Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

13.07.2017 | Александр Ивахник

Италия: новая волна миграции

МигрантыЕвропа с боязнью вспоминает об остром миграционном кризисе 2015 года, когда более миллиона нелегальных мигрантов хлынули на континент, спасаясь от вооруженных конфликтов и экономических тягот. В 2016 году резкое снижение миграционных потоков в результате сделки с Турцией и перекрытия балканского маршрута, а также грянувший «Брексит» отвлекли внимание от этой проблемы. Этим летом вопрос неконтролируемой миграции вновь выходит на авансцену европейской политической жизни.

Два года назад основная масса мигрантов ступала на европейский берег в Греции, перебираясь из Турции через Эгейское море. В значительной части это были беженцы из Сирии, Ирака и Афганистана. Меньший поток шел в Италию с ливийского побережья. Сейчас именно этот поток стал главным. Причем в преобладающей части это не выходцы из охваченного вооруженными конфликтами Ближнего Востока, а африканцы из стран южнее Сахары (Нигерии, Кот-д'Ивуара, Чада, Судана, Эритреи, Сомали), бегущие от нищеты и безработицы. Сначала контрабандисты переправляют их в Ливию, лишенную после свержения Муамара Каддафи централизованной власти, а затем сажают на ненадежные деревянные или резиновые моторные шлюпки и везут к Сицилии и другим южноитальянским островам. Весь маршрут обходится искателям европейского счастья примерно в тысячу евро. За первую половину этого года для двух тысяч человек маршрут закончился в водах Средиземного моря.

Согласно данным Международной организации по миграции, входящей в структуру ООН, с января по июнь 2017 года в Италию морским путем из Северной Африки попали более 85 тысяч мигрантов – на 19% больше, чем за первую половину прошлого года (для сравнения: в Греции в этом году появилось 9300 новых мигрантов, в Испании – 6500). Только за 24-28 июня 24 тыс. искателей убежища прибыли в Италию по морю. Ожидается, что всего в течение этого года на Апеннинский полуостров переберутся из Африки примерно четверть миллиона человек. Причем, по оценкам экспертов, среди людей, добравшихся до Италии, около 80% составляют так называемые экономические мигранты, которые шансов на получение статуса беженцев не имеют.

Для Италии положение усугубляется тем, что проблемы, порожденные штормовой миграционной волной 2015 года, отнюдь не решены. В сентябре 2015 года на уровне ЕС было принято решение о перераспределении 120 тыс. мигрантов по странам союза согласно определенным квотам, чтобы помочь Греции и Италии, оказавшихся «на передовой линии» прибытия мигрантов. Однако европейская солидарность не сработала: значительная часть стран ЕС, прежде всего из Восточной Европы, саботировали это решение. Польша и Венгрия не приняли ни одного мигранта, Чехия – лишь 12 человек. В целом вместо 120 тысяч человек было перемещено только 20 тысяч. 13 июня этого года Еврокомиссия проголосовала за принятие мер против Венгрии, Польши и Чехии за отказ от участия в плане перераспределения мигрантов – в случае упорствования им грозят финансовые санкции. Однако Польша, Венгрия и Словакия еще прежде опротестовали в суде ЕС обязательный характер плана по перераспределению мигрантов, и ждать существенных сдвигов в позициях этих стран не приходится.

Добавление прибывающих в Италию в большом количестве новых мигрантов к скопившимся ранее привело к тому, что, по заявлениям итальянских властей и благотворительных организаций, центры временного содержания мигрантов переполнены и не могут справиться с растущим количеством обращений о получении статуса беженца. Премьер-министр Италии Паоло Джентилони объявил о правительственных планах строительства новых центров и создании сети центров по депортации по всей стране. 3 июля Джентилони призвал партнеров по Евросоюзу разделить бремя Италии, чтобы избежать потери управления потоками мигрантов и «подпитки враждебных реакций внутри нашего общества». Действительно, в Италии растут антимигрантские, евроскептические настроения, что особенно болезненно для левоцентристского правительства ввиду приближения парламентских выборов, которые состоятся в конце нынешнего или в начале следующего года.

В связи с этим для давления на Евросоюз итальянские власти перешли к более решительным действиям, пригрозив запретить иностранным судам с мигрантами заходить в свои порты в случае, если другие страны ЕС не откроют для таких судов свои гавани. Дело в том, что лишь часть незаконных мигрантов добираются до итальянского побережья непосредственно на лодках контрабандистов. Другую часть доставляют суда итальянской береговой охраны, которые подбирают в море терпящих бедствие людей. До 50% мигрантов попадают в Италию на судах различных международных неправительственных организаций (НПО) вроде «Врачи без границ», SOS Mediterranee, Oxfam, Save the Children и т.п.

Два года назад, во время череды трагических инцидентов с плавучими средствами, перевозившими беженцев, власти ЕС обратились к этим организациям за помощью для предотвращения гибели людей в море. Теперь же итальянские и другие европейские чиновники подозревают НПО в том, что те используют свои суда не для спасения, а для надежной доставки мигрантов в Италию: якобы их суда курсируют в непосредственной близости от побережья Ливии и забирают мигрантов с лодок контрабандистов себе на борт. А для того, чтобы их не обнаружили корабли европейской береговой охраны и не отправили обратно в Ливию, они отключают транспондеры. Более того, утверждается, что дополнительная страховка со стороны судов НПО мотивирует большее количество африканцев отправляться в опасное путешествие в Европу. Вероятно, в этих утверждениях есть немалая доля правды. Здесь имеет место конфликт между национальными интересами властей Италии и других европейских стран и вненациональными, чисто гуманитарными мотивами людей из НПО, игнорирующих политическую и социо-культурную остроту европейской миграционной проблемы и упрекающих правительства ЕС в отходе от подлинных европейских ценностей.

В начале июля партнеры Италии по ЕС отреагировали на ее просьбы о помощи. Однако их обещания оказались очень скромными, сконцентрировавшись в основном на необходимости более строгого регулирования работы судов НПО по спасению людей на море. 4 июля вице-председатель Еврокомиссии Франц Тиммерманс огласил план действий в отношении средиземноморского маршрута миграции. В него вошла идея Италии о выработке кодекса поведения для НПО, работающих в Средиземном море. Главное же место в этом плане отводится предложению о том, чтобы Ливия, а также Тунис и Египет забирали обратно мигрантов, спасенных в их территориальных водах, что должно облегчить бремя Италии и убеждать потенциальных мигрантов отказаться от своих намерений. Также план содержит призыв к Европейскому агентству по безопасности внешних границ (Frontex) доставлять спасенных мигрантов не только в итальянские, но и в другие европейские порты.

Однако этот призыв сразу натолкнулся на сопротивление европейских государств. На встрече министров внутренних дел стран ЕС в Таллинне 6 июля Франция, Испания, Германия, Бельгия и Нидерланды заявили об отказе открыть свои порты для судов с мигрантами. «Мы не поддержим так называемую регионализацию операций спасения», – сказал журналистам министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер. Власти ведущих европейских стран хорошо помнят о политических последствиях безудержного наплыва беженцев в 2015 году – резком снижении поддержки правительств, росте националистических настроений и влияния правопопулистских партий.

Зато в Таллинне наблюдалось полное согласие по поводу выработки кодекса поведения для действующих в Средиземном море НПО. Предполагается, что суда НПО должны будут всегда работать с включенными транспондерами, предоставлять полиции свободный доступ на борт в любое время и доставлять спасенных мигрантов в ближайший порт – не обязательно в итальянский. Цель состоит в том, чтобы затруднить доступ судов НПО в ливийские территориальные воды и установление ими контактов с контрабандистами и таким образом сократить миграционный поток в месте его начала.

Кроме того, европейские министры внутренних дел согласились усилить поддержку ливийской береговой охраны в плане финансирования, организации обучения, предоставления оборудования и вооружения. Проблема в том, что ливийское правительство в Триполи, признаваемое Евросоюзом, контролирует лишь часть побережья страны и имеет крайне ограниченное влияние на собственных силовиков, включая береговую охрану. Международные правозащитные организации сообщают о многочисленных случаях насилия представителей ливийской береговой охраны по отношению к мигрантам и их сговорах с контрабандистами. Лагеря, в которых содержатся возвращенные мигранты на ливийском побережье, известны жестокостью со стороны надсмотрщиков, изнасилованиями, применением принудительного труда, работорговлей.

В ситуации хаоса на территории страны никаких способов для искоренения этих вопиющих нарушений прав человека не видно. Попытки Евросоюза договориться с африканскими странами, в которых изначально проживали оказавшиеся в Ливии мигранты, о приеме их обратно, в принципе оправданны, но на практике не сулят быстрых изменений ситуации. Людям, добравшимся до ливийского побережья, в сущности нечего терять, они по-прежнему будут стремиться отправиться в Европу. А это значит, что миграционный кризис в Европе не только осложняется отсутствием должного взаимодействия и солидарности внутри ЕС, но и будет подпитываться все новыми выходцами из Африки. А если от сделки с ЕС откажется обиженная европейцами Турция, то возобновится миграционный поток и с Ближнего Востока.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net