Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

15 ноября Госдума приняла в третьем чтении пакет законов о проведении в четырех регионах РФ эксперимента по введению налога на профессиональный доход. Введение нового налогового режима начнется с 1 января 2019 года и продлится десять лет. Если эксперимент будет признан успешным – предполагается распространение подобного налогового режима на всю страну.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

18.06.2018 | Политком.RU

Обновление состава администрации президента

Администрация президентаПрезидент России Владимир Путин подписал указы о назначениях и отставках руководства администрации президента, а также своих помощников и советников. Практически все ключевые фигуры сохранили свои посты. Кроме того, было произведено перераспределение полномочий между управлениями внутри администрации.

В последние полгода в СМИ, а также особенно в анонимных телеграм-каналах ходило много слухов о готовящихся отставках в Кремле. Однако несмотря на высокие ожидания, президент решил ограничиться локальными переменами. В этом смысле гораздо важнее выглядит сам факт отказа президента от серьёзных кадровых перестановок, что на сегодня может оказаться лишь тактическим решением.

Наиболее ожидаемой, в частности, была отставка помощника президента Владислава Суркова, курирующего Украину, а также Южную Осетию и Абхазию. Ранее анонимы сообщали о разных причинах его вероятного ухода: начиная с проблем со здоровьем и заканчивая тупиком в процессе урегулирования украинского кризиса. В действительности тут играют роль несколько ключевых факторов, и их значимость не снимается с переутверждением Суркова: скорее речь идёт об отложенном решении. Среди таких факторов, во-первых, особая политическая изолированность Суркова, который отвечает за один из самых сложных в геополитическом смысле участков работы, но при этом не имеет возможности выстраивать устойчивые коалиции, а также достаточного веса и ресурсов для обеспечения позитивной динамики «украинского досье» (и вряд ли это мог бы кто-то другой на его месте). В основе ослабления его позиций – перманентные противоречивые отношения с «силовиками», в том числе и с ФСБ, сыгравшей одну из ключевых ролей в реализации сценария «переворота» в ЛНР в прошлом году, приведшего к смещению лидера непризнанной республики Игоря Плотницкого.

У Суркова, как и у «чекистов», сохранялись и сохраняются различные приоритеты в политике взаимодействия с самопровозглашёнными республиками ЛНР и ДНР. Если для Суркова было важно обеспечивать минимально приличный политический процесс, то для «силовиков» более важным является удержание ситуации под жёстким контролем. В этом контексте Сурков оказался в некотором смысле в геополитическом тупике: невозможность добиться прогресса в мирном процессе вела к деградации политического процесса, росту напряжённости в отношениях донбасских элит с гражданскими элитами в России, росту социально-экономических угроз. Купировать все это оказалось непросто, а низкие шансы на прогресс снижали вовлеченность в ситуацию Путина и выводили на первый план вопросы безопасности.

На этом фоне появилась информация, что сам Сурков стал просить об уходе, понимая ограниченность возможностей для манёвра. В тупике тут оказались и российско-американские переговоры с Куртом Волкером, чьи предложения по миротворческой миссии ООН было неприемлемы для России. Весьма вялой остаётся и динамика нормандского процесса, где стороны продолжаются обмениваться мнениями, однако не имеют никаких предпосылок для продвижения вперёд по минским соглашениям.

По данным источников, Сурков, возможно, утратит курирование Абхазии и Южной Осетии, однако пока останется куратором Украины. Это решение нельзя считать окончательным: скорее президент предпочёл пока не торопиться, рассчитывая на то, что будущие кадровые перестановки можно было бы привязать к подвижкам в процессе разрешения украинского кризиса.

В числе потенциальных отставников называли и главу государственно-правового управления Ларису Брычеву, которая, по данным источников «Газеты.ру», могла возглавить Конституционный суд. Важно отметить, что весной особенно активно муссировались слухи о возможном слиянии КС и ВС России. Вероятно, столь крупное не только политическое, но и институциональное решение также могло быть отложено на фоне доминирования геополитической повестки.

Кроме того, говорили о возможном уходе помощника президента Юрия Ушакова, курирующего внешнюю политику. «Газета.ру» писала, что «и здесь в условиях непростой международной обстановки нового человека решили не ставить».

Наконец, много обсуждалась и отставка первого заместителя главы администрации президента Алексея Громова – одного из самых влиятельных людей в окружении Владимира Путина, на сегодня курирующего не только информационную политику внутри станы, но и оказывающего влияние на внешнюю коммуникационную политику России за пределами страны (через курирование RT). Громову прочили, в частности, место министра иностранных дел, что скорее подчеркивает его сохраняющийся высоким кадровый потенциал и востребованность. Он также сохранил свою должность без существенных изменений.

В то же время свои позиции значительно укрепили две других ключевых фигуры в администрации президента. Это глава АП Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко, курирующий внутреннюю политику. 14 июня Владимир Путин подписал два указа, оптимизирующих структуру АП. Первый указ переводит несколько управлений АП в прямое подчинение ее руководителя Антона Вайно. В старой структуре, по сведениям «Коммерсанта», он отвечал лишь за управление по обеспечению конституционных прав граждан. Теперь за ним будут также управление протокола, управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами и управление по вопросам противодействия коррупции. Последним до последнего момента руководил помощник президента Евгений Школов, который считался одной из основных фигур в силовом блоке АП: там его называли «силовиком-кадровиком», имевшим прямой выход на президента.

Управление по вопросам противодействия коррупции (существует с 2013 года) возглавляет Андрей Чоботов, работавший с Сергеем Ивановым с 1999 года, а в 2011–2016 годах возглавлявший его секретариат в АП. По словам источника «Коммерсанта» в руководстве одного из силовых ведомств, ранее в Кремле обсуждался вариант ликвидации антикоррупционного управления с последующей передачей его функций в контрольное управление президента, но от такого варианта отказались: «Сошлись на том, что при таком раскладе «контрольники» будут перегружены». Сам Школов после 2014 года резко ослабил свои позиции: тогда было возбуждено одно из самых громких антикоррупционных дел против влиятельного генерала МВД Дениса Сугробова, осужденного за провокацию взятки в отношении сотрудника ФСБ. Сугробов работал под непосредственным контролем Школова.

Другой собеседник «Коммерсанта» близкий к АП, не исключил, что переподчинение антикоррупционного управления Антону Вайно будет сопровождаться кадровыми перестановками, поскольку Чоботов не считается человеком из команды главы АП.

Преемник Евгения Школова, бывший замдиректора Федеральной таможенной службы Анатолий Серышев, будет отвечать за кадровые вопросы. С 1990 года служил в КГБ-ФСК-ФСБ по Иркутской области (регион особых интересов Сергея Чемезова – с участием Чемезова связывают и дальнейшее продвижение Серышева). В 2011-2016 годах – глава УФСБ по Карелии, которой непосредственно занимается Николай Патрушев в качестве председателя Госкомиссии по празднованию 100-летия республики. В 2016 году стал заместителем руководителя Федеральной таможенной службы (глава ФТС Владимир Булавин - протеже Патрушева).

В распоряжение Сергея Кириенко передано два новых управления – управление по обеспечению деятельности Госсовета и управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, которое ранее называлось управлением по применению информационных технологий и развитию электронной демократии. Расширение прерогатив Кириенко стало логичным следствием успешно проведенной избирательной кампании Путина.

Начальник референтуры Дмитрий Калимулин не только остался на той же позиции, но и повысил свой статус, также став помощником президента РФ.

Еще один выходец из ФСБ (помимо Серышева) — Дмитрий Шальков — возглавил контрольное управление АП. Ранее он работал заместителем директора и статус-секретарем ФСБ (у Александра Бортникова), а до 2015 года руководил главным военно-следственным управлением СКР. В ФСБ, кроме связей с парламентом, он, по некоторым данным, курировал вопросы кибербезопасности – возможно, это и способствовало его продвижению.

Статуса советников администрации президента лишились Сергей Григоров (ранее работал директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю) и Герман Клименко. Последний занимался развитием интернета и ранее уже ушел с должности руководителя Института развития интернета. Возможно, что на судьбу Клименко повлиял скандал вокруг попытки запрета месседжера Telegram, по отношению к которому он занимал жесткую позицию – у одних чиновников неприятие могла вызвать такая позиция, другие были разочарованы неспособностью реально заблокировать Telegram в России.

Также своего поста лишился и Владимир Кожин. В 2014 году он был уволен с должности управделами президента и назначен на специально созданную должность помощника главы государства по ВТС. «Коммерсант» напоминал, что Кожин не имел собственного управления в подчинении (сферой ВТС занимался отдел в управлении внешней политики, которое курирует помощник президента Юрий Ушаков), но координировал действия Федеральной службы по ВТС (ФСВТС) и «Рособоронэкспорта», а также отвечал за формирование повестки заседаний президентской комиссии по ВТС. Источник издание отметил, что иногда он выполнял весьма деликатные поручения президента (как правило, представительские функции на переговорах с инозаказчиками), но, например, урегулирование ситуации вокруг отказа Франции поставлять России два вертолетоносца типа Mistral Путин доверил не Кожину, а занимавшему пост вице-премьера по ОПК Дмитрию Рогозину. Теперь система ВТС обойдется без опции помощника президента: по данным «Коммерсанта», в новой конфигурации часть вопросов будет решаться через отдел управления по внешней политике, а часть — через замминистра обороны Александра Фомина (бывший директор ФСВТС).

Владимир Путин, как и в случае с правительством, ограничился лишь локальными перестановками там, где этого действительно требовала ситуация (с учетом ухода Школова и Чуйченко). Кадровая стабильность сохраняется в качестве ключевого приоритета режима. Тем не менее по ряду фигур решения могут оказаться отложенными: это касается Владислава Суркова и Юрия Ушакова, судьба которых будет решаться в комплексе внешнеполитического контекста и возможных перестановок в МИДе. Путинская кадровая стилистика допускает кратковременные переназначения: увольнение спустя несколько месяцев после подтверждения полномочий.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net