Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.08.2018 | Алексей Макаркин

Пенсионная реформа: стратегия власти и восприятие общества

Пенсионеры«Единая Россия» 20 августа на совместном заседании генсовета партии и совета руководителей ее фракций обобщила предложения по совершенствованию пенсионной системы, собранные в регионах. В Госдуме 21 августа прошли расширенные парламентские слушания по правительственному законопроекту о повышении пенсионного возраста. По итогам этих мероприятий можно сделать некоторые выводы относительно дальнейшего продвижения реформы – как ее корректировок, так и позиционирования в публичном пространстве.

Опрос Левада-центра, проведенный в конце июня, показал, что 89% россиян негативно относились к идее повышения пенсионного возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет и 90% опрошенных высказались против повышения возраста выхода на пенсию для женщин до 63 лет. При этом 70% и 73% респондентов соответственно высказали резко отрицательное отношение.

Рейтинги власти после объявления о повышении пенсионного возраста упали, хотя сейчас и стабилизировались. Как отмечается в исследовании ФОМа, которое было проведено 11-12 августа, электоральный рейтинг Путина составляет 45-46%, не падая ниже минимальной планки в 43-44%, которую социологи ФОМа фиксировали в начале 2005-го и в конце 2013 года.

В этой ситуации власть оказалась перед необходимостью хотя бы частично переломить ситуацию.

Во-первых, происходит переопределение публичного позиционирования реформы. Речь теперь идет, в первую очередь, не о повышении пенсионного возраста, а об увеличении существующих пенсий – пока на одну тысячу рублей в месяц. Подчеркивается, что средства, полученные в результате увеличения пенсионного возраста, целиком пойдут на решение этой задачи. В первую очередь, адресатами этого месседжа являются действующие пенсионеры. Для них повышение пенсионного возраста уже неактуально, они высказываются против него из эмоциональных соображений – соответственно, необходимо была рационализировать их позицию.

Правительство в июне направило в Государственную думу законопроект о ратификации конвенции МОТ № 102. Конвенция вступила в силу в 1955 году и в настоящее время ратифицирована 55 государствами, среди которых большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия. Один из ее разделов посвящен пенсиям по старости, для которых установлен размер выплат в 40% от предыдущего заработка работника. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2019 года, одновременно с изменениями в пенсионном законодательстве. В то же время Алексей Кудрин заявил, что пенсии можно довести до уровня в 60-70% от зарплаты.

Во-вторых, рассматривается вопрос о компенсациях для тех россиян, которых повышение пенсионного возраста затронет в обозримом будущем. Для них тезис о предстоящем повышении пенсий менее значим – и из-за недоверия к власти, и из-за неясности, какова будет инфляция к моменту их собственного выхода на пенсию. Поэтому речь идет о смягчении переходного периода между «старым» и «новым» пенсионными возрастами – введении понятия «работники старшего возраста» с определенными преференциями.

В документе «Единой России», содержащем позицию партии по пенсионным изменениям, присутствуют пункты, не влияющие на основные параметры законопроекта:

  • сохранение нынешних «пенсионерских» региональных льгот для мужчин, достигших 60 лет, и женщин, достигших 55 лет (особенно важными представляются льготы на проезд в общественном транспорте, по покупке медикаментов и налоговые льготы). Это наиболее затратная мера, которую, впрочем, предстоит реализовывать не федералам, а регионалам.
  • назначение накопительной пенсии застрахованным лицам: мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам, достигшим 55 лет.
  • досрочное установление страховой пенсии по старости лицам, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины).
  • мероприятия в трудовой сфере (упрощение поиска работы и трудоустройства граждан предпенсионного и пенсионного возраста, развитие информационных ресурсов по поиску работы для возрастных соискателей, поддержка создания рабочих мест в сфере оказания социальных услуг населению, дополнительные меры по повышению квалификации лиц предпенсионного возраста).

· предоставление работникам старшего возраста (мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам, достигшим 55 лет) дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка.

· сохранение действующих условий назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера (эта единственная группа населения, получающая такую льготу).

· предоставление работникам возможности ежегодного прохождения в рабочее время диспансеризации, оплачиваемой за счет средств работодателя.

· ужесточение мер ответственности по отношению к работодателям не уплачивающим либо уплачивающим не в полном объеме страховые платежи в Пенсионный фонд.

Примечательно, что из списка исчезли первоначально обсуждавшиеся в публичном пространстве инициативы о введение уголовной ответственности для работодателей за нарушение прав работников старшего возраста. Против них выступали предпринимательские объединения, да и эффективность таких инициатив выглядит сомнительной. В то же время бизнесу – по крайней мере, пока – не предлагается и «пряников», стимулирующих сохранение или создание рабочих мест для людей старшего возраста. Например, неясно, кто будет компенсировать работодателям дополнительные расходы на диспансеризацию, а если никто, то эта мера может не сработать.

Кроме того, предусматриваются две меры, которые должны дать психологический эффект, направленный на повышение социальной справедливости. Одна из них - направление в доход бюджета Пенсионного фонда средств, вырученных от реализации имущества коррупционеров – дискуссий не вызывает (главным раздражителем здесь являются 9 млрд рублей, найденные у полковника МВД Дмитрия Захарченко).

Со второй - отменой пенсионных преференций для членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы – ситуация сложнее. Многие представители депутатского корпуса отнеслись к этому сдержанно или негативно, рассматривая это как нарушение установленных ранее правил игры. Однако публично выразить свое недовольство им невозможно, так как эта мера носит заведомо популярный характер. Впрочем, депутат-«единоросс» Раиса Кармазина сразу предложила обсудить и пенсионные надбавки для чиновников правительства, но до этого дело вряд ли дойдет.

Перечисленный набор мер не является «закрытым» - возможны и дополнительные преференции. Но если они последуют, то как личная инициатива Владимира Путина, который в этой ситуации может выступить в качестве «доброго царя» - такое заявление может последовать уже 28 августа. Ключевым здесь является вопрос о сохранении пятилетнего разрыва между выходом на пенсию мужчин и женщин (по новому законопроекту он сокращается до двух лет), также социально важна тема преференций для многодетных матерей. Обсуждается тема и увеличения переходного периода для проведения реформы, однако о ее отмене речи не идет. По словам источников телеграмм-канала «Проект», в Кремле хотят, чтобы хорошие новости озвучил именно глава государства – поэтому речь на думских слушаниях секретаря Общественной палаты Валерия Фадеева, предложившего снизить возрастной ценз для женщин и растянуть переходный период, не показали на федеральных каналах.

В-третьих, подчеркивается, что альтернативы реформе нет – другие решения могут привести к кризису пенсионной системы. Эта идея стала лейтмотивом думских слушаний – Володин предлагал выступающим ответить на вопрос о возможных альтернативах, которые так и не были сформулированы. Кудрин подчеркнул, что нефтяные доходы не могут служить основой для выплат, так как Резервный фонд потрачен, а Фонда национального благосостояния хватит на еще один кризис. Он отметил, что более мягкие темы реформы были актуальны 10 лет назад, но сейчас уже поздно. Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров подсчитал, что сейчас в России 46,5 млн пенсионеров (31,7% населения). А людей, которые платят страховые взносы – 52 млн человек. «Если ничего не менять в пенсионной системе, то численность лиц пенсионного возраста вырастает на 2,6 млн человек к 2024, а к 2030 году практически треть населения нашей страны будут составлять люди старших возрастов», - заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Впрочем, безальтернативность реформы и слабость протестов не отменяют важной тенденции – «полевения» общественных настроений как реакцию на повышение пенсионного возраста, воспринимаемому как несправедливая мера. На нее реагирует и «Единая Россия», предлагая меры, связанные с пенсиями депутатов и сенаторов, и с реализацией имущества коррупционеров. Но эту же тенденцию учитывают и эксперты, которые традиционно относятся к числу либералов. Кудрин предлагает более существенное – в будущем – повышение пенсий, чем это предусмотрено конвенцией МОТ. Кузьминов предлагает увеличить ставку НДФЛ до 20% с доходов свыше 5 млн руб в год, хотя это даст лишь около 50 млрд рублей в год (сравнительно небольшая сумма для общего уровня пенсионных трансфертов). Ректор РГАНХиГС Владимир Мау предложил подумать о введении в России универсального базового дохода - регулярных государственных выплат всем гражданам без исключения. Похоже, что более «левый» дискурс будет актуален и в дальнейшем, причем ни у одной политической силы не будет на него монополии.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net