Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Экспресс-комментарии

26.01.2017

Алексей Портанский: «Отказ Трампа от Транстихоокеанского партнерства - пример нестандартного отказа от преемственности по отношению к прежней администрации»

Алексей ПортанскийРазумеется, до конца причину, которая подвигла Трампа отказаться от Транстихоокеанского партнерства (ТТП), мы определить не можем. Сомневаюсь, что и сам Трамп, и его команда способны внятно объяснить, почему они пошли на такой шаг. Вообще это событие - отказ США от участия в ТТП - можно воспринимать как чрезвычайное: ничего подобного в послевоенной истории Соединенных Штатов не случалось. Я имею в виду серьезный международный проект, который готовился долгое время, и вдруг достаточно неожиданно и без серьезных обоснований Вашингтон от него отказывается. Такого прецедента не было в истории США. Солидное государство с отработанным государственным устройством так не поступает.

Кроме того, это ставит под сомнение лидерскую роль США в международных экономических отношениях. Вопреки словам Трампа о том, что при нем Америка снова станет сильной и будет лидером, в отношении лидерской роли возникают сомнения. Потому что роль лидера в наш сложный глобализированный мир выстраивается не сразу и не только на базе собственной процветающей экономики. Это очень долгий процесс взаимоотношений с другими странами, долгие переговоры, долгие усилия по созданию международных институтов и т.д., в которых участвует данное государство. Только в результате этого формируется роль лидера. Так и получилось после Второй мировой войны, когда США, выйдя из нее самой сильной экономикой, играли лидерскую роль и в ГАТТ/ВТО, и в других институтах. Всегда и во всех торговых переговорах США играли роль лидера.

Напомню, что проект ТТП не является чисто политическим. Политическая составляющая - только в том, что Вашингтон имел твердое намерение сдержать Китай. Как неоднократно заявляли Обама и Керри - в этом регионе не Китай должен писать правила торговли, а США. Теперь команда Трампа, очевидно, игнорирует этот посыл, что тоже очень странно. Такого отсутствия преемственности в политике США при переходе от одной администрации к другой давно не припомню. И этот проект изначально не был американским, США подключились в 2008 году. С этого времени они играли лидирующую роль в нем. Все признали, что американская дипломатия проделала очень большую и серьезную работу, сгладив противоречия между 12 странами-участницами, среди которых развивающиеся (Бруней, Малайзия, Вьетнам) и развитые страны (США, Канада, Австралия). Были сглажены серьезные противоречия между США и Японией.

И вот теперь получается, что новая команда эту работу вообще не признает. Это очень странно для такого государства, как США. Сегодня Трамп, когда он подписывал этот документ, и даже до этого, когда он неоднократно заявлял, что США выйдут из этого партнерства, создает некую иллюзию простых решений, которые он примет после отказа от этого партнерства. И это, мол, принесет блага США. В наш сложный глобализованный и взаимозависимый век таких простых решений в принципе не бывает. Он говорит о переходе к двухсторонним экономическим соглашениям. Они при нынешней взаимозависимой экономике не дадут тех возможностей для решения конкретных торгово-экономических вопросов, как мегарегиональный формат типа ТТП или многосторонний формат в виде ВТО. Приходится соглашаться с той странной мыслью, что команда Трампа этого недооценивает.

Трамп много говорит о том, что создаст рабочие места, и при нем американцы будут жить лучше. Это тоже пока что пропагандистский лозунг. Когда велась работа по ТТП, было показано, что оно принесет создание рабочих мест. Сейчас Трамп говорит, что мы, благодаря отказу от ТТП, создадим рабочие места. Но на самом деле, если все скрупулезно подсчитать, то эффект от создания ТТП принесет больше рабочих мест, чем выход из него.

Отказ от участия в этом партнерстве, наверняка, приведет к повышению цен в США на целый ряд товаров, в частности, на ширпотреб: обувь, другие товары, которые в США давно не производят и не будут производить. В Америке будут производить автомобили, самолеты, но кроссовки шить там не будут. Их сделают в других странах, например в Юго-Восточной Азии. Так что целый ряд товаров простые американцы будут покупать дороже. Тогда эффект от этого отказа будет более четко просматриваться.

Негативный результат от этого шага неизбежно даст о себе знать. Но для этого должно пройти время - год, два или три. Тогда картина прояснится.

Алексей Портанский - профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net