Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Колонка экономиста

19.09.2018 | Марина Войтенко

Новая денежно-кредитная реальность

Марина ВойтенкоПринципиальная позиция Банка России всегда состояла в том, что в условиях постоянной неопределенности и появления рисков финансовой стабильности таргетирование инфляции должно сопровождаться инструментами управления волатильностью. Даже при наличии достаточных международных резервов и бюджетных буферов регулятор обязан вмешиваться, если рыночные котировки торгуемых активов устойчиво отклоняются от справедливых уровней. Именно это и случилось 14 сентября, когда ЦБ РФ, приняв нетривиальные решения нанес своего рода «двойной удар» по росту цен и ослаблению рубля. Впервые с 2014 года повышена ключевая ставка (на сей раз на 25 б.п. до 7,50%). При этом до конца декабря-2018 продлена приостановка покупки иностранной валюты в рамках реализации бюджетного правила.

Действия Центробанка совпали с ожиданиями рынков (их участники накануне оценивали вероятность события в 86%), но оказались в противофазе с предположениями большинства финаналитиков и «пожеланиями» ряда официальных лиц. Тем не менее, рубль получил поддержку тренда на укрепление и, видимо, некоторую паузу для стабилизации при сохраняющемся санкционном давлении. ЦБ РФ дал четкий сигнал, что ставка в зависимости от обстоятельств может и дальше сдвигаться вверх. Налицо, таким образом, новая реальность денежно-кредитных условий, к которой придется приспосабливаться и экономике в целом, и регулятивным действиям государства на других направлениях.

Ожидания регулятора по динамике ВВП на текущий год остались без изменений – +1,5-2%, что соответствует оценке потенциального темпа роста российской экономики. Принимая во внимание сложившуюся совокупность геополитических и конъюнктурных факторов и заявленные правительством структурные и налогово-бюджетные меры, среднесрочный прогноз уточнен. Темп прироста ВВП в 2019-ом окажется в диапазоне 1,2–1,7% (согласно предыдущей оценке – 1,5-2%).

В принципе в эту рамку укладываются предположения Минэкономразвития (2018 год – 1,8%, 2019 году – 1,3%) и Международного валютного фонда (1,7% и 1,5% соответственно), на минувшей неделе в заключительном заявлении по завершении консультаций с РФ в соответствии со Статьей IV устава Фонда вновь подтвердившего оценку перспектив российской экономики, представленную ранее в майском и июльском выпусках World Economic Outlook. При этом в МВФ отечают: «Среднесрочный прогноз роста для России остается сдержанным в силу структурных «узких мест» и сохраняющегося воздействия санкций».

Между тем, в Центробанке, как и в МЭР, полагают, что повышение НДС окажет лишь небольшое сдерживающее влияние на деловую активность, причем преимущественно в первой половине года, поскольку дополнительные налоговые доходы в том же году планируется направить на повышение государственных расходов, в том числе инвестиционного характера. Поэтому прогноз на 2020-й повышен до 1,8–2,3%. И в пресс-релизе Банка России, и в заявлении его главы Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров при этом подчеркивается возможность дальнейшего ускорения (в 2020-ом, например, до 2,0-3,0%) не только текущих, но и потенциальных темпов, правда, при обязательном условии успешной реализации структурных мер.

Пока же набирают обороты негативные тенденции. Согласно прогнозу Банка России, годовая инфляция после 3,1% в августе к концу текущего года достигнет 3,8–4,2% (при этом около 1 п.п. может составить эффект переноса ослабления рубля во внутренние цены). В 2019-ом она ускорится до 5–5,5% (даже с учетом принятых 14 сентября решений об увеличении ключевой ставки на 0,25% и приостановке до конца текущего года покупки иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила) и вернется к целевым 4% только в 2020 году.

Реализация такого сценария более чем вероятна. Баланс рисков все сильнее смещается в сторону проинфляционных. Начав корректироваться вверх в мае-2018, ожидания населением роста цен в ближайшие 12 месяцев в августе, по оценке «инФОМ», достигли 9,9% после 7,8% в апреле. При этом эксперты подчеркивают: реакция на предстоящее повышение НДС и августовское ослабление рубля может привести к усилению негативных ощущений и сильно пролонгировать их во времени, обусловив высокую неопределённость их будущей динамики.

Судя о всему, наименьшие риски, определяемые волатильностью курса и совокупностью внешних факторов, включая геополитические, лежат на стороне платежного баланса РФ. Положительное сальдо его текущего счета, по предварительной оценке Банка России, в январе-августе 2018 года составило $69,0 млрд против $19,1 млрд в том же периоде-2017. Основным фактором укрепления СТО стала благоприятная ценовая конъюнктура экспорта энергетических товаров при умеренном росте импорта, что привело к расширению профицита торгового баланса до $119,9 млрд с $70,2 млрд годом ранее. Прогноз сальдо СТО повышен ЦБ РФ на текущий год с $85 млрд до $98 млрд, в 2019-ом он составит $75 млрд, в 2020-2021 годах – $45 млрд. Несмотря на постепенное снижение – с около 6% ВВП до 3% ВВП за весь период, состояние платежного баланса на прогнозном горизонте не несет рисков для курсовой динамики и макроэкономической стабильности.

Гораздо тревожнее ситуация с оттоком капитала. По предварительной оценке ЦБ РФ, чистый вывоз капитала частным сектором в январе-июле 2018 года составил $21,5 млрд, за восемь месяцев – уже $26,5 млрд, годом ранее за тот же период – с $9,6 млрд. По уточненному в сентябре прогнозу ЦБ, отток частного капитала из РФ в 2018 году при среднегодовой цене нефти $69 (базовый сценарий) за баррель ожидается на уровне $55 млрд. Понижательное давление на рубль оказывает и продолжающийся отток средств портфельных инвесторов из российских активов. С апреля до начала сентября по мере усиления санкционных режимов и неопределенности на глобальных рынках, по оценке регулятора, нерезиденты вывели из ОФЗ около 480 млрд рублей, а их доля в российских долговых госбумагах сократилась с 34,5% до 26,6%.

Аргументируя решение о повышении ставки, в ЦБ РФ объясняют его состоявшейся реализацией внешних рисков. Проблема, однако в том, что они представляют собой «возобновляемый источник» финансовой нестабильности и волатильности рынков. Поэтому регулятор, как представляется, будет вынужден «играть» на упреждение, внимательно отслеживая поступающие сигналы. Между тем, их немало.

Решение центробанка Турции поднять ставку с 17,75% до 24% несколько стабилизировало ситуацию в emerging markets. Определенную поддержку оказали ЕЦБ и Банк Англии, оставившие на минувшей неделе свои ставки без изменений. Тем не менее, сохраняется значительная вероятность закручивания нового витка волатильности в конце сентября после очередного повышения базовой ставки ФРС США на 25 б.п. (до 2,0-2,25%, причем рынки уверены в событии почти на 100%).

Следует также обратить внимание на участившиеся высказывания членов комитета Федрезерва по открытым рынкам о желательности в течение следующих двух лет поднять federal fund rate несколько выше «нейтрального» уровня в 2,5-3,5%, чтобы снизить риск перегрева экономики Штатов, возникший вследствие налоговой реформы и наращивания бюджетных расходов. Логика американских денежных властей понятна: повышение ставки расширяет пространство для последующего монетарного стимулирующего маневра, который может оказаться необходимым для амортизации новой глобальной рецессии.

В JP Morgan Chase считают, что очередной мировой финансовый кризис может наступить в 2020 году, но окажется мягче, чем в 2008-2009 годах. Известные экономисты Нуриэль Рубини, предсказавший последнюю Великую рецессию, и Брунелло Роза в своей статье на Project Syndicate определяют тот же срок для созревания 10 условий реализации очередного финансового кризиса. В Bank of America Merrill Lynch полагают, что срыв валютного кризиса развивающихся рынков в общемировой спад может случиться раньше и в США придет из Европы, если сдетонируют, прежде всего, итальянские банки. В свою очередь основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Рей Далио в своей последней книге прямо указывает на то, что в условиях сформировавшегося в США финансово-долгового пузыря, рынки созрели для масштабной коррекции вниз по сути в любой момент.

Как видим, внешние факторы способны довольно длительное время удерживать новую российскую монетарную реальность, формируемую ужесточением денежно-кредитной политики, вследствие заметного ухудшения прогноза по инфляции. К этому вызову теперь предстоит адаптироваться и макротрендам в РФ, и экономической политике в целом. Очевидно, что в рамках бюджетной политики придется корректировать интенсивность внутренних заимствований на рынке госдолга. Другое важное следствие – повышенное внимание к эффективности госрасходов в рамках неизбежных уточнений параметров финансового планирования на 2019-2021 годы. Актуальность расходной дисциплины и тщательного анализа макропоследствий (в том числе проинфляционных) резко усиливается на фоне ожидаемого профицита федерального бюджета-2018 около 2% ВВП (по итогам восьми месяцев он достиг 3,1% ВВП при ассигнованиях, профинансированных на 62%). Вместе с тем, в планах правительства увеличение в 2019-2021 годах трансферта бюджету ПФР на 1,5 трлн рублей в рамках пенсионной реформы, а также дополнительные ежегодные траты в этот период примерно на 1 трлн рублей для преодоления структурных ограничений росту. Немало решений предстоит исполнить и в области доходов.

Существенного усиления эффективности требуют и меры собственно структурной политики, закладываемые в «Основные направления деятельности правительства до 2024 года». Одна из главных задач непосредственно в сфере госуправления – формирование «компактного комплекса взаимоувязываемых документов стратегического планирования» и интеграция на этом фундаменте всех финансовых, инвестиционных и институционально-регулятивных инструментов, необходимых для достижения национальных целей-2024.

Решения ЦБ РФ ясно подтвердили, что он на деле является независимой денежной властью. В полном объеме сохранились и коммуникации с участниками рынка. Понятен общий ориентир – российское хозяйство в ближайшие несколько кварталов будет осваиваться в новой монетарной реальности, заново отыскивая устойчивые стимулы для повышения деловой активности. Откровенное изложение Центробанком собственных аргументов и мотиваций к уже состоявшимся и будущим действиям – лишь первый из необходимых шагов к сохранению доверия бизнеса к усилиям регуляторов в условиях неснижающейся экономической неопределенности с признаками приближающегося кризиса.

Эффективность ДКП – всегда производная от ее сопряженности с налогово-бюджетной и структурной политиками. От качества их координации, предполагающей наличие надежных диалоговых коммуникаций правительства с предпринимательским классом и населением, динамика социально-экономического развития страны, опирающаяся на преодоление ограничений росту, зависит теперь уже напрямую.

Марина Войтенко - экономический обозреватель 

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net