Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Состоявшийся в воскресенье, 19 марта, съезд Социал-демократической партии Германии избрал экс-председателя Европарламента Мартина Шульца новым лидером партии и официально утвердил его кандидатом в канцлеры от СДПГ на предстоящих в сентябре выборах в бундестаг. Шульц был единственной кандидатурой и получил стопроцентную поддержку делегатов – это первый случай за весь послевоенный период.

Бизнес, несмотря ни на что

Восприятие кризиса в строительной отрасли словно проходит через классические «стадии принятия». Позади уже отрицание, гнев и торг. Большинство участников рынка колеблются между депрессией и принятием. Периодически можно встретить бодрые заявления о «достижении дна» и завершении «наиболее трудного этапа» кризиса, однако зачастую последующие события, как правило, указывают на их чрезмерную оптимистичность.

Интервью

«Политком.RU» планировал поговорить с известным политологом и политическим географом Дмитрием Орешкиным о нынешнем состоянии российской внепарламентской оппозиции. Но по ходу интервью разговор вышел и на другие темы: о глубоких социокультурных и политических различиях между российскими регионами и связанных с этим проблемах для любой власти в Кремле, а также о президентских выборах и политической ситуации после марта-2018.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Выборы

20.02.2017 | Владимир Чернега

Новый лидер французской гонки: в чем причины взлета Макрона?

МакронКампания по выборам президента Франции уже преподнесла немало неожиданностей. Прежде всего, это, конечно, победы Фийона на первичных выборах «Республиканцев» и Амона – в Соцпартии, а также коррупционный скандал, превративший Фийона из бесспорного фаворита в «аутсайдера». Но главная неожиданность – это выход в лидеры Эммануэля Макрона, в 2006-2009 годах состоявшего в Социалистической партии, но сейчас позиционирующего себя независимым кандидатом.

До августа 2014 года, когда нынешний президент Ф. Олланд назначил Макрона министром экономики, промышленности и цифровых технологий, он был практически неизвестен широкой публике. Но еще до своего ухода по собственной инициативе в августе 2016 года, он стал любимцем «мейнстримовских» СМИ страны.

«Феномен Макрона», конечно, нельзя проанализировать в достаточной мере в коротком тексте. Но можно попытаться обозначить хотя бы некоторые основные моменты. Для того, чтобы понять, как он возник, нужно хотя бы в самом схематическом виде коснуться внутриполитической эволюции Франции в последние десятилетия.

С 1981 года, когда президентом впервые в Пятой республике стал лидер Социалистической партии Франсуа Миттеран (он был у власти до мая 1996 года) в стране неуклонно размывалась граница между левым и правым лагерями (хотя при этом она продолжала декларироваться). Эта эволюция объяснялась множеством факторов. Среди них – заметное «обуржуазивание» населения Франции, увеличение доли в нем среднего класса в ущерб промышленному «пролетариату», крах коммунистической идеи и, напротив, усиление неолиберальной доктрины с глобалистским уклоном, ставшей кредо большинства французских элит, и нашедшей свое воплощение на наднациональном уровне в европейской интеграции. Указанное большинство стало более гомогенными и сплоченным, более закрытыми по отношению к «социальным низам». По сути, оно превратилось в касту, объединенную, помимо экономических интересов и идеологии, «культурным кодом», приобретаемым сначала в семейной среде, затем - в элитных лицеях и высших «больших школах» –Политехнической школе, Высшей школе политических исследований (Сьянс По), Высшей коммерческой школе, но особенно в Национальной школе администрации, ЭНА).

С учетом данной эволюции нет ничего удивительного в том, что Ф. Олланд (выпускник ЭНА), пришедший к власти под левыми лозунгами, на деле проводил примерно тот же курс, что и Н. Саркози (выпускник Сьянс По), который в своей политике все больше тяготел к центру. Это разочаровывало тех избирателей, которые еще придерживались четких левых или правых взглядов, и давало повод лидеру крайне правого Национального фронта Марин Ле Пен противопоставлять себя в качестве «несистемного» лидера «истеблишменту», который оторвался от собственного народа и обеспечивал свои эгоистические интересы, создавая видимость смены власти. Особый акцент Ле Пен делала на отмеченный выше глобалистский неолиберальный уклон «истеблишмента», выдвигая в качестве альтернативы лозунги «патриотизма», «суверенизации» страны, жестких мер в отношении иммигрантов (3, 6). Неспособность Н. Саркози и Ф. Олланда преодолеть экономические трудности в стране после известного кризиса 2008 года, ухудшение положения все большего числа граждан, ширящееся разочарование в европейской интеграции привели к тому, что «анти-истеблишментские» и анти-глобалистские настроения начали распространяться в обществе. Миграционный кризис, исламистские террористические акты и появляющееся понимание ошибочности политики Франции на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии усугубили их.

Общественный запрос на реальные перемены, в том числе смену лидеров и определенное обновление идеологических установок, и явился главной причиной появления на политической авансцене Ф. Фийона и Б. Амона, усиления позиций, с одной стороны, М. Ле Пен, с другой стороны, лидера крайне левого крыла социалистов Ж-Л. Меланшона. Все они критикуют сложившуюся систему и выдвигают предложения по ее улучшению с правых, левых, право-или лево-центристских позиций, а чаще - в той или иной степени сочетая их (2, 7). «Феномен Макрона» также вписывается в эту тенденцию, но его отличие в том, что он в наибольшей мере воплощает собой опытку ответить на отмеченный запрос со стороны неолиберальных элит Франции. В персональном плане в связи с этим избирателей должны привлекать его молодость (39 лет), тот факт, что он не работал в партийном аппарате и не избирался в парламент (что отличает его от традиционных политиков). Правда, он учился в ЭНА, затем, после нескольких лет службы в престижной Финансовой инспекции, работал В Банке Ротшильда, но это может быть представлено как позитивный момент с точки зрения его компетентности в финансово-экономических вопросах.

Главное, однако, в том, что Э. Макрон пытается адаптировать неолиберальную доктрину и политику к нынешним общественным реалиям. В своей книге-манифесте «Революция», вышедшей в конце 2016 года, он подчеркивает, например, что глобализация является объективным процессом. Франция не может себе позволить остаться вне его, замкнувшись в «суверенных» границах, поскольку это неизбежно приведет к ее изоляции от доминирующих в мире тенденций и к отсталости, особенно, в контексте начинающейся очередной технологической революции. Он безусловный сторонник европейской интеграции и предлагает, например, сформировать общий бюджет стан «еврозоны» и учредить пост министра финансов ЕС, который отвечал бы за единую политику в этой области. В тоже время он признает, что глобализация и интеграция приносят выгоду далеко не всем и что необходимо бороться с ее «издержками», болезненно отражающимися на многих социально-профессионально категориях.

Более того, поддерживая предпринимательскую инициативу и конкуренцию как главный фактор экономического развития, Э. Макрон критикует капитализм, находящийся, по его мнению, на финальной стадии своего существования и призывает к созданию новой «смешанной» системы, в рамках которой рыночное начало намного более тесно, чем сейчас, переплеталось бы с «социальным прогрессом». Идея эта, конечно, не нова, но в нынешних условиях она приобретает особую актуальность.

Главными помехами необходимым реформам Э. Макрон считает, с одной стороны, государственную машину, слишком большую и забюрократизированную, стремящуюся регламентировать все и вся и по большому счету живущую для самой себя. С другой стороны - эгоизм и инертность существующих политических, чиновничьих и экономических элит, слишком приверженных своим привилегиям и находящихся во власти удобного «интеллектуального конформизма». Отсюда его призыв переосмыслить роль государства, которое должно «больше содействовать» и «меньше запрещать», а также способствовать «демократизации» элитной прослойки. Этой последней цели должны служить, в частности, реформа системы школьного образования, направленная на минимизацию числа отстающих учеников, в частности, из «социальных низов», и повышение роли обычных университетов в противовес отмеченным выше элитным «большим школам». Преодолению «расколов» Франции должны служить также сближение больших городов и «периферии», а в религиозно-культурном плане - «офранцуживание» ислама на территории страны и интеграция мигрантов-мусульман.

Макрон подчеркиваетт, что деление политических сил на левых и правых в целом изжило себя. По его словам, оно еще существует «в виде традиции», но в «трудные исторические моменты» необходимо уметь ее преодолевать. В качестве примера такого «реализма» он одновременно ссылается на опыт Ш. де Голля, который считал себя стоящим «над партиями», и центристского деятеля П. Мендес-Франса, являвшегося убежденным противником генерала. В одном из интервью он подчеркнул, что хотел бы обьединить вокруг себя не только левый и правый центр, но либеральную часть правых сил (1).

Стоит отметить некоторые внешнеполитические идеи Э. Макрона. В центре его предпочтений, как и следовало ожидать, находится ЕС, который должен стать самостоятельным «центром силы», в том числе в дипломатическом и военном отношении, перед лицом, с одной стороны, России и Китая, с другой стороны США, вступивших, по его словам, в «период неопределенности» во внутреннем и международном плане. Особые надежды в этой связи он возлагает на усиление оси Франция-Германия. Вместе с тем Э. Макрон считает невозможным обеспечить стабильность и безопасность на нашем континенте без диалога и взаимодействия с Россией–«европейской страной», особенно по украинскому кризису. В этой связи он призывает как можно скорее двигаться к снятию санкций и контр-санкций. Он косвенно критикует сирийскую политику Ф. Олланда, подчеркивая, что приоритетом в этой стране должен быть не уход от власти Б. Асада, а устранение исламистской угрозы (4, p. 38-39, 48-50, 53-64, 108-115, 2011-209).

Этот краткий анализ позволяет утверждать, что хотя Э. Макрон почти не выдвигает действительно оригинальных идей, ему в определенной мере удается «синтезировать» лево-центристские, право-центристские и право-либеральные установки под общим знаменем «социального неолиберализма». Это обеспечивает ему поддержку неолиберальных элит и значительной части электората, особенно молодежи. Созданное им движение «В путь» успешно рекрутирует новых сторонников.

По последним опросам общественного мнения, проведенным 20 февраля, Макрон делит второе место с Фийоном (у обоих по 20%) и отстает от Ле Пен, набирающей 26%. В случае выхода во второй тур Макрон выигрывает у лидера «Национального фронта» с результатом 58% против 42%. Конечно, как показали итоги голосования по Брекситу в Великобритании и последние президентские выборы в США, к опросам следует относится с осторожностью. Бесспорным пока является одно - ни один другой кандидат не пользуется столь откровенной благосклонностью французских СМИ, особенно ведущих телеканалов.

Владимир Чернега - консультант Совета Европы, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный посланник


Библиография

1. Bourmaud F-X. Emmanuel Macron tente de se placer au-dessus des partis.- Le Figaro, 04.02.2017,p.3

2.Fillon F. Faire.-Paris, Editions Albin Michel, 316 p.

3.Gautier J-P. De Le Pen à Le Pen.-Paris, Editions Sillepse, 2015

4.Macron E. Révolution. -Paris, XO Editions, 2016, 268 p.

5.Petersen B-P. Le phénomène Macron qui déstabilise Fillon.-Libération, 22 décembre 2016, p.3

6.114 propositions de Marine le Pen.-https :/marine2017.fr

7.Tabord G. Tourner la page.- Le Figaro, 06.02. 2017, p.2

8. Русская служба RF1. Опросы.-08.02.2017

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

О реформе здравоохранения в США говорят на протяжении уже более 70 лет. И проблема тут не в том, что государство не заинтересовано в предоставлении своим гражданам возможностей заботиться о своем здоровье - напротив, первую помощь человеку всегда окажут. Но и заплатить за это придется не мало. И вот в том, как сделать процесс получения базовых медицинских услуг доступным любому американцу и при этом не обременять налогами граждан в целом – это и есть задача номер один для любого президента.

Организация Договора Коллективной Безопасности в силу значимости предмета деятельности могла бы стать одним из существенных инструментов постсоветской кооперации и интеграции в военной сфере. Однако по ряду комплексных обстоятельств этот механизм был задействован лишь частично.

Об Арктике в последнее время говорят и пишут довольно много, особенно в России. Но если в нашей стране основными субъектами подобного рода дискурса, а также исполнителями конкретных решений являются государственные деятели и военные, то в странах Запада в качестве таковых выступают некоммерческие организации, экологи, представители научного сообщества.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net