Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

15.03.2017 | Сергей Маркедонов

Южная Осетия: внутренняя динамика и позиция Москвы

Леонид ТибиловВ конце прошлой неделе в ряде российских СМИ появилась информация о скором визите в Москву главы Южной Осетии Леонида Тибилова. 15 марта ситуация с датой поездки прояснилась. По словам помощника президента РФ Владислава Суркова, встреча Владимира Путина и Леонида Тибилова состоится через неделю.

Действительно, проблем для обсуждения накопилось немало. 9 апреля 2017 года в Южной Осетии одновременно пройдут президентские выборы и референдум по ее переименованию в Государство Алания. Впрочем, правильнее было бы вести речь о «доименовании» республики, поскольку и после подведения итогов народного волеизъявления оба названия будут равноценными (как это уже имело место в случае с Нагорным Карабахом - Республикой Арцах).

Предстоящие выборы важны в силу целого ряда причин. На них действующий президент Леонид Тибилов будет бороться за подтверждение своих полномочий. Его появление на югоосетинском политическом Олимпе стало последствием серьезного внутриполитического кризиса, разразившегося в ходе предыдущей президентской кампании 2011 года. Для его преодоления потребовались повторные выборы, на которых он одержал победу.

И в республике, и в Москве опасаются того, что ситуация того времени может в той или иной форме повториться. По словам югоосетинского политика и политолога Роланда Келехсаева, Тибилову «нужно продемонстрировать свою способность не переходить рамки закона, провести честные прозрачные выборы, не повторить ошибок своего предшественника». Между тем, в ходе избирательной гонки у основного претендента обозначились конкуренты. Среди них спикер национального парламента Анатолий Бибилов (на выборах 2011 года он считался фаворитом и потенциальным преемником Эдуарда Кокойты, но потерпел неудачу), Алан Гаглоев, набирающий обороты политик. Но, пожалуй, главным неприятным сюрпризом для власти стал экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. В отличие от событий 2011-2012 гг., когда он неистово боролся за то, чтобы «уходя, остаться», сегодня он играет на оппозиционном поле. И как играет! После того, как 4 марта югоосетинский ЦИК поставил шлагбаум на пути кандидата Кокойты (основание - отсутствие необходимого «ценза оседлости», то есть постоянного проживания в республике на протяжении последних пяти лет), он обжаловал эти действия в Верховном суде. Но это еще полдела. Через несколько дней после подачи апелляции в Цхинвали прошли массовые акции в поддержку экс-президента и его права на участие в предстоящих выборах. В оценках этой массовости обозреватели расходятся. Есть те, кто не считает их серьезной угрозой, но есть и те, кто обжегся на молоке, дует теперь на воду. Считая акции в поддержку Кокойты угрозой для политической стабильности в республике. Как бы то ни было, а 14 марта Верховный суд Южной Осетии (после девятичасового заседания!) оставил в силе решение Центризбиркома о недопуске экс-президента к избирательной кампании.

Заметим, Москва, которая в бытность Кокойты президентом его де-факто поддерживала, сейчас, напротив, всеми знаками показывает, что присутствие бывшего главы республике на политической арене Южной Осетии не слишком желательно. При этом среди сторонников Тибилова (особенно в кулуарах) обсуждается версия о возможной ситуативной кооперации между Бибиловым и Кокойты для ослабления позиций президентской команды. Что, мол, не дозволено спикеру парламента и политику, интегрированному в элиту, то можно для новоявленного оппозиционера, который в свое время не слишком церемонился в выборе инструментов для удержания власти.

В этой ситуации перед Россией непростой выбор. Занять однозначную позицию и повторить сценарий 2011 года, только уже против Кокойты – не самый лучший и эффективный путь. Похоже, на этом этапе выбран сценарий аккуратной, без перехлестов поддержки действующего руководителя.

И к его визиту 21 марта уже заготовлены некоторые «экспромты». Правительство РФ

одобрило проект соглашения с Южной Осетией о порядке вхождения ряда ее подразделений в состав российских вооруженных сил. 13 марта соответствующий документ был передан президенту Владимиру Путину. Если бы подобное соглашение поступило в Кремль в любой другой месяц, возможно, оно бы не вызвало повышенного интереса. Но в марте, в канун третий годовщины присоединения Крыма, снова возникает тема о повторении событий 2014 года в Закавказье. Между тем, данная идея обсуждалась еще в рамках подготовки двустороннего Договора между Москвой и Цхинвали. Он был подписан тоже в марте, но 2015 года, а через несколько месяцев, в июне закон о его ратификации получил визу Владимира Путина. Второй пункт второй статьи этого документа гласит: «Российская Федерация обеспечивает оборону и безопасность Республики Южная Осетия, включая защиту и охрану государственной границы Республики Южная Осетия. С этой целью отдельные подразделения Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия входят в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации по согласованию Договаривающихся Сторон». Таким образом, никакой особой новизны в правительственном проекте нет. Это- бюрократическое продолжение идей двустороннего договора двухлетней давности, а если копнуть глубже, то статус-кво, обозначенного событиями «пятидневной войны» 2008 года. Можно долго спорить о том, права была или нет Россия, признавая независимость бывшей автономии Грузинской ССР, но это изменило ситуацию не только в отношениях с Тбилиси, но и во всем Закавказье в целом. И в новых условиях гарантом безопасности Южной Осетии выступает Москва, а функционирование самостоятельных югоосетинских сил не является вопросом первостепенной важности.

При этом стоит обратить внимание на два момента. В прошлом году внутри Южной Осетии обсуждались два проекта (Леонида Тибилова и Анатолия Бибилова) об объединении республики с Россией и, возможно, образовании нового субъекта федерации. Тогда идея была отложена на время после проведения президентской кампании. Но в апреле 2017 года мы видим, что параллельно с выборами главы республики состоится волеизъявление по ее «ребрэндингу». И, скорее всего, никакого дополнительного голосования по вхождению в состав РФ не предусмотрено.

Таким образом, соглашением об интеграции военных систем и «доименованием» Южной Осетии будет предложен своеобразный компенсаторный механизм. Идти на повторение крымского «кейса» Москва не станет по нескольким причинам. Во-первых, она не ставит задачу его мультипликации. Во-вторых, нынешний статус-кво ее вполне устраивает и угроз оспорить его, в том числе, военным путем не видно. Парламентские выборы в Грузии завершились победой «Грузинской мечты», провалом «Единого национального движения» (которое вскоре после выборов раскололось) и продолжением курса на «нормализацию без перехода красных линий». Леонид Тибилов как политик, ассоциирующийся с «ребрэндингом», двусторонним договором между РФ и Южной Осетией и военной интеграцией вооруженных сил большой России и маленькой республики, должен использовать эти достижения для своей пользы. Обеспечивая тем самым, стабильность и предсказуемость для Южной Осетии и для российских интересов.

Не исключено, при этом, что среди «тем и вопросов» в разговоре двух президентов, будут подняты и такие щепетильные сюжеты, как социально-экономическое восстановление и повышение эффективности республиканского менеджмента. Ибо в противном случае и югоосетинские власти, и их московские «кураторы» будут вынуждены иметь дело с протестными настроениями, обращенными не против России, а против некачественного уровня управления в самой Южной Осетии. При этом не слишком удовлетворительное состояние местной бюрократии - дополнительный путь к раздуванию «объединительных настроений», которые многими в обществе видятся, как лучший выход из имеющихся тупиков. Но, повторимся, повторение крымского сценария на югоосетинском направлении не входит в планы Москвы. Следовательно, одной поддержки и сигналов о том, что «Тибилов-наш» недостаточно. Эту часть российские политики и дипломаты сделают, но за югоосетинскими их партнерами повышение качества принимаемых решений по всему спектру вопросов внутри республики. Им перекинут мяч 21 марта, который они должны научиться разыгрывать без эксцессов, подобных тем, что имели место во время скандальных выборов 2011 года. До апрельского голосования (и не исключено, что и после) к этому событию еще не раз будут обращаться.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net