Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

15.06.2017 | Александр Гущин

Украина и Порошенко: что изменилось за три года?

Петр ПорошенкоНедавно исполнилось 3 года, как Петр Порошенко, выиграв в первом туре выборов, стал президентом Украины. Сегодня наблюдатели и эксперты, дают свои оценки итогов этого периода. При этом положение, в котором пребывает страна, а также особенности постсоветского развития Украины в целом и специфика ее современной политической системы затрудняет четкое разграничение достижений и упущенных возможностей. Тем не менее, некоторые итоги подвести вполне возможно.

Сегодня, в первые дни функционирования безвизового режима Украина-ЕС, стало модным говорить о том, что это, пожалуй, единственное достижение президента, обещание, которое ему удалось выполнить. И с этим трудно не согласиться. Действительно, смягчение визового режима с Европой всегда рассматривалось как важный шаг на пути евроинтеграции, о нем много говорили еще до евромайдана, а после прихода новой власти эта цель стала приоритетной.

Тем не менее, введение безвизового режима – успех все же относительный. С одной стороны, он имеет, безусловно, позитивное для президента эмоциональное значение, вызвав волну воодушевления, в том числе благодаря PR-эффекту, над которым поработали украинские СМИ. Но с другой стороны, его стратегическая значимость, особенно с точки зрения предстоящей президентской избирательной кампании, вовсе не очевидна. Определенные ограничения, связанные с 90-дневным сроком и правом пересмотра, которые европейцы оставляют за собой, отчасти выхолащивают это достижение. Кроме того, реально воспользуются новыми возможностями по путешествию в Европу лишь незначительное меньшинство граждан ввиду серьезных как финансовых, так и иных требований для въезда в ЕС. В этих условиях ожидать массового наплыва украинцев на Запад не приходится. Равно как и не приходится ожидать сколько-нибудь длительного эмоционального эффекта от безвизового режима – скорее всего он не окажет принципиального значения в ходе президентских выборов, если они состоятся в срок (да и даже в случае досрочных выборов ожидать, что это станет важным подспорьем для Порошенко не приходится).

Что касается поддержки президента в обществе, то опросы дают разные оценки от 6 до 12-13%. Однако интерпретировать эти цифры можно по-разному. В абсолютном выражении рейтинг выглядит весьма низким. Но, с другой стороны, потенциальные соперники Порошенко имеют высокие антирейтинги. В случае гипотетического выхода во второй тур претендовать на победу над Порошенко смогут лишь Бойко, Рабинович и, конечно, Тимошенко. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов административный и информационный ресурс, который по-прежнему в Украине значит очень много.

Что касается внутриэлитных позиций Порошенко, то за последние три года они укрепились. Кампания деолигархизации, снижения роли националистических формирований, резкое падение рейтинга Народного фронта и его лидеров, дискредитация некоторых лидеров оппозиции в результате ряда скандалов, его собственные политические маневры превратили Порошенко в действительно фигуру номер 1, а не просто в первого среди равных. Тем более, что ранее равным среди первых лиц украинской олигархии он и не был. Сегодня Порошенко сконцентрировал в своих руках значительную власть как официальную, так и неофициальную. Также выросло и его бизнес-влияние: например, многие считают, что успешные тендеры для той же корпорации «Богдан» не обходятся без модерирующей руки.

Другое дело, что пока не решен целый ряд иных внутриполитических вопросов. Как внутри БПП, так и в рамках коалиции с Народным Фронтом наблюдаются серьезные противоречия, в том числе по внешнеполитическим вопросам. Существует проблема Тимошенко, которая, несмотря на наличие более молодых персон в оппозиции, подтверждает свое место главного оппозиционного политика. Стремление дискредитировать Тимошенко сегодня посредством возвращения к проблеме подписанного ею контракта с Россией - не что иное как стремление свести политические счеты с бывшим премьером. Вряд ли давление на Тимошенко дойдет до уголовного преследования, но то, что давление на нее будет расти, очевидно. Ведь победа «Батькивщины» и тем более вероятное в перспективе блокирование с непостоянным «Оппозиционным блоком» будет для президента крайне неприятным.

С точки зрения внутриполитической и социальной повестки, период последних 3 лет, несмотря на официальные данные об экономическом росте, отличается антисоциальной направленностью, и стремлением решить ряд важнейших вопросов за счет населения. Конечно, во многом это требования МВФ, по целому ряду вопросов, как например, по рынку земли, это действительно так, но по другим аспектам реформ конкретных требований не было. Были разве что поставлены задачи, которые власть решает так как ей проще всего это делать. На повестке дня стоит вопрос о медицинской реформе, которая по сути означает введение платной медицины, в течении последних лет систематически наблюдался рост тарифов, не решена энергетическая проблема. «Газпром» озвучил прогноз об объеме транзита газа через территорию Украины, который после 2019 года составит 15 млрд. кубометров в год, что более чем в пять раз меньше имеющегося на сегодняшний день. У Киева все меньше надежд на то, что транзитные возможности после 2019 года сохранятся. Банковская реформа по Гонтаревой фактически превратилась в санацию неугодных банков.

Тем не менее, социального взрыва или третьего социального майдана, о котором часто говорили в России, удалось избежать (во многом благодаря заимствованиям, особенностям хозяйства многих украинских семей и менталитета, внешнеполитической ситуации и ее репрезентации в обществе). В условиях катастрофического падения ВВП это можно считать в некоторой степени успехом Порошенко.

Однако сегодня, перед началом нового витка антисоциальных мер, его положение довольно сложное. Определенным громоотводом является премьер Владимир Гройсман, который может взять на себя зачительную часть удара за проводмый курс, и до некоторой степени нивелировать положение Порошенко, однако ясно, что запас прочности у этой комбинации, особенно учитывая приближение выборов и возможное наличие личных амбиций у Гройсмана, остается неопределенным.

Во внешнеполитической сфере, остающейся приоритетом Порошенко, который фактически осуществляет руководством стратегией внешней политикой, положение также крайне сложное. С одной стороны, тезисы о том, что Запад устал от Украины, готов ее сдать и «украинский вопрос» является второстепенным, вряд ли уместны, хотя очень часто повторяются с экранов телевизоров. Однако, нельзя оспорить тот факт, что ожидания поддержки были заметно большими, чем то, что предоставляется сегодня, а сроки выдачи тех или иных реальных преференций (как например, того же безвиза) существенно сдвигаются по времени. Внешняя политика Украины по-прежнему ориентирована только на поиск поддержки со стороны США, что после выборов в США стало достигать заметно сложнее. Сегодня очень много поставлено на карту украинскими властями с точки зрения организации встречи Порошенко-Трамп. Но по большому счету очевидно, что целый рад прочих потенциальных направлений внешней политики через диверсификацию контактов, были либо упущены, либо реализуются с опозданием, а ни о каком даже отдаленном приобретении сколько-нибудь большей субъектности, речи не идет.

Тем не менее, Порошенко удалось затянуть выполнение минских соглашений, которые невыгодны Киеву, и фактическим ведением блокады взять курс на условную приднестровизацию конфликта (хотя многое отличает ситуацию от противостояния Молдовы и ПМР), когда никто из его участников не состоянии решить вопрос вооруженным путем, но тем не менее урегулирование откладывается, а Украина явно взяла курс на оставление Донбасса и фиксирование того положения, которое де-факто существует сегодня.

Все это дает основания говорить о том, что главными достижениями последних лет для президента Порошенко становятся укрепление своих личных внутриполтических и бизнес позиций по сравнению с положением даже годичной давности, а также введение безвизовго режима, однако социальный кризис, позиции на внешней арене, ситуация в коалиции и внутри президентской фракции по-прежнему таят в себе множество рисков и делают на данный момент перспективы избрания лояльного нового парламента, равно как и перевыборов самого Порошенко на второй срок довольно проблематичными.

Александр Гущин – доцент РГГУ

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net