Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.06.2017 | Александр Гущин
Украина и Порошенко: что изменилось за три года?
Недавно исполнилось 3 года, как Петр Порошенко, выиграв в первом туре выборов, стал президентом Украины. Сегодня наблюдатели и эксперты, дают свои оценки итогов этого периода. При этом положение, в котором пребывает страна, а также особенности постсоветского развития Украины в целом и специфика ее современной политической системы затрудняет четкое разграничение достижений и упущенных возможностей. Тем не менее, некоторые итоги подвести вполне возможно.
Сегодня, в первые дни функционирования безвизового режима Украина-ЕС, стало модным говорить о том, что это, пожалуй, единственное достижение президента, обещание, которое ему удалось выполнить. И с этим трудно не согласиться. Действительно, смягчение визового режима с Европой всегда рассматривалось как важный шаг на пути евроинтеграции, о нем много говорили еще до евромайдана, а после прихода новой власти эта цель стала приоритетной.
Тем не менее, введение безвизового режима – успех все же относительный. С одной стороны, он имеет, безусловно, позитивное для президента эмоциональное значение, вызвав волну воодушевления, в том числе благодаря PR-эффекту, над которым поработали украинские СМИ. Но с другой стороны, его стратегическая значимость, особенно с точки зрения предстоящей президентской избирательной кампании, вовсе не очевидна. Определенные ограничения, связанные с 90-дневным сроком и правом пересмотра, которые европейцы оставляют за собой, отчасти выхолащивают это достижение. Кроме того, реально воспользуются новыми возможностями по путешествию в Европу лишь незначительное меньшинство граждан ввиду серьезных как финансовых, так и иных требований для въезда в ЕС. В этих условиях ожидать массового наплыва украинцев на Запад не приходится. Равно как и не приходится ожидать сколько-нибудь длительного эмоционального эффекта от безвизового режима – скорее всего он не окажет принципиального значения в ходе президентских выборов, если они состоятся в срок (да и даже в случае досрочных выборов ожидать, что это станет важным подспорьем для Порошенко не приходится).
Что касается поддержки президента в обществе, то опросы дают разные оценки от 6 до 12-13%. Однако интерпретировать эти цифры можно по-разному. В абсолютном выражении рейтинг выглядит весьма низким. Но, с другой стороны, потенциальные соперники Порошенко имеют высокие антирейтинги. В случае гипотетического выхода во второй тур претендовать на победу над Порошенко смогут лишь Бойко, Рабинович и, конечно, Тимошенко. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов административный и информационный ресурс, который по-прежнему в Украине значит очень много.
Что касается внутриэлитных позиций Порошенко, то за последние три года они укрепились. Кампания деолигархизации, снижения роли националистических формирований, резкое падение рейтинга Народного фронта и его лидеров, дискредитация некоторых лидеров оппозиции в результате ряда скандалов, его собственные политические маневры превратили Порошенко в действительно фигуру номер 1, а не просто в первого среди равных. Тем более, что ранее равным среди первых лиц украинской олигархии он и не был. Сегодня Порошенко сконцентрировал в своих руках значительную власть как официальную, так и неофициальную. Также выросло и его бизнес-влияние: например, многие считают, что успешные тендеры для той же корпорации «Богдан» не обходятся без модерирующей руки.
Другое дело, что пока не решен целый ряд иных внутриполитических вопросов. Как внутри БПП, так и в рамках коалиции с Народным Фронтом наблюдаются серьезные противоречия, в том числе по внешнеполитическим вопросам. Существует проблема Тимошенко, которая, несмотря на наличие более молодых персон в оппозиции, подтверждает свое место главного оппозиционного политика. Стремление дискредитировать Тимошенко сегодня посредством возвращения к проблеме подписанного ею контракта с Россией - не что иное как стремление свести политические счеты с бывшим премьером. Вряд ли давление на Тимошенко дойдет до уголовного преследования, но то, что давление на нее будет расти, очевидно. Ведь победа «Батькивщины» и тем более вероятное в перспективе блокирование с непостоянным «Оппозиционным блоком» будет для президента крайне неприятным.
С точки зрения внутриполитической и социальной повестки, период последних 3 лет, несмотря на официальные данные об экономическом росте, отличается антисоциальной направленностью, и стремлением решить ряд важнейших вопросов за счет населения. Конечно, во многом это требования МВФ, по целому ряду вопросов, как например, по рынку земли, это действительно так, но по другим аспектам реформ конкретных требований не было. Были разве что поставлены задачи, которые власть решает так как ей проще всего это делать. На повестке дня стоит вопрос о медицинской реформе, которая по сути означает введение платной медицины, в течении последних лет систематически наблюдался рост тарифов, не решена энергетическая проблема. «Газпром» озвучил прогноз об объеме транзита газа через территорию Украины, который после 2019 года составит 15 млрд. кубометров в год, что более чем в пять раз меньше имеющегося на сегодняшний день. У Киева все меньше надежд на то, что транзитные возможности после 2019 года сохранятся. Банковская реформа по Гонтаревой фактически превратилась в санацию неугодных банков.
Тем не менее, социального взрыва или третьего социального майдана, о котором часто говорили в России, удалось избежать (во многом благодаря заимствованиям, особенностям хозяйства многих украинских семей и менталитета, внешнеполитической ситуации и ее репрезентации в обществе). В условиях катастрофического падения ВВП это можно считать в некоторой степени успехом Порошенко.
Однако сегодня, перед началом нового витка антисоциальных мер, его положение довольно сложное. Определенным громоотводом является премьер Владимир Гройсман, который может взять на себя зачительную часть удара за проводмый курс, и до некоторой степени нивелировать положение Порошенко, однако ясно, что запас прочности у этой комбинации, особенно учитывая приближение выборов и возможное наличие личных амбиций у Гройсмана, остается неопределенным.
Во внешнеполитической сфере, остающейся приоритетом Порошенко, который фактически осуществляет руководством стратегией внешней политикой, положение также крайне сложное. С одной стороны, тезисы о том, что Запад устал от Украины, готов ее сдать и «украинский вопрос» является второстепенным, вряд ли уместны, хотя очень часто повторяются с экранов телевизоров. Однако, нельзя оспорить тот факт, что ожидания поддержки были заметно большими, чем то, что предоставляется сегодня, а сроки выдачи тех или иных реальных преференций (как например, того же безвиза) существенно сдвигаются по времени. Внешняя политика Украины по-прежнему ориентирована только на поиск поддержки со стороны США, что после выборов в США стало достигать заметно сложнее. Сегодня очень много поставлено на карту украинскими властями с точки зрения организации встречи Порошенко-Трамп. Но по большому счету очевидно, что целый рад прочих потенциальных направлений внешней политики через диверсификацию контактов, были либо упущены, либо реализуются с опозданием, а ни о каком даже отдаленном приобретении сколько-нибудь большей субъектности, речи не идет.
Тем не менее, Порошенко удалось затянуть выполнение минских соглашений, которые невыгодны Киеву, и фактическим ведением блокады взять курс на условную приднестровизацию конфликта (хотя многое отличает ситуацию от противостояния Молдовы и ПМР), когда никто из его участников не состоянии решить вопрос вооруженным путем, но тем не менее урегулирование откладывается, а Украина явно взяла курс на оставление Донбасса и фиксирование того положения, которое де-факто существует сегодня.
Все это дает основания говорить о том, что главными достижениями последних лет для президента Порошенко становятся укрепление своих личных внутриполтических и бизнес позиций по сравнению с положением даже годичной давности, а также введение безвизовго режима, однако социальный кризис, позиции на внешней арене, ситуация в коалиции и внутри президентской фракции по-прежнему таят в себе множество рисков и делают на данный момент перспективы избрания лояльного нового парламента, равно как и перевыборов самого Порошенко на второй срок довольно проблематичными.
Александр Гущин – доцент РГГУ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.