Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

11.05.2017 | Нана Гегелашвили

Политика США в Закавказье: преемственность курса?

Политика США в Закавказье: преемственность курса?После длительной паузы, взявшей администрацией Д.Трампа в отношении ее политики в Закавказье, сегодня уже можно говорить о том, что Вашингтон сохранил в целом преемственность курса администрации Б.Обамы в этом регионе, по крайней мере, ее основные константы.

Состоявшийся по приглашению вице-президента Соединенных Штатов Майка Пенса с 7-9 мая официальный визит грузинской делегации, возглавляемой премьер-министром этой страны Г. Квирикашвили, равно как и сделанные в ходе него заявления и подписанные соглашения, призванные усилить двухстороннее сотрудничество между обеими странами во всех сферах, как нельзя лучше свидетельствует об этом.

9 мая Госсекретарь США Рекс Тиллерсон и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили подписали «Соглашение по обмену разведывательной информацией и борьбе с терроризмом». Показательно, что данное соглашение стало еще одним этапом на пути достижения большей совместимости и расширения целого спектра новых возможностей между НАТО и Грузией, что было впервые институционно оформлено как созданием в марте 2008 г. Комиссии Грузия – НАТО, так и продолжающейся активно действовать вплоть до настоящего времени Хартии о стратегическом партнерстве, подписанной в Вашингтоне 9 января 2009 г. В июле 2016 г. в рамках визита в Тбилиси Джона Керри, будучи на тот момент Госсекретарем США, был подписан двусторонний Меморандум об углублении партнерства между Тбилиси и Вашингтоном в сфере обороны и безопасности, мультиплицирующий возможности США в модернизации грузинских вооруженных сил.

6 декабря 2016 г. министр обороны Грузии Леван Изория и заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер подписали в Тбилиси рамочное соглашение в сфере безопасности на 2016-2019 гг., которое дополнило многие положения вышеназванного меморандума. Трехлетний документ предусматривает определение долгосрочных задач двустороннего сотрудничества Грузии и США, синхронизацию приоритетов и планировку ресурсов, а также строительство Центра объединенной многонациональной готовности (JMRC) по аналогии с немецкой военной базой Хохенфельс, где на сегодняшний день проходят тренировку грузинские военнослужащие, готовясь к миротворческой миссии НАТО. Показательно, что оформленное в Тбилиси рамочное соглашение подлежит ежегодному пересмотру и обновлению. Таким образом, предоставленные Вашингтоном Тбилиси новые возможности в сфере безопасности, должны способствовать главным образом усилению сотрудничества Грузии с НАТО и укреплению обороноспособности страны

Все это по замыслу американских стратегов должно обеспечить более тесную интеграцию Грузии в Евроатлантический союз. После подписания Соглашения по обмену разведывательной информацией и борьбе с терроризмом, Рекс Тиллерсон заявил, что США поддерживают «суверенитет и территориальную целостность Грузии в рамках международно- признанных границ и готовы оказывать помощь грузинским властям в процессе европейской и евроатлантической интеграции». Со своей стороны президент США Д.Трамп во время встречи с Г.Квирикащвили выразил уверенность в том, что «США продолжат поддерживать суверенитет и территориальную целостность Грузии, равно как и развитие стратегического партнерства с этой страной». В этой связи необходимо особо отметить Закон о бюджете на 2017 финансовый год, утвержденный Конгрессом США и вступивший в силу сразу же после подписания его президентом Трампом 6 мая. Показательно, что пункт С раздела 7070 этого закона целиком посвящен вопросу, связанному «с оккупированными РФ территориями Грузии – Абхазия и Цхинвальский район (Южная Осетия)». В нем четко прописано положение о том, что « госведомствам США запрещено оказывать поддержку государствам, признавшим независимость оккупированных грузинских регионов — Абхазии и Цхинвальского района и установившим с ними дипломатические отношения». Закон о бюджете также призывает Госдеп США опубликовать список этих стран. С целью исключения возможности реализации финансовых программ (кредитов, долгов, гарантий), нарушающих территориальную целостность и суверенитет Грузии, принятый закон обязывает Министерство финансов (Департамент казначейства) США выработать соответствующие инструкции для международных финансовых институтов. В документе также говорится, что в течение 90 дней после вступления его в силу, Госсекретарь США обязан представить отчет о действиях России, связанных с оккупацией Абхазии и Цхинвальского района, в котором будут также представлены и возможные расходы, затраченные Москвой на две мятежные провинции Грузии, начиная с 2008 г.

В Грузии этот документ расценили как официальное признание Соединенными Штатами оккупации Абхазии и Южной Осетии со стороны России, тем более, что Тбилиси, согласно опубликованному 24 апреля этого года Стратегическому обзору обороны страны за 2017-2020 гг., считает угрозу новой широкомасштабной военной агрессии против него вполне реальной и в 2017-2020 гг., «в условиях невыполнения Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года и присутствия российских вооруженных сил на оккупированных территориях».

В Вашингтоне глава правительства Грузии также встретился с председателями верхней палаты Конгресса США - Джоном Маккейном, Роном Джонсоном, Крисом Мерфи и Джин Шахин, а также ведущими представителями экспертного сообщества. В ходе этих встреч были детально обсуждены дальнейшие перспективы развития двусторонних отношений в области экономики, обороны и безопасности, а также гарантии поддержки США европейской и евроатлантической интеграции Грузии.

Представляется, что то внимание, которое было оказано грузинской делегации во время официального визита премьер-министра этой страны со стороны США может быть объяснено главным образом тем фактом, что Вашингтон продолжает сохранять интерес к Южному Кавказу, в целом, и к Грузии, в частности. Особое значение для США здесь могут иметь уже активно действующие учебно-тренировочные центры, в которых совместные учения вооруженных сил Грузии и сил НАТО будут направлены не столько на подготовку к участию в миротворческих операциях НАТО, сколько на создание новых возможностей в области двустороннего сотрудничества, равно как и перспектива строительства новых центров на грузинской земле. Не меньший интерес со стороны Вашингтона к Грузии могут также представлять и совместных проекты , касающиеся всего Черноморского региона, а также возможность оформления договора о создании зоны свободной торговли между США и Грузией и другие проекты.

Таким образом, в настоящее время очевидно стремление Вашингтона взять реванш у России на кавказском направлении ее политики, связанной с подписанием между РФ и бывшими провинциями Грузии целого ряда законодательных актов и направленных на дальнейшее укрепление двусторонних отношений. В их числе подписанный 21 ноября 2015 г. Владимиром Путиным закон о ратификации Соглашения между Россией и Абхазией об объединенной группировке войск вооруженных сил, Договор о союзничестве и интеграции между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанный 18 марта 2015 г., и, наконец, Соглашение о вхождении подразделений Южной Осетии в состав российских Вооруженных сил, подписанное 31 марта 2017 г. , Все эти незаконные действия со стороны РФ, на взгляд Тбилиси и Вашингтона, являются продолжением процесса фактической аннексии Абхазии и Цхинвальского района и «пренебрежением» фундаментальными нормами и принципами международного права.

Тем не менее, сегодня главным вопросом для Вашингтона остается то, каким образом он может обеспечить территориальную целостность Грузии без участия Москвы, владеющей основными рычагами для решения этой проблемы.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net