Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

28.03.2017 | Сергей Маркедонов

Абхазский парламент: цветущая сложность

Абхазия, выборы26 марта 2017 года состоялся второй тур выборов в Народное собрание Абхазии шестого созыва. Определить контуры высшего представительного органа власти республики с первой попытки не получилось. Из 35 депутатских мандатов заполненными были только 12 мест, а в одном из округов выборы были признаны несостоявшимися.

По итогам первого тура кандидаты от власти и оппозиции не имели явного преимущества друг перед другом. Впрочем, оппоненты президентской команды могли похвастать таким символическим успехом, как победа экс-президента Абхазии Александра Анкваба. Фактически он создал прецедент возвращения в большую политику высокопоставленного отставника, покинувшего свой пост в результате народных протестов.

Таким образом, за две недели до второго тура сохранялась интрига. Получи оппозиция широкое представительство в парламенте, она могла бы поставить вопрос о выдвижении своего депутата (кстати, совсем не обязательно, Александра Анкваба) на пост спикера Народного собрания. Однако второй тур не принес оппозиционерам ощутимого прироста. В высшем представительном органе власти республики у них не будет большинства. Однако 9 мандатов из 35- достойный результат! По справедливому замечанию политолога и журналиста Инала Хашига, отсутствие численного преимущества оппозиционеры попытаются компенсировать масштабом политических фигур, прошедших в депутаты. Напомню, что наряду с экс-президентом с первой попытки народным избранником стал Дмитрий Дбар (в прошлом глава УВД Сухуми сегодня он представляет оппозицию). Во втором туре к ним присоединился Аслан Бжания, одержавший победу в 31-м избирательном округе. В период президентства Анкваба он возглавлял СГБ (Службу госбезопасности) республики, а после его отставки принимал участие в досрочных выборах президента, по итогам которых занял второе место с высоким результатом (набрал порядка 36% голосов).

Что касается пропрезидентской команды в парламенте, то в оценках ее численности есть разночтения. Называются цифры в разбросе от 12 до 20 человек. Впрочем, и в оценках «нейтралов», пытающихся дистанцироваться от «биполярной» модели политической борьбы, также нет единства. Например, многолетнего председателя республиканского ЦИК Батала Табагуа некоторые обозреватели склонны рассматривать, как оппозиционера, но в то же самое время, он видится и как политик, готовый к компромиссу и балансированию между крайними позициями. Примерно также оценивают и позицию экс-главы МВД Рауля Лолуа. Но если Табагуа прошел в парламент с первой попытки, то Лолуа бал избран депутатом во втором туре.

Может ли президентская команда праздновать победу? Насколько корректным будет вывод о том, что политическая турбулентность, сопровождавшая Абхазию в течение всего прошлого года, осталась позади? С одной стороны, Рауль Хаджимба может рассматривать прошедшие выборы, как свой успех. Кампания по выборам в парламент стала своеобразным тестом для четвертого президента республики. После прихода к власти в 2014 году он испытывал серьезное давление со стороны оппозиции, которая расценивала само его появление на политическом Олимпе Абхазии едва ли не как узурпацию. Для аргументов в своем диалоге с ней Хаджимбе требовалась дополнительная легитимность. И абхазский лидер ее получил, несмотря на то, что провластные депутаты хуже «раскручены» в информационном плане по сравнению с набором ярких оппозиционных имен. В спорте, как и в политике, порядок нередко бьет класс. Выборы в парламент позволили ввести острую внутриполитическую борьбу в некие рамки, что, впрочем, можно занести в актив и президентской команды, и оппозиции.

В то же самое время у властей, несмотря на численное преимущество в парламенте, не будет монополии. И Бжания, и тем более Анкваб не рад демонстрировали свои бойцовские качества. Экс-президент Абхазии имел многолетний опыт пребывания в оппозиции во время правления Владислава Ардзинбы. Он уже «возвращался» в абхазскую политику в качестве премьер-министра, а потом и вице-президента у Сергея Багапша. И скучать новым парламентариям Анкваб, скорее всего не позволит. Даже в личном качестве он был бы «крепким орешком» для руководства Народного собрания и президентской администрации. В шестом же созыве абхазского парламента у него будут и сторонники. Позиция условных «нейтралов» также представляет определенный интерес. В случае просчетов и ошибок властей их позиция также будет играть роль, и напротив, неконструктивное поведение оппозиции (если таковое будет) может сделать их попутчиками провластной группы.

Впрочем, итоги выборов в Народное собрание не сводимы к определению ресурсов власти, оппозиции и условной «третьей силы» По справедливому замечанию кавказоведа Александра Скакова, «самое главное, что показали эти выборы – парламент прошлого созыва в целом оказался не соответствующим надеждам и потребностям абхазского общества». Уже в первом туре выборное сито не прошел спикер Народного собрания пятого созыва Валерий Бганба, а также такие известные в республике политики, как Сергей Шамба и Вячеслав Чирикба. Таким образом, вне зависимости от политических пристрастий, новый созыв парламента оказался значительно обновленным.

Не исключено, что через пять лет Народное собрание седьмого созыва будет избираться по другим принципам. 12 и 26 марта 2017 года избиратели определяли победителя гонки по мажоритарной системе. Из 137 претендентов только 24 были представителями партий. Но абхазские законодатели еще с 2015 года начали обсуждение перехода к смешанной системе парламентских выборов. Остается разрешить важный процедурный вопрос - какое точно количество депутатов будут выбирать по новым правилам. В рамках реформы предполагается увеличить число парламентариев. Впрочем, помимо организационных моментов крайне важно наличие эффективных партий, с чем в Абхазии сегодня явный дефицит. Избиратель по-прежнему ориентируется на личные симпатии, родственные связи, и вряд ли этот подход удастся изжить за пятилетний политический цикл.

Как бы то ни было, а переход к смешанной системе может позволить найти определенное решение и для «национального вопроса». Он также обсуждался в контексте парламентской кампании. В шестом созыве Народного собрания, как и в предыдущем пятом не будет этнических русских. Подавляющее большинство депутатов представляют «титульный» этнос, хотя в первом туре в парламент прошли два представителя армянской общины Левон Галустян и Ашот Миносян, а во втором народным избранником стал Левон Дащян. Кто-то из них, скорее всего, получит пост вице-спикера. После оглашения итогов первого тура известный российский политик, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы России по делам СНГ Константин Затулин даже озвучил идею квотирования по национальному принципу. Идея гостя из Москвы была неоднозначно оценена абхазской общественностью. Внешнее давление, даже если оно исходит со стороны военно-политического патрона, в Абхазии воспринимают настороженно. Достаточно вспомнить историю обсуждения и утверждения российско-абхазского двустороннего договора о союзничестве и стратегическом партнерстве! Между тем, во избежание ненужного ажиотажа абхазским политикам (и провластным, и оппозиционным) можно было бы решить данный вопрос путем кооптации представителей различных этнических общин в партсписки. Никуда не уйти и от качественного решения вопроса с избирателями грузинонаселенного Гальского района. Однако, это - отдельная история, выходящая за рамки парламентской темы. В любом случае проблемы безопасности этого региона Абхазии решаются, среди прочего, и через интеграцию местного населения, в том числе и через выборные процедуры. Думается, что новый шестой созыв Народного собрания уже в скором времени приступит к решению обозначенных выше проблем.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net