Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Бизнес

18.03.2019 | Марина Войтенко

Взаимодействие власти и бизнеса – задачи-2019

Путин, ШохинВ практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Причины тому – два контекста. Первый – макроэкономический. Темп роста цен седьмую неделю подряд, составляющий 0,1 п.п., по сути вернулся к уровням прошлого года, что, полагают в МЭР, «свидетельствует об исчерпании эффекта от повышения НДС». В Банке России также отметили стабилизацию инфляционного давления на потребительском рынке. Краткосрочные риски снизились. В марте-апреле годовая инфляция может оказаться на уровне 5,5% или чуть меньше. Пониженная динамика деловой активности, наблюдаемая в настоящее время, вероятно, сохранится до середины года. Затем по версии центральных банкиров, с третьего квартала рост ускорится и будет соответствовать своему потенциальному уровню. Второй, еще более важный, контекст – внутриполитический. Российский бизнес, уверен Президент РФ Владимир Путин, – непосредственный и важнейший участник нацпроектов, а повышение его конкурентоспособности – по сути синоним укрепления и прогресса всей страны и повышения качества жизни ее граждан. Отсюда и предельная конкретизация задач, которые необходимо решить в текущем году совместными усилиями государства и частного капитала для создания реальной стимулирующей деловой среды.

Первейшая из них – формирование надежных и неизменных правил для инвестиционных проектов и определение конкретных мер по снижению рисков для бизнеса при их реализации, что должно быть отражено в проекте закона о поощрении и защите капиталовложений. Выступая на съезде РСПП, Владимир Путин отметил, что в правительстве пока не выработали согласованной позиции. Он потребовал ускорить работу «не в ущерб качеству», завершив ее в максимально короткие сроки с обязательным учетом позиций деловых объединений. Готовящийся документ, напомним, и новаторский и содержательно сложный. Тем не менее, пока общий настрой участников процесса: довести его до кондиций, позволяющих принять «инвесткодекс» в весеннюю сессию Госдумы.

Основание тому понятно. Во втором полугодии предполагается начало финансирования нацпроектов. Их реализация, по оценкам, способна придать ежегодным темпам роста 1,0-1,5 п.п. Но вклад бюджетов всех уровней (18 трлн рублей за шесть лет) может составить чуть более 0,2-0,3 п.п., остальное – отдача от частных вложений. РСПП и Правительство РФ уже подготовили 250 заявок (из почти тысячи рассмотренных инвестпроектов) общим объемом 12,1 трлн рублей. Между тем, для достижения целей-2024 требуется еще как минимум столько же. Опросы же руководителей предприятий указывают на снижение инвестпланов. Отсюда логично и весьма своевременно повышенное внимание к деталям запуска инвестиционного мотора общеэкономического роста.

По мнению бизнеса, исключительно важна предсказуемость и прогнозируемость фискальных условий. Среди вопросов, требующих быстрого и исчерпывающего решения:

ü четкое фиксирование в Гражданском кодексе – станки и оборудование входят в понятие «движимое имущество» (в регионах нередко их трактуют как «недвижимое» (по признаку наличия фундамента) в целях дополнительного налогообложения);

ü применение ставки НДС в 18% по госконтрактам (в том числе в рамках гособоронзаказа), заключенным до принятия закона о повышении этого налога;

ü исключение практики, когда новые правила налогового администрирования получают обратную силу (при проверках предприниматели сталкиваются с более жесткими требованиями чем те, что действовали в проверяемом периоде).

Помимо этого, считают в РСПП, стоило бы не форсировать включение в Налоговый кодекс ряда обязательных платежей (см. ниже), так как на первых порах возможно резкое возрастание фискальной нагрузки на отдельные компании (при администрировании пеней и штрафов ФНС будет обязана применять приостановку операций по счетам, арест имущества и т.п.). Для поиска взаимоприемлемых «развязок» потенциальных коллизий нужно еще некоторое время. Пока же целесообразно вплотную заняться платежами, имеющими признаки госпошлин. Настороженное отношение бизнеса, кстати, отмечается и в связи с планами (и несогласованностью позиций Минфина и МЭР) по определению налогового бремени в различных отраслях – не произойдут ли затем корректировки налоговых условий в целях их «межотраслевого выравнивания»?

Оценка же внутриотраслевых различий воспринимается в целом заинтересованно. Во-первых, сразу выявляются налоговые «оптимизаторы». Во-вторых, возникает надежная фискальная основа для заключения соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК) – кто больше платит налогов, тот имеет право и на большую господдержку.

Дискуссии на съезде РСПП и в целом в ходе недели российского бизнеса показали растущий интерес к заключению СЗПК. Однако и здесь примечательны оговорки. Крупные проекты (особенно «гринфилды») невозможны без создания инфраструктуры общего пользования. Между тем, ответственность за это в настоящее время размыта. Соответствующие полномочия нередко касаются сразу нескольких регионов (например, в вопросах, когда в их ведение переданы федеральные ресурсы – земля, лес, недра и т.п.). В результате – многомесячные, если не многолетние согласования. Позиция бизнеса – единое и окончательное решение должно приниматься на федеральном уровне, в одном органе управления.

Еще важнее и другое обстоятельство. По логике бизнеса, заявляя о готовности к заключению СЗПК, инвестор принимает на себя ответственность за проект, в том числе и за эффективное использование господдержки. Но кто партнер со стороны государства? Как обойтись без согласований со всеми «причастными»? По сути предлагается принцип «одного окна»: каждому проекту – один госорган, отвечающий перед инвестором за весь набор поддерживающих мер. Конечно, в нынешних условиях такой подход – скорее «идеальный образ» проектного взаимодействия бизнеса и власти. Но, также ясно, что это и вектор, по которому предстоит двигаться дальше.

Первоочередной шаг (предложен вице-премьером Дмитрием Козаком) – инкорпорировать в законопроект о СЗПК принцип: любые изменения ключевых регуляторных требований, ухудшающие положение инвестора, должны вступать в силу по истечении достаточно длительного, «возможно, разного для разных требований и проектов периода».

Принципиальной задачей-2019, по мнению Президента РФ, является переход на безопасную для граждан схему финансирования жилищного строительства с использованием эскроу-счетов. Резон понятен, поскольку эта сфера – существенный резерв повышения инвестактивности: 1 рубль непосредственных вложений способен генерировать до 17 рублей сопряженных затрат по экономике в целом. Новый порядок финансирования, хотя и сопряжен с рисками, расценивается бизнесом как вполне цивилизованная мера. Тем не менее, озабоченность вызывает готовность банков кредитовать застройщиков. Пока в этом замечены лишь Сбербанк, ДОМ.РФ (создан на основе АИЖК), Газпромбанк и несколько других структур. Чтобы не допустить «провисания» намеченных темпов, строители предлагают докапитализировать профильный ДОМ.РФ на 40 млрд рублей. Минфин готов начать процесс в текущем году. Аналогичное решение целесообразно и в случае с фондом создания социально-инженерной инфраструктуры, находящимся в распоряжении Минстроя (трансферты из него важны для бюджетных инвестиций субъектов РФ), но в фонде сейчас лишь 21 млрд рублей). Расшивке проблем способен помочь и выпуск специальных проектных инфраструктурных облигаций.

Ключевым пунктом повестки-2019 для взаимодействия власти и бизнеса, обозначенным Владимиром Путиным, остается внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), снижающих вредное воздействие на окружающую среду. В рамках нацпроекта «Экология» предусмотрен объем финансирования в 4 трлн рублей, из них 2,4 трлн – частные инвестиции в НДТ. Первые 300 крупных предприятий уже включаются в эту работу в текущем году. Бизнес, тем не менее, волнуют два вопроса. Во-первых, если он вкладывается в переход на новые экологические стандарты и в утилизацию, то тогда логично сокращение/обнуление соответствующих платежей за вредное воздействие. Договориться с регуляторами пока не удалось. Отсюда и предложение повременить с включением в Налоговый кодекс экологического платежа. Президент РФ на съезде с РСПП с этим согласился. Тем более что внятно обозначилась и другая озабоченность инвесторов – новым технологиям требуется новая нормативная база, но ее формирование основательно затягивается.

В то же время, ясно, что речь идет об органичной части пересмотра всех требований контрольно-надзорных органов к бизнесу. При наблюдаемой инерции и разноголосии в госуправлении «регуляторная гильотина» может занять годы (средний срок разработки стандартов техрегулирования для Индустрии 4.0, к примеру, насчитывает в настоящее время 16 месяцев). Поэтому в РСПП предлагают не пересматривать «норму за нормой», а сразу создавать новую нормативную базу с требованиями не «к процессу деятельности, а к ее безопасному результату».

Похоже, что пожелания бизнеса понемногу находят отклик. Вице-премьер Константин Чуйченко полагает, что новая версия законопроекта о контрольно-надзорной деятельности (КНД) будет представлена к июню (возможно, к сроку проведения международного экономического форума в Санкт-Петербурге), причем его идеология может измениться. Правительство готово рассматривать вариант с выделением КНД в отдельную отрасль права с последующей кодификацией. При этом в качестве первых шагов предполагается определение базовых нормативно-правовых актов, необходимых для КНД, и анализ совместно с бизнесом «экономики надзора» – рынка (в том числе и теневого) связанных с ним услуг и отношений.

Интенсивность взаимодействия органов госвласти и бизнес-сообщества по широкому кругу вопросов текущей и среднесрочной экономической политики с особым упором на ее инвестиционную и структурную составляющие набирает обороты. Это еще не новое качество, но вполне внятное к нему продвижение. Вместе с тем, обоюдное погружение в детали обновления регулятивных практик не снижает риски реверса набираемого темпа. Разнонаправленные сигналы и тем более действия министерств и ведомств, включая правоохранительные и работающие в сфере международных отношений, заметно снижают потенциальный эффект для улучшения делового климата. Бизнесу (и российскому, и иностранному), между тем, в лице системы госуправления нужен надежный партнер, последовательный и предсказуемый в своих решениях. Логика достижения национальных целей-2024, начинающаяся с выполнения общих для государства и бизнеса задач-2019, требует именно этого.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net