Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Бизнес несмотря ни на что

29.05.2017 | Дмитрий Алексеев

Как поделили главный думский комитет? Представительство интересов в комитете по бюджету и налогам

Как поделили главный думский комитет? Представительство интересов комитета по бюджету и налогамКомитет по бюджету и налогам является одним из наиболее важных в Государственной Думе. Именно он определяет бюджетную политику, изменения в бюджетный и налоговый кодексы, бюджетные субсидии в социально-экономической сфере. Соответственно, он является довольно притягательным для лоббистов от различных групп интересов, компаний, отраслей и регионов.

Как правило, в него попадают опытные депутаты, которые избираются в Госдуму не в первый раз. Так, Председатель комитета А.М. Макаров является депутатом шести созывов. Первые заместители председателя С.М. Катасонов, Г.Я. Хор, В.С. Шурчанов и заместители председателя Н.С. Максимова, Л.Я. Симановский занимали аналогичные должности и в Думе VI созыва.

Наиболее интенсивно работа Комитета идет в период принятия бюджета страны на следующий финансовый год, что, как правило, происходит в ноябре – декабре каждого года. В то же время, Правительство РФ вносит бюджет на рассмотрение Госдумы не позднее 1 октября текущего года. Кроме того, в последние месяцы года наиболее активно происходит взаимодействие с другими профильными комитетами и исполнительными органами власти: они выдвигают свои предложения, готовят свои заключения по ряду положений бюджета.

Рассмотрим, какие группы интересов представляют депутаты данного комитета.

Бизнес представительство

Как уже было сказано выше, глава Комитета А.Макаров является опытным парламентарием. В 1993 году депутат состоял в рабочей группе по разработке текста Конституции. Со второго созыва Макаров является членом Комитета по бюджету и налогам, и хотя в начале 2000-х годов (III созыв) он покинул депутатское кресло, тем не менее, продолжал тесное взаимодействие с налоговыми органами (член коллегии Министерства РФ по налогам и сборам). Также, вполне вероятно, что главе Комитета по бюджету удалось установить хорошие отношения представителями угольной промышленности, которые поддерживаются и по сей день. Об этом свидетельствует его достаточно неожиданное выдвижение сначала советником, а потом и вице-губернатором «по правовому обеспечению экономической деятельности» в Кемеровской области. Те же связи могли помочь и в возвращении Макарова в Госдуму в IV созыва, где он вплоть до настоящего момента является членом Комитета по бюджету и налогам.

Столь большой опыт в качестве депутата Госдумы, позволил Макарову не только получить пост Председателя комитета, но и установить прочные отношения с органами исполнительной власти. Так, с министром финансов А. Силуановым они сходятся во многих вопросах, в том числе по налоговым реформам. Подобные позитивные отношения возможно были установлены при содействии еще одного члена комитета – В. Резника, который довольно близок к Минфину.

В. Резник является одной из самых неоднозначных фигур в текущем созыве Госдумы. В 2010 г. Forbes объявил его наиболее эффективным лоббистом в российском парламенте. В VI созыве, до А. Аксакова, он возглавлял Комитет по финансовому рынку. В 1990-х годах он активно участвовал в политике Санкт-Петербурга. В 1990 году В. Резник стал заместителем председателя недавно образованного банка «Россия» (сегодня главным его акционером является Ю. Ковальчук, также в числе акционеров — Г. Тимченко, оба являются людьми, близкими к президенту России). В 1990 – 1995 годах он являлся Председателем правления первого в России негосударственного страхового общества «Русь» (там под его началом трудился молодой юрист Д. Медведев), а еще раньше – в 1987 году, занял должность заместителя генерального директора ПТО «Русское видео». Спустя 10 лет эта компания участвовала в избирательной компании А. Собчака на пост мэра Санкт-Петербурга. В те же годы в Санкт-Петербурге депутату доводилось взаимодействовать с А. Кудриным, А. Козаком, Г. Грефом и др.

Резник считается одним из наиболее сильных лоббистов страховщиков. Данный тезис подтверждается тем, что в 1995 – 1998 гг. он возглавлял «Росгосстрах», но был уволен из-за попытки приватизации компании. Кроме того, как уже упоминалось выше, именно Резник в прошлом занимал пост главы Комитета по финансовому рынку, а именно через этот комитет проходят основные законопроекты, связанные со страхованием.

В то же время, имя Резника часто связывают с различными криминальными структурами. В 2016 году депутат был объявлен в международный розыск за финансовые махинации, в связи с чем на последних выборах он пошел самовыдвиженцем по Адыгейскому одномандатному округу, поскольку его выдвижение от партии «Единая Россия» могло ее дискредитировать. Однако, несмотря на уголовное преследование за рубежом, после победы на выборах Резник снова вступил во фракцию «Единой России», что лишний раз доказывает его большой авторитет как в бизнес-секторе, так и в государственных органах.

Еще одним близким к Председателю Комитета А. Макарову депутатом является Первый заместитель главы комитета Г. Хор. Депутат выступал соавтором многих законопроектов, а в том же рейтинге Forbes наиболее успешных лоббистов за 2010 год он занял почетное восьмое место, имея самый высокий процент принятых законопроектов относительно общего количества законодательных инициатив (18 из 32; 56,3%) из ныне действующих депутатов.

До того, как стать депутатом, Хор был заместителем гендиректора крупной страховой компании «Геополис». Ранее он работал в угольной промышленности. Примечательно, что глава комитета Макаров также был связан с угольной промышленностью и одновременно с Хором вернулся в Госдуму в качестве депутата (2003 г.). Можно также предположить, что Хор связан и с Резником по линии страхового бизнеса. В качестве примера взаимодействия двух депутатов можно привести законодательную инициативу депутата Хора о переносе «игровой зоны Азов-сити» в Анапу, а у Резника есть определенные интересы в игорном бизнесе.

В целом, ресурсодобывающий кластер представлен в Комитете по бюджету и налогам VII созыва достаточно широко. Зампред комитета Л. Симановский, совместно с Л. Михельсоном, является совладельцем газовой компании «НОВАТЭК», а в 2003 г. он был Председателем ее совета директоров. Ранее, он занимал руководящие должности в структурах, связанных с ЮКОСом, однако успел уйти из них, когда были заведены дела против руководителей нефтяной компании. Симановский также успел отметиться как региональный лоббист. Губернатор ХМАО Н. Комарова отметила вклад депутата в продвижении интересов региона: именно при его участии был расширен набор налоговых стимулов для разработки трудноизвлекаемых запасов, что имеет большое значение для развития западносибирского ТЭКа.

Депутат И. Шубин, вполне вероятно, связан с ЛУКОЙЛом. Долгое время он был мэром Перми и сенатором от Пермского края, а ранее играл не последнюю роль в краевом заксобрании в качестве главы бюджетного комитета. ЛУКОЙЛ имеет в Перми долгосрочные интересы, связанные с добычей нефти. Можно также предположить, что в обмен на определенные преференции, компания выделяла средства на благоустройство города и края. Например, ЛУКОЙЛ профинансировал создание Пермского зоопарка. Вполне логично, что Шубин может оказать поддержку крупной компании в Госдуме за активные финансовые вливания в инфраструктуру и благоустройство родного края.

В нефтяном секторе также работал депутат В. Бузилов. В 2010 – 2013 годах он возглавлял ООО «Башнефть-Регион», но, поскольку компания уже находится под контролем «Роснефти», едва ли она имеет свои самостоятельные интересы в текущем созыве Госдумы.

Депутат Р. Кармазина представляет в федеральном парламенте Красноярский край. Почетный гражданин г. Норильск имеет связи с «Норильским никелем». Она никогда не работала в металлургии, однако сам регион тесно связан с горнодобывающими и металлургическими компаниями. Кроме того, у Кармазиной достаточно велик авторитет во фракции «Единой России». Она является первым заместителем руководителя фракции и возглавляет внутри фракционную группу. Вполне вероятно, что опытный депутат Кармазина используется как проводник интересов крупных металлургических компаний, таких как «Норильский никель» и «Русский алюминий».

Достаточно неожиданным является тот факт, что в Комитете по бюджету отсутствуют депутаты, прямо аффилированные с такими ресурсодобывающими компаниями, как Газпром, Роснефть и др. Впрочем, отчасти это нивелируется тем, что депутаты, связанные с такими крупными структурами, присутствуют в других профильных комитетах, например, по экономической политике, по природным ресурсам и собственности, по энергетике. Кроме того, учитывая значительные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении этих компаний, им не составит большого труда обратиться к членам Комитета при необходимости.

В Комитете по бюджету довольно много депутатов, которые имеют большой опыт ведения собственного бизнеса. Например, А. Красноштанов имеет собственный крупный строительный бизнес в Иркутске. Оптовой торговлей занимается С. Чижов. Также он декларирует то, что занимается развитием малого и среднего бизнеса в Воронежской области. Ритейлом занимается и Д. Юрков. Его компания «Панорама Retail» представляет Архангельскую область в «Союзе независимых сетей» - наиболее крупной ассоциации региональных ритейлеров.

Есть в Комитете по бюджету и депутаты, сделавшие карьеру во многом благодаря влиянию семьи. Отцом депутата Л. Ковпака является основатель крупной региональной торговой сети «Кировский» И. Ковпак. Вес в регионально политике и партии «Единая Россия» ему удалось получить, находясь в сначала в городском, а потом и в областном заксобрании.

Интересы аграрно-промышленного комплекса представлены одним из наиболее опытных лоббистов текущего созыва Г. Куликом. В послужном списке политика есть и должность заместителя председателя Правительства РФ (кабинет Е. Примакова), и депутата во всех семи созывах. Он также консультировал несколько иностранных фирм, связанных с сельским хозяйством.

Г. Кулика связывает дружба с такими бизнесменами и политиками, как И. Саввиди («Донской табак») и К. Илюмжинов (экс-президент Калмыкии). В 2006 году, будучи главой Комитета по аграрным вопросам, Г. Кулик инициировал рассмотрение в Госдуме нового технического регламента на табачную продукцию, предусматривающего в числе прочего разрешение использования химических добавок в сигаретах, а также не обязательное нанесение устрашающих картинок на пачки. В 2012 году депутат был обвинен в лоббировании интересов иностранных табачных компаний.

Особняком в Комитете стоит фигура одиозного депутата Е. Федорова. Имея неоднозначную репутацию, тем не менее он часто выступает с законодательными инициативами, которые касаются бюджетной и налоговой политики. Общественная деятельность, в том числе в качестве главы НОДа является лишь инструментом для того, чтобы сохранять позиции в медийном поле.

Региональный лоббизм

Для регионов чрезвычайно важно присутствие «своих» представителей в Комитете по бюджету и налогам. Участие в распределение бюджетных субсидий и льгот для субъектов России может увеличить вероятность получение большого «куска бюджетного пирога». Вполне логично, что в Комитет делегируют своих представителей наиболее сильные регионы.

К примеру, А. Ремезков на протяжении долгого времени был заместителем губернатора в Краснодарском крае, когда его возглавлял А. Ткачев. В правительстве края депутат курировал экономический блок, что позволило ему приобрести связи в бизнесе. С 2008 года он возглавляет региональное отделение РСПП, а также является членом правления организации. Когда Ремезков был депутатом VI созыва от «Единой России», он курировал взаимодействие с бизнесом в регионе. Однако потом интересы депутата и ЕР разошлись, и в Госдуму VII созыва он баллотировался от «Справедливой России». Впрочем, это не мешает ему поддерживать достаточно тесные связи с Краснодарским краем.

Как правило, региональные лоббисты до своего выдвижения в качестве депутатов Госдумы работали на высоких должностях в субъектах РФ. Так, А. Фаррахов работал министром здравоохранения Татарстана при двух главах республики: М. Шаймиеве и Р. Минниханове. Также он имеет опыт работы в правительстве в качестве замминистра здравоохранения и финансов, что обеспечивает ему довольно сильные позиции в Комитете.

И. Бикбаев был главой Общественной палаты республики Башкортостан. А. Авдеев был главой Администрации г. Обнинска и заместителем мэра Калуги. М. Ооржак, стремительно продвигаясь по карьерной лестнице, в 2013 г. стал министром труда и социальной защиты республики Тыва. Также он представлял республику в Совете Федерации РФ. Можно также предположить, что депутат связан с министром обороны С. Шойгу, так как влияние последнего в родной республике практически не ограничено. Д. Белик, бывший гражданин Украины, на протяжении трех созывов входил в городское собрание города Севастополя. Перед Крымской весной он исполнял обязанности главы города. Для Крыма, как для нового субъекта России, очень важно иметь «своего» депутата в Комитете по бюджету.

Партийное представительство и подкомитеты

По большому счету, партийное представительство играет второстепенную роль по сравнению с принадлежностью к определенной группе интересов. Лидирующую роль в Комитете по бюджету, как и во всех других, имеет партия «Единая Россия» (соотношение к другим партиям по количеству депутатов 25:5). Попытку установить хотя бы видимость партийного равновесия можно увидеть в том, что все парламентские партии имеют своих заместителей в Комитете по бюджету, однако едва ли это обстоятельство влияет на принятие решений.

Важно отметить, что в Комитете по бюджету и налогам активно используется инструмент подкомитетов. В подкомитетах рассматриваются законопроекты до их рассмотрения на заседании Комитета. Именно на уровне подкомитетов часто происходит взаимодействие между членами комитета и представителями исполнительных органов власти и бизнеса. Комитет разделен на подкомитеты в соответствии с вопросами ведения. Например, в рамках бюджетного комитета существуют подкомитеты по межбюджетным отношениям, по налогам, по взаимодействиям со Счетной палатой, по закрытым статьям бюджета, по таможенно-тарифному регулированию. Примечательно, что деятельность подкомитетов широко не освещается в СМИ. Более того, информации об их деятельности нет даже на сайте Комитета.

Выводы

Комитет по бюджету и налогам, вполне вероятно, является наиболее важным среди всех остальных в Госдуме. Он приковывает к себе внимание не только многих депутатов, но и органов исполнительной власти и бизнес-структур. Показательным является то, что при проведении парламентских слушаний Комитетом, в качестве спикеров выступают министр финансов А. Силуанов, Председатель Счетной палаты Т. Голикова, министр труда М. Топилин.

Примечательно, что в Комитете достаточно сильно представительство отдельных отраслей (ресурсодобывающая промышленность, сельское хозяйство, ритейл), а также довольно много региональных лоббистов. Этот факт свидетельствует об эффективности влияния на распределение бюджета такого инструмента, как Комитет по бюджету и налогам.

В то же время, не у всех бизнес-игроков и регионов есть возможность делегировать своих представителей в Комитет. Отметим, что всегда остается возможность повлиять на деятельность комитета при помощи законодательных инициатив, а также заключений на проект бюджета, которые предоставляют другие комитеты. Однако этот инструмент не является столь эффективным.

Любопытно, что в Комитете довольно много депутатов, у которых имеется собственный большой опыт ведения бизнеса. Возможно, это связано с тем, что у таких депутатов имеется больше навыков и компетентности для работы с распределением бюджетных субсидий и налоговой нагрузки. Также они могут рассчитывать на поддержку собственных предприятий из государственного бюджета.

Как бы то ни было, Комитет по бюджету, наряду с Комитетом по экономической политике и Комитетом по финансовому рынку, является точкой притяжения для многих экономических и политических групп интересов, что по определению повышает ответственность членов Комитета, поскольку именно от них зависит бюджетная и налоговая политика России.

Дмитрий Алексеев – магистрант НИУ ВШЭ

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net