Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.12.2016 | Николай Пахомов
Год России в мире: признание критиков
Оценивая международное положение России по итогам 2016 года, важно понимать, что это положение во многом определяется восприятием страны в мире. Это не уникальная ситуация: в международных отношениях идеи и впечатления зачастую весомее фактов и действий. При негативном отношении к России со стороны многих участников мировой политики в уходящем году можно отметить новую тенденцию: даже эти критики всё чаще воспринимают Россию в качестве влиятельного участника международных отношений.
На фоне роста признания в мире значения России за последние годы участились и оценки скептиков, прежде всего и главным образом внутри страны, согласно которым, многочисленные внутренние проблемы не позволяют России претендовать на статус влиятельного участника международных отношений. Однако при всей остроте существующих проблем в мировом публичном пространстве, оценках экспертов и выступлениях лидеров государств, включая заявивших о том, что Россия является их противником, всё чаще можно слышать о достижениях российской внешней политики, пусть зачастую об этих достижениях и говорят с сожалением.
Более глубокий анализ процесса принятия и реализации внешнеполитических решений других стран убеждает в том, что тезисы о росте российских возможностей в мире это не просто публичная позиция, они начинают определять принимаемые решения. Минувший год сделал этот процесс особо наглядным.
Даже, если анализировать только оценки российских действий со стороны западных представителей, которых трудно заподозрить в симпатиях к России, иногда сложно поверить, что эти заявления делаются на полном серьёзе. События в Сирии, европейских государствах и Соединённых Штатах за уходящий год неоднократно давали поводы для оценок, которые ранее можно было представить разве только в фантастических произведениях. Апогей был достигнут после президентских выборов в США, где развернулась активнейшая дискуссия о том, не решило ли российское вмешательство исход борьбы за пост президента.
Американские политики, обычно небезосновательно заявляющие о могуществе Америки в разных областях, теперь требуют от Москвы прекратить решать, кто станет президентом могущественной державы. Если учесть, что к этой дискуссии добавляются разговоры о вмешательстве России в европейские дела, о том, что Россия буквально вот-вот развалит Европейский Союз и НАТО, то впору задумать о всесилии российского руководства. При этом разговоры эти ведут самые высокопоставленные официальные лица, которых трудно подозревать в беспочвенном паникёрстве.
Столь высокие оценки российского влияния в международных делах, сопровождаются признанием и эффективности российских вооружённых сил, поддерживающих в Сирии президента Асада. Надо отдать должное западным экспертам, многие из которых год спустя после начала российской операции заявляют, что они ошибались, когда обещали операции скорый и бесславный конец. Хотя значительный сегмент западного общественного мнения настроен негативно по отношению к России из-за обвинений в адрес Москвы в причастности к гибели мирных людей во время сирийской гражданской войны, правители государств Ближнего Востока не могут не обращать внимания на изменившуюся в регионе обстановку после прихода России.
И, наконец, в сфере международных экономических отношений, главным итогом года можно назвать само по себе сохранение российской экономики в непростых условиях. Ещё в конце 2014 года многие комментаторы обещали россиянам скорый экономический коллапс, однако за два года катастрофы так и не случилось. Конечно, можно объяснить это милосердием стран Запада, осуществляющих в адрес России политику санкций. Однако при таком подходе возникает вопрос: а зачем тогда вводить санкции, которые не направлены на достижение результата? Чтобы, как это любят повторить в Вашингтоне, подать сигнал? Какой сигнал и кому?
В целом же, конечно, любую новость, свидетельствующую о росте российского влияния можно объяснять везением, благоприятным стечением обстоятельств или исключительной нерадивостью других игроков мировой политики. Однако только в течение 2016 года случилось столько событий, по итогам которых Россия так или иначе набирала очки влияния даже в глазах оппонентов, что говорить лишь о чреде счастливых для российского руководства случайностей становится всё более проблематичным.
Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.