Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

12.09.2017 | Валерий Выжутович

Сократить и приумножить

ЧиновникиРеформа госаппарата сократила численность чиновников, но увеличила количество начальников, рассказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова президенту Владимиру Путину на недавней рабочей встрече с ним. Так, заместителей руководителей федеральных органов стало больше на 18 процентов, директоров департаментов - на 21 процент, начальников управлений - на 13 процентов.

В территориальных органах численность чиновников низового звена сократилась на 11,9 процента, но при этом количество начальников возросло на 8,4 процента. Голикова отметила «плохую», по ее словам, тенденцию - сокращение количества территориальных органов: их стало меньше на 4,5 процента, но при этом на 25 процентов возросло количество подведомственных учреждений, которые создаются федеральными органами для обеспечения их деятельности, а не для управления сферами, к примеру, образования или здравоохранения. Голикова считает, что эта система слишком раздута. Предложения по ее оптимизации Счетная палата представит к ноябрю.

Российский госаппарат «оптимизируется» как минимум с 2010 года. Решение об этом принимал Дмитрий Медведев, будучи президентом. С тех пор едва ли не каждый год происходит сокращение чиновничьей гвардии с ее последующим, а то и одномоментным пополнением. В 2010 году было запланировано сократить число чиновников на 20 процентов. Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек - лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010-го.

В 2017 году расходы на оплату труда федеральных госслужащих предусмотрены в объеме 95,85 млрд рублей, в 2018–2019 годах - по 96,9 млрд рублей ежегодно. Центр стратегических разработок (ЦСР), председателем совета которого является бывший министр финансов Алексей Кудрин, предложил до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. Если сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тысяч населения, то после сокращения их количество снизится до 103 на 10 тысяч. При этом стоимость госуправления тоже упадет: с нынешних 2844 рублей в год на гражданина - до 1990 рублей. По замыслу специалистов ЦСР, сокращение будет поэтапным: начавшись в 2018 году, оно завершится к 2024-му. Одновременно будет происходить перевод ряда управленческих функций в цифровой формат.

В 2016 году, согласно указу президента, под сокращение попали сотрудники МЧС, министерств юстиции и обороны. Указ предусматривал также оптимизацию штата Управления делами президента и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в те дни сообщил журналистам, что данный документ является продолжением курса на сокращение госслужащих, в том числе работников прокуратуры и Следственного комитета. Тогда же было объявлено и об одобренном Путиным антикризисном плане правительства, предполагавшим сокращение большинства категорий расходов на 10 процентов. В том числе и расходов на обеспечение органов государственной власти.

Сокращение трат на содержание госаппарата вообще-то планировалось и ранее - еще до наступления кризиса. Собственно, планировалось сокращение самого госаппарата. Эту работу предполагалось провести в рамках разработанной Министерством труда и социальной защиты федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015-2018 годы. В течение этих лет надлежало перераспределить функции и полномочия ведомств и оптимизировать численность госслужащих.

Считается, что сокращение аппарата должно повлечь за собой сокращение расходов на него. Но зарплаты госслужащих не подчиняются этой логике. С 2010 года размер средней зарплаты регионального чиновника увеличился с 24,7 тысяч рублей до 37,8 тысяч, муниципального - с 28,9 тысяч до 45 тысяч, федерального - с 60,7 тысяч до 115, тысяч. Государство на себе не экономит.

Между тем Россия отнюдь не лидирует в мире по числу гражданских госслужащих. Их даже в разы меньше, чем в некоторых европейских странах. Но, по оценкам экспертов, у нас явно избыточен силовой аппарат. Например, по числу полицейских Россия занимает одно из первых мест в мире (523 полицейских на 100 000 человек), опережая США в два, а Китай - в четыре раза. «Таким образом, с точки зрения мирового опыта различного рода силовиков сокращать можно фронтально, - считает экономист Дмитрий Некрасов. - А столь популярное у нас общее сокращение численности гражданских чиновников в России вряд ли целесообразно».

По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона - на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента - в судах и прокуратуре, 2,1 процента - в законодательных органах, 1,1 процента - в других государственных структурах. За счет чего будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока нет полной ясности. В общих чертах выполнение этой задачи Министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих. Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, считают в Минтруде, следует проводить мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлять новое штатное расписание. Потребность в том или ином количестве сотрудников должна оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости.

Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников. Важно другое - качество государственных услуг, предоставляемых населению. Речь не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти.

Валерий Выжутович - политический обозреватель

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Центр политических технологий провел третье исследование эффективности работы депутатов Госдумы в российских регионах. В рамках этого исследования нами была изучена работа депутатов в период с июля по сентябрь 2017 г. Акцент в исследовании, как и прежде, сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам.

Когда Алексей Дюмин в начале прошлого года стал и.о. губернатора Тульской области, его сразу же стали воспринимать в публичном пространстве как возможного преемника Владимира Путина. С тех пор прошло почти два года, но слухов по этому поводу не становится меньше. Хотя вопрос о преемничестве выглядит непростым – представляется, что спешить с оценками не стоит.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net