соединённым Штатам. Можно говорить о том, что этот интерес мешает рациональному взгляду на отношения между двумя странами. При этом разработка и осуществление российской политики в адрес США требуют спокойной оценки как нынешнего состояния двусторонних связей, так и возможностей для их изменения.
Традиционно Америка и всё американское выделяются в российском дискурсе, будь то политика, экономика или культура. В очередной раз и особо наглядно это проявилось на протяжении последних лет в ситуации геополитического кризиса из-за событий на Украине. Когда Соединённые Штаты и ведомые ими страны Запада заняли по отношению к Россию резко критические позиции и ввели санкции, внутрироссийские комментаторы, как поддерживающие официальный российский курс, так и оппозиционные, стали рассуждать про Америку особо активно. Несколько упрощая, можно сказать, что многие представители первой группы стали всё чаще находить американские происки даже там, где их существование сомнительно. Во второй группе, напротив, громче зазвучали голоса, обещающие России новые беды из-за нежелания подчиниться всемогущему Вашингтону или смело заявляющие о благотворности всего, что происходит из США.
Последние полтора года эта российская полемика разворачивалась на фоне американской предвыборной кампании, в рамках которой Дональд Трамп заявил себя и победил как кандидат, противостоящий американскому истэблишменту. Такая позиция облегчила многим российским комментаторам выбор сторон в американской политической борьбе: Хилари Клинтон стала олицетворением американского государства, Трамп же, напротив, смутьяном, противником американской политики, включая внешнюю.
Более того, ряд заявлений Трампа, среди прочего допустившего возможность договорённостей с Россией, дал основания многим в России считать миллиардера «нашим» кандидатом. Подобные нотки постоянно проскальзывали и в российских СМИ. Продолжая эту логику, теперь можно сказать, что «наш» кандидат победил и будет проводить выгодную России политику. (Материала подобным рассуждениям добавило выдвижение Трампом Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря.) Такая перспектива, конечно, выглядит очень заманчиво, однако, учитывая, что до инаугурации Трампа осталось меньше месяца, необходимо задуматься, насколько обоснованы эти радужные ожидания.
Прежде всего, следует вспомнить, что в любом серьёзном предприятии, тем в более в международной политике, мягко говоря, наивно базировать свои планы на ожиданиях благоприятного развития событий. Готовиться лучше к худшему, тем более, что у Трампа, во-вторых, по сути нет каких-либо объективных оснований занимать пророссийские позиции. В-третьих, даже если ограничиться изучением новейшей истории США, хватает примеров того, как кандидаты, победившие на выборах, после переезда в Белый Дом начинали осуществлять курс, противоположный их прежним заявлениям. С точки зрения российско-американских, точнее говоря, тогда советско-американских отношений вспомним Ричарда Никсона, до президентства считавшегося ярым антисоветчиком, однако осуществившим масштабную политику разрядки.
О политике Трампа в адрес России можно будет судить только по его реальным шагам. Очень может быть, что шаги эти будут способствовать ослаблению нынешней геополитической напряжённости. Произойдёт это не потому, что, скажем, Трампу очень понравилось проводить в Москве конкурс «Мисс Вселенная». Трамп – бизнесмен, и договорённостей с Россией он будет достигать тогда, когда эти договорённости будут ему выгодны или необходимы. В этом кроется большой позитивный потенциал: классическая дипломатия, которой в целом придерживается российская внешняя политика, строится на таком торге и стремлении достичь взаимовыгодных договорённостей. Если Трамп готов договариваться без идеологической зашоренности, обычной для современной американской внешней политики, это уже не мало. Но Трампу ещё нужно проявить эту готовность на посту президента. Пока этого не произойдёт, любые его заявления нужно воспринимать именно сквозь призму понимания этого простого факта.
Николай Пахомов – президент «Нью-Йоркского консалтингового бюро»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.