Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В течение последнего года два британских премьер-министра подряд по своей воле создали для себя лично, для своей Консервативной партии и для страны в целом огромные политические проблемы. Сначала Дэвид Кэмерон из тактических внутрипартийных соображений дал обещание о проведении референдума о членстве в ЕС, и год назад Британия крошечным большинством склонилась в сторону «Брексита». Теперь Тереза Мэй собственными руками лишила правительство абсолютного большинства в парламенте.

Бизнес, несмотря ни на что

Участник списка Forbes предприниматель Сергей Петров — о том, как он заработал первоначальный капитал на автопрокате, как выбрал название для компании и о людях, которые помогли ему построить бизнес

Интервью

В последние недели на Украине можно было заметить целую волну решений, действий и планов, направленных на ослабление связей с Россией в самых разных аспектах. О наиболее заметных из этих решений и об общем смысле происходящего в соседней стране «Политком.RU» поговорил с известным экспертом по Украине и постсоветскому пространству, доцентом РГГУ Александром Гущиным.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

03.05.2017 | Нана Гегелашвили

Переговорный процесс по Нагорному Карабаху: заморозка без продвижения

Карабах28 апреля 2017 г. в Москве состоялась встреча, на которой в очередной раз обсуждался вопрос урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха. В ней приняли участие министры иностранных дел России, Азербайджана и Армении - Сергей Лавров, Эльмар Мамедъяров и Эдвард Налбандян. Однако по итогам встречи прорывов в урегулировании нагорнокарабахского конфликта не произошло.

В настоящее время позиция всех трех стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Россия, Франция и США остается неизменной: соблюдение договоренностей о невозобновлении военных действий и прекращении огня, переговоры и поиск компромисса между сторонами. Особо подчеркивается тот факт, что нагорнокарабахский конфликт должен быть урегулирован политическим путем на основе международных норм и принципов и у него не может быть военного решения.

Сегодня Баку не устраивает тот факт, что в рамках Минского процесса вопросам деоккупации азербайджанских земель и возвращения беженцев не уделяется должного внимания, а это, на взгляд Баку, является тормозом для запуска процесса урегулирования, что позволяет Еревану педалировать вопрос, связанный с укреплением режима перемирия. В условиях попеременного возобновления боевых действий в зоне нагорнокарабахского конфликта как Азербайджан, так и Армения , похоже, осознают сполна, что изменить статус-кво путем компромисса становится все менее вероятно из-за диаметрально противоположных подходов к нему обеих сторон, в то время как силовой вариант становится все более реальным. Баку готов предоставить наивысший статус армянам Карабаха в составе Азербайджана и ждет от армянской стороны предложений, связанных с процессом разблокирования кризиса вокруг Карабаха. На взгляд Баку, Ереван пока еще не определился с позицией касательно ключевого вопроса для Азербайджана и всячески пытается дистанцироваться от него, заостряя в большей степени внимание на второстепенных, так сказать, технических вопросах. Если такое положение дел не изменится, т.е. если Баку не будет видеть перспективы по мирному урегулированию, то вероятность возобновления боевых действий будет возрастать, так как в этом случае Азербайджан будет вынужден использовать более эффективные меры, выходящие за рамки переговорного формата.

В этих условиях Армения пытается всячески активизировать свою комплементарную политику, развивая и укрепляя свои отношения с ЕС и США, которые на взгляд Еревана, могут благоприятно содействовать развитию экономики и созданию эффективной системы управления, необходимых для усиления ее значимости, что, несомненно, в некоторой степени будет способствовать решению конфликта.

3 марта состоялся телефонный разговор между министром иностранных дел Армении Э.Налбандяном и Государственным секретарем США Рексом Тиллерсоном . Помимо вопросов, касающихся двусторонних отношений, стороны обменялись мнениями о шагах, предпринимаемых с целью продвижения мирного процесса нагорно-карабахского урегулирования. Тем не менее, была подчеркнута необходимость реализации достигнутых в 2016 г. на саммитах в Вене (при посредничестве глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ) и Санкт-Петербурге (при посредничестве президента РФ В.Путина ) договоренностей, т.е. речь шла о том, что необходимо в полном объеме выполнять требования вышеупомянутых основополагающих соглашений по урегулированию нагорно-карабахского конфликта: «О прекращении огня» и «Об укреплении режима прекращения огня». Кроме того, Госсекретарь Тиллерсон заверил, что США продолжат активное содействие мирному урегулированию конфликта.

Со своей стороны Франция как одна из сопредседателей Минской группы ОБСЕ устами своего президента Франсуа Олланда заявила, что «Париж стремится к поиску мирного решения вопроса, где статус-кво нагорнокарабахского конфликта неприемлем, а сам конфликт не имеет военного решения». К тому же, если такие кандидаты в президенты, как Марин Ле Пен и Франсуа Фийон накануне первого тура президентских выборов во Франции высказались относительно решения нагорнокарабахского конфликта на стороне Армении, что не в последнюю очередь объясняется их желанием завоевать максимум голосов у многочисленной армянской диаспоры, проживающей во Франции, то реальный претендент на пост президента Франции Эмманюэл Макрон не стал делать подобных заявлений о необходимости включить Карабах в состав Армении, а выразил готовность приложить максимум усилий для полноценного урегулирования нагорнокарабахского конфликта, который « невозможно решить в одиночку». Все это дает шанс на то, что работа Минской группы ОБСЕ может получить новый импульс и сдвинуть ситуацию с места.

Показательно, что согласно сообщению, опубликованному на сайте МИД по итогам апрельской встречи, «руководители внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении выразили благодарность министру иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврову за усилия по содействию мирному разрешению нагорнокарабахского конфликта». Это дает некоторые основания предполагать, что, несмотря на то, что в переговорах на официальном уровне не было зафиксировано никаких ощутимых подвижек, каждая из сторон все еще сохраняет свои интересы, а потому готова продолжать переговоры по выходу из тупика. Таким образом, переговорный процесс, похоже, предполагает и наличие устных договоренностей, которые могут не озвучиваться в официальных документах. Не случайно, глава российского внешнеполитического ведомства С. Лавров, говоря о перспективах урегулирования конфликта, заявил, что «по многим спорным моментам благодаря усилиям посредников Азербайджану и Армении удалось существенно сблизить позиции», но «остается ряд моментов, по которым понимания достичь пока не удалось», не стал заострять внимания на деталях. Кроме того, также отмечалось, что «между Баку и Ереваном сохраняются расхождения относительно последовательности шагов по разрешению конфликта». Наконец, выступая на пресс-конференции по итогам 2016 года, С.Лавров, в качестве одного из препятствий, связанных со сдерживанием внедрения механизма расследования инцидентов и отказом увеличить число наблюдателей в зоне конфликта, назвал отнюдь не позицию Азербайджана, а «отсутствия консенсуса внутри Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)».

С учетом того, что разрешение конфликта в Нагорном Карабахе остается одним из важных направлений внешнеполитических усилий России, сегодня Москва может занять центральное место в его урегулировании и реально заинтересовать обе стороны соблюдать режим перемирия в условиях трансформации конфликта, а не его замораживания, как это происходит сейчас. Однако в настоящее время с учетом неготовности сторон к компромиссам, главное для Москвы – это не допустить длительной паузы в контактном процессе, и, похоже, что Москва осознает это сполна. Сегодня РФ строго следует провозглашенному курсу модераторства в миротворческом процессе, активизируя свои действия как сопредседателя Минской группы ОБСЕ, чтобы придать импульс переговорам. Это крайне важно, чтобы не допустить попеременного обострения конфликта. К тому же способность Москвы сохранять баланс сил в условиях, когда сами конфликтующие стороны не готовы к компромиссам, находит поддержку у Запада, что еще раз подтверждает особую роль Москвы в процессе мирного урегулирования даже в условиях острейшего противостояния между РФ и Западом.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

В 2017 году большинство стран СНГ отмечают четвертьвековой юбилей установления дипломатических отношений между собой и с остальным внешним миром. В рамках стратегии диверсификации советских интеграционных связей, сконцентрированных на России, основным приоритетом становилась политика выстраивания отношений со странами Запада и главными мировыми донорами - такими, как, например, Япония. В течении 1990-х, первого десятилетия независимости государств СНГ, их отношения с Китаем были в некоторой степени в тени отношений с Россией.

После визита Владимира Путина во Францию, одним из ключевых вопросов остается, какой будет внешняя политика Эммануэля Макрона? Удастся ли ему вдохнуть новую жизнь во внешнеполитическую стратегию Европы на базе франко-германского союза? Будет ли найден европейский проект урегулирования сирийского кризиса и в какой степени он окажется совместимым или противоположным по отношению к астанинскому проекту Москвы? Каково отношение Макрона к политике Дональда Трампа и каким будет треугольник отношений Вашингтон-Париж-Берлин? Внешнеполитический проект Макрона пока кажется очень расплывчатым, но в нем выделяются три кита: Европа, Ближний Восток и Африка.

Итоги Венской конференции (25 мая) нефтедобывающих стран оказались для частников рынка одновременно и предсказуемыми, и несколько ниже планки ожиданий. Вопреки новостным интригам предшествующих дней принятое решение не предполагает увеличения объема сокращений (1,8 млн баррелей в сутки остались незыблемыми). Новых стран, присоединившихся к соглашению о «заморозке», не прибавилось.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net