Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.02.2019 | Политком.RU

DASKA 2.0: новый законопроект о санкциях США против России

Линдси ГрэмГруппа американских сенаторов 13 февраля внесла в Сенат законопроект под названием «Закон о защите американской безопасности от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA), представляющий собой введение новых санкций против России в адрес банков, энергокомпаний, суверенного долга и конкретных персон. Поводом для введения новых санкций сенаторы считают вмешательство России в президентские выборы в США и ситуацию на Украине.

Фактически новый законопроект, авторами которого стали демократ Роберт Менендес и республиканец Линдси Грэм, представляет собой несколько усовершенствованную и безусловно более жесткую версию предлагаемого ими летом 2018 года законопроекта, который многие называли «санкциями из ада». В летней версии законопроекта DASKA было два основных раздела: санкции, связанные с суверенным российским долгом, и санкции, направленные на блокировку операций российских госбанков. Сенаторы хотели запретить американцам проводить любые транзакции с новым суверенным долгом России, превышающие по длительности 14 дней. При этом под суверенным долгом понимался любой финансовый инструмент, по мнению президента США представляющий собой суверенный долг российского правительства, в том числе и выпущенный одним из ключевых российских банков, связанных с государством (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк или Промсвязьбанк, Внешэкономбанк). Вторая часть санкций DASKA версии 1.0 предполагала блокировку активов и счетов российских госбанков в юрисдикции США и запрет на операции с ними. Подобные меры при реализации жесткого санкционного сценария могли создать серьезные проблемы и ограничить российские банки в транзакциях с международными финансовыми институтами. Однако рассмотрение законопроекта затянулось, а в ноябре 2018 года сенаторы сообщили, что конгресс США не успевает до конца года принять законопроект, не проявляет должной активности в вопросе принятия новых антироссийских санкций и Белый дом.

Законопроект DASKA версии 2.0, внесенный в Сенат в феврале 2019 года, включает в себя значительно более широкий набор ограничений, направленных против России. Один из авторов законопроекта республиканец Линдси Грэм в качестве цели законопроекта назвал изменение статуса-кво и введение значимых санкций против России, которая «проводит кибератаки на американскую инфраструктуру, Украину и намеренно создает хаос в Сирии». Демократ Роберт Менендес, в свою очередь, винит президента США Дональда Трампа, который не может дать «настоящий отпор» России и ведет себя беспомощно перед лицом «агрессии Кремля».

Новый законопроект предполагает введение двух категорий санкций. Первая категория включает в себя набор «санкций в ответ на вмешательство Кремля в демократические институты за рубежом» против:

· банков, которые поддерживают усилия России по подрыву демократических институтов в других странах;

· инвестиций в российские проекты СПГ за пределами России;

· российского кибер-сектора;

· в отношении суверенного долга России;

· политических деятелей, олигархов, членов их семей и других лиц, которые прямо или косвенно содействуют незаконной и коррупционной деятельности от имени Владимира Путина.

Под вмешательством Кремля в демократических институтах за рубежом, в частности, подразумеваются обвинения в адрес России во вмешательстве в президентские выборы 2016 года в США. Соответствующее расследование в США ведет спецпрокурор Роберт Мюллер, в ходе него допрашиваются первые лица США, представители российского бизнеса и люди, близкие к президенту США Дональду Трампу. Из последних неофициальных расследований вмешательства России в американские выборы интересен совместный доклад Оксфордского университета и компании Graphika, обнаруживших во время президентской избирательной кампании деятельность ботов и фейковых страниц, якобы связанных с петербургским Агентством интернет-исследований, и совпадение их активности с ключевыми событиями президентской гонки. И в Белом доме, и в Кремле вмешательство России в американские выборы отрицают.

Вторая категория санкций представляет собой ответ на «кремлевскую агрессию в Украине», в частности, инцидент в Керченском проливе, и включает в себя:

· санкции в отношении 24 агентов ФСБ, признанных причастными к инциденту в Керченском проливе;

· санкции в отношении российского судостроительного сектора в случае нарушения Россией свободы судоходства в Керченском проливе;

· санкции в отношении поддержки разработки запасов сырой нефти в России;

· санкции против российских энергетических проектов за пределами России.

В этой категории наибольший интерес вызывают положения о санкциях в отношении России за нарушение свободы судоходства. Функция контроля свободного прохождения судов территории Керченского пролива возлагается на Госдепартамент США, который должен будет раз в полгода проверять соответствие поведения России международному праву в данной сфере. А в случае несоответствия, все «работающие в сфере судостроения Российской Федерации субъекты», вносятся список SDN (Specially Designated Nationals) управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США, что означает изоляцию этих компаний от американской финансовой системы.

Новые санкции против России из-за ситуации в Керченском проливе обсуждались и на полях Мюнхенской конференции по безопасности. 15 февраля агентство Bloomberg со ссылкой на источники со встречи послов стран Евросоюза сообщило, что Евросоюз согласовал санкции в отношении восьми человек из-за инцидента в Керченском проливе, а на следующий день на полях Мюнхенской конференции о принятом решении рассказала и глава австрийского МИДа Карин Кнайсль. Поддержала введение санкций и канцлер Германии Ангела Меркель, заинтересованная в реализации совместного российско-германского проекта «Северный поток-2». Впрочем, Меркель одновременно напомнила европейским коллегам о необходимости поддерживать диалог с Россией, поскольку Европа должна быть заинтересована в нем с «геостратегической точки зрения».

Напомним, в ноябре 2018 года началось очередное обострение российско-украинских отношений: корабли погранслужбы ФСБ России применили оружие против украинских кораблей, остановившихся в Керченском проливе. Как заявили в ФСБ, корабли не получили разрешения на пересечение границы, поэтому были задержаны. Украина обвинила Россию в «откровенно агрессивных действиях», МИД России назвал конфликт в Керченском проливе провокацией и пообещал и в дальнейшем жестко пресекать подобные инциденты, как и любые посягательства на российский суверенитет. Причиной столкновения двух государств в глобальном плане стал статус Крыма на международной арене. Международная реакция была неоднозначна, но в целом симпатии большинства стран были на стороне Украины, о чем свидетельствовало голосование в Совете Безопасности ООН и реакция НАТО, генсек которой заявил, что Россия должна освободить украинские корабли и помнить о возможных последствиях своих действий. В России обвинения в свой адрес отрицают, считая инцидент в Керченском проливе провокацией со стороны Украины.

Возвращаясь к законопроекту DASKA 2.0: он включает в себя не только ограничения, связанные с вмешательством в выборы и российско-украинским конфликтом, но и ряд других положений, направленных на усиление экономического, политического и дипломатического давления на Россию и поддерживающих НАТО. Что касается НАТО – кроме заявления о безусловной поддержке организации, законопроект предлагает ввести норму о необходимости проводить голосование в Сенате США в случае попыток выхода США из НАТО (для выхода необходимо две трети голосов «за») и положение о передачи части вооружения США странам НАТО для уменьшения их зависимости от российской военной техники. Предлагается и создание новых организаций (Национального центра для реагирования на гибридные угрозы, Управления киберпространства и цифровой экономики в рамках Государственного департамента), усиление (Управления по координации санкций Государственного департамента) и перераспределение полномочий уже существующих, принятие новых законов в сфере борьбы с киберпреступностью и подготовка докладов (о финансовых активах Владимира Путина, об убийстве Бориса Немцова, о соответствии России критериям государства, спонсирующего терроризм).

В целом в DASKA 2.0 сохранилось большинство положений из предыдущей версии законопроекта (невозможность выхода США из НАТО без согласия двух третей Сената, создании в Госдепартаменте отдела цифровой экономики и кибербезопасности, ввод новых санкций в отношении близких к президенту Владимиру Путину политиков, бизнесменов и членов их семей, подготовка доклада об имуществе президента России и многое другое), но появилось и множество дополнений, в основном касающихся норм, связанных с контролем за химическим и биологическим оружием, инцидентом в Керченском проливе, энергетическими, газовыми и нефтяными ресурсами. Чтобы законопроект был принят, его должны поддержать обе палаты Конгресса и подписать президент США Дональд Трамп.

Реакция российских официальных лиц и российского бизнеса, который может в очередной раз попасть под американские санкции, пока весьма сдержана в плане прогнозов на будущее. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков считает проект санкций «оголтелой русофобией» и предложил «надеяться на лучшее, но готовиться к худшему», похожей позиции придерживается и глава Сбербанка Герман Греф, впрочем, отмечая, что пока возможные санкции не касаются крупнейших российских банков. Министр финансов России Антон Силуанов, в свою очередь, заявил, что некоторые положения законопроекта больше вредят американскому бизнесу, чем российскому.

Несмотря на жесткость новых «санкций из ада», сейчас шансов на их принятие гораздо больше: продолжается дело Пола Манафорта, связанного с президентом США, усугубляет противоречия между странами разность позиций по Венесуэле, влияет и отсутствие единства в республиканской партии даже по поводу поддержки «своего» президента, не говоря уже о санкционных законопроектах. В подобных условиях Трамп блокировать принятие санкций против России не будет, слишком велики репутационные издержки, а часть республиканцев легко может проголосовать «за» на фоне усиления антироссийских настроений. Однако даже в случае принятия нового законопроекта Менендеса-Грэма остается небольшое «окно» для маневра: конкретные санкционные списки, персоналии и компании еще не определены, а значит можно поторговаться и договориться о некотором смягчении санкционного давления.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net