Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Эксперты Центра политических технологий подготовили третий выпуск аналитического мониторинга «Выборы - 2018», посвященный итогам для кандидатов. В докладе предлагается анализ составляющих легитимности победы и голосования в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Внутри российской власти началось активное обсуждение мер по спасению (или скорее минимизации рисков) в отношении компаний, попавших под санкции. В центре внимания – судьба «Русала», в отношении которого наиболее дискутируемой становится тема возможной национализации.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

11.05.2017 | Нана Гегелашвили

Политика США в Закавказье: преемственность курса?

Политика США в Закавказье: преемственность курса?После длительной паузы, взявшей администрацией Д.Трампа в отношении ее политики в Закавказье, сегодня уже можно говорить о том, что Вашингтон сохранил в целом преемственность курса администрации Б.Обамы в этом регионе, по крайней мере, ее основные константы.

Состоявшийся по приглашению вице-президента Соединенных Штатов Майка Пенса с 7-9 мая официальный визит грузинской делегации, возглавляемой премьер-министром этой страны Г. Квирикашвили, равно как и сделанные в ходе него заявления и подписанные соглашения, призванные усилить двухстороннее сотрудничество между обеими странами во всех сферах, как нельзя лучше свидетельствует об этом.

9 мая Госсекретарь США Рекс Тиллерсон и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили подписали «Соглашение по обмену разведывательной информацией и борьбе с терроризмом». Показательно, что данное соглашение стало еще одним этапом на пути достижения большей совместимости и расширения целого спектра новых возможностей между НАТО и Грузией, что было впервые институционно оформлено как созданием в марте 2008 г. Комиссии Грузия – НАТО, так и продолжающейся активно действовать вплоть до настоящего времени Хартии о стратегическом партнерстве, подписанной в Вашингтоне 9 января 2009 г. В июле 2016 г. в рамках визита в Тбилиси Джона Керри, будучи на тот момент Госсекретарем США, был подписан двусторонний Меморандум об углублении партнерства между Тбилиси и Вашингтоном в сфере обороны и безопасности, мультиплицирующий возможности США в модернизации грузинских вооруженных сил.

6 декабря 2016 г. министр обороны Грузии Леван Изория и заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер подписали в Тбилиси рамочное соглашение в сфере безопасности на 2016-2019 гг., которое дополнило многие положения вышеназванного меморандума. Трехлетний документ предусматривает определение долгосрочных задач двустороннего сотрудничества Грузии и США, синхронизацию приоритетов и планировку ресурсов, а также строительство Центра объединенной многонациональной готовности (JMRC) по аналогии с немецкой военной базой Хохенфельс, где на сегодняшний день проходят тренировку грузинские военнослужащие, готовясь к миротворческой миссии НАТО. Показательно, что оформленное в Тбилиси рамочное соглашение подлежит ежегодному пересмотру и обновлению. Таким образом, предоставленные Вашингтоном Тбилиси новые возможности в сфере безопасности, должны способствовать главным образом усилению сотрудничества Грузии с НАТО и укреплению обороноспособности страны

Все это по замыслу американских стратегов должно обеспечить более тесную интеграцию Грузии в Евроатлантический союз. После подписания Соглашения по обмену разведывательной информацией и борьбе с терроризмом, Рекс Тиллерсон заявил, что США поддерживают «суверенитет и территориальную целостность Грузии в рамках международно- признанных границ и готовы оказывать помощь грузинским властям в процессе европейской и евроатлантической интеграции». Со своей стороны президент США Д.Трамп во время встречи с Г.Квирикащвили выразил уверенность в том, что «США продолжат поддерживать суверенитет и территориальную целостность Грузии, равно как и развитие стратегического партнерства с этой страной». В этой связи необходимо особо отметить Закон о бюджете на 2017 финансовый год, утвержденный Конгрессом США и вступивший в силу сразу же после подписания его президентом Трампом 6 мая. Показательно, что пункт С раздела 7070 этого закона целиком посвящен вопросу, связанному «с оккупированными РФ территориями Грузии – Абхазия и Цхинвальский район (Южная Осетия)». В нем четко прописано положение о том, что « госведомствам США запрещено оказывать поддержку государствам, признавшим независимость оккупированных грузинских регионов — Абхазии и Цхинвальского района и установившим с ними дипломатические отношения». Закон о бюджете также призывает Госдеп США опубликовать список этих стран. С целью исключения возможности реализации финансовых программ (кредитов, долгов, гарантий), нарушающих территориальную целостность и суверенитет Грузии, принятый закон обязывает Министерство финансов (Департамент казначейства) США выработать соответствующие инструкции для международных финансовых институтов. В документе также говорится, что в течение 90 дней после вступления его в силу, Госсекретарь США обязан представить отчет о действиях России, связанных с оккупацией Абхазии и Цхинвальского района, в котором будут также представлены и возможные расходы, затраченные Москвой на две мятежные провинции Грузии, начиная с 2008 г.

В Грузии этот документ расценили как официальное признание Соединенными Штатами оккупации Абхазии и Южной Осетии со стороны России, тем более, что Тбилиси, согласно опубликованному 24 апреля этого года Стратегическому обзору обороны страны за 2017-2020 гг., считает угрозу новой широкомасштабной военной агрессии против него вполне реальной и в 2017-2020 гг., «в условиях невыполнения Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года и присутствия российских вооруженных сил на оккупированных территориях».

В Вашингтоне глава правительства Грузии также встретился с председателями верхней палаты Конгресса США - Джоном Маккейном, Роном Джонсоном, Крисом Мерфи и Джин Шахин, а также ведущими представителями экспертного сообщества. В ходе этих встреч были детально обсуждены дальнейшие перспективы развития двусторонних отношений в области экономики, обороны и безопасности, а также гарантии поддержки США европейской и евроатлантической интеграции Грузии.

Представляется, что то внимание, которое было оказано грузинской делегации во время официального визита премьер-министра этой страны со стороны США может быть объяснено главным образом тем фактом, что Вашингтон продолжает сохранять интерес к Южному Кавказу, в целом, и к Грузии, в частности. Особое значение для США здесь могут иметь уже активно действующие учебно-тренировочные центры, в которых совместные учения вооруженных сил Грузии и сил НАТО будут направлены не столько на подготовку к участию в миротворческих операциях НАТО, сколько на создание новых возможностей в области двустороннего сотрудничества, равно как и перспектива строительства новых центров на грузинской земле. Не меньший интерес со стороны Вашингтона к Грузии могут также представлять и совместных проекты , касающиеся всего Черноморского региона, а также возможность оформления договора о создании зоны свободной торговли между США и Грузией и другие проекты.

Таким образом, в настоящее время очевидно стремление Вашингтона взять реванш у России на кавказском направлении ее политики, связанной с подписанием между РФ и бывшими провинциями Грузии целого ряда законодательных актов и направленных на дальнейшее укрепление двусторонних отношений. В их числе подписанный 21 ноября 2015 г. Владимиром Путиным закон о ратификации Соглашения между Россией и Абхазией об объединенной группировке войск вооруженных сил, Договор о союзничестве и интеграции между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанный 18 марта 2015 г., и, наконец, Соглашение о вхождении подразделений Южной Осетии в состав российских Вооруженных сил, подписанное 31 марта 2017 г. , Все эти незаконные действия со стороны РФ, на взгляд Тбилиси и Вашингтона, являются продолжением процесса фактической аннексии Абхазии и Цхинвальского района и «пренебрежением» фундаментальными нормами и принципами международного права.

Тем не менее, сегодня главным вопросом для Вашингтона остается то, каким образом он может обеспечить территориальную целостность Грузии без участия Москвы, владеющей основными рычагами для решения этой проблемы.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

5 января 1918 года состоялось первое и последнее заседание Всероссийского учредительного собрания – мечты российской либеральной и радикальной интеллигенции. Мечта рухнула, когда матрос Железняков заявил об усталости караула, а на следующее утро собрание было распущено. В июне того же года в Самаре был создан Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), который провозгласил себя легитимной властью. Однако его судьба была печальной – членов Комуча преследовали и красные, и белые. В гражданской войне они оказались между двух огней.

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net