Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Бизнес

18.03.2019 | Марина Войтенко

Взаимодействие власти и бизнеса – задачи-2019

Путин, ШохинВ практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Причины тому – два контекста. Первый – макроэкономический. Темп роста цен седьмую неделю подряд, составляющий 0,1 п.п., по сути вернулся к уровням прошлого года, что, полагают в МЭР, «свидетельствует об исчерпании эффекта от повышения НДС». В Банке России также отметили стабилизацию инфляционного давления на потребительском рынке. Краткосрочные риски снизились. В марте-апреле годовая инфляция может оказаться на уровне 5,5% или чуть меньше. Пониженная динамика деловой активности, наблюдаемая в настоящее время, вероятно, сохранится до середины года. Затем по версии центральных банкиров, с третьего квартала рост ускорится и будет соответствовать своему потенциальному уровню. Второй, еще более важный, контекст – внутриполитический. Российский бизнес, уверен Президент РФ Владимир Путин, – непосредственный и важнейший участник нацпроектов, а повышение его конкурентоспособности – по сути синоним укрепления и прогресса всей страны и повышения качества жизни ее граждан. Отсюда и предельная конкретизация задач, которые необходимо решить в текущем году совместными усилиями государства и частного капитала для создания реальной стимулирующей деловой среды.

Первейшая из них – формирование надежных и неизменных правил для инвестиционных проектов и определение конкретных мер по снижению рисков для бизнеса при их реализации, что должно быть отражено в проекте закона о поощрении и защите капиталовложений. Выступая на съезде РСПП, Владимир Путин отметил, что в правительстве пока не выработали согласованной позиции. Он потребовал ускорить работу «не в ущерб качеству», завершив ее в максимально короткие сроки с обязательным учетом позиций деловых объединений. Готовящийся документ, напомним, и новаторский и содержательно сложный. Тем не менее, пока общий настрой участников процесса: довести его до кондиций, позволяющих принять «инвесткодекс» в весеннюю сессию Госдумы.

Основание тому понятно. Во втором полугодии предполагается начало финансирования нацпроектов. Их реализация, по оценкам, способна придать ежегодным темпам роста 1,0-1,5 п.п. Но вклад бюджетов всех уровней (18 трлн рублей за шесть лет) может составить чуть более 0,2-0,3 п.п., остальное – отдача от частных вложений. РСПП и Правительство РФ уже подготовили 250 заявок (из почти тысячи рассмотренных инвестпроектов) общим объемом 12,1 трлн рублей. Между тем, для достижения целей-2024 требуется еще как минимум столько же. Опросы же руководителей предприятий указывают на снижение инвестпланов. Отсюда логично и весьма своевременно повышенное внимание к деталям запуска инвестиционного мотора общеэкономического роста.

По мнению бизнеса, исключительно важна предсказуемость и прогнозируемость фискальных условий. Среди вопросов, требующих быстрого и исчерпывающего решения:

ü четкое фиксирование в Гражданском кодексе – станки и оборудование входят в понятие «движимое имущество» (в регионах нередко их трактуют как «недвижимое» (по признаку наличия фундамента) в целях дополнительного налогообложения);

ü применение ставки НДС в 18% по госконтрактам (в том числе в рамках гособоронзаказа), заключенным до принятия закона о повышении этого налога;

ü исключение практики, когда новые правила налогового администрирования получают обратную силу (при проверках предприниматели сталкиваются с более жесткими требованиями чем те, что действовали в проверяемом периоде).

Помимо этого, считают в РСПП, стоило бы не форсировать включение в Налоговый кодекс ряда обязательных платежей (см. ниже), так как на первых порах возможно резкое возрастание фискальной нагрузки на отдельные компании (при администрировании пеней и штрафов ФНС будет обязана применять приостановку операций по счетам, арест имущества и т.п.). Для поиска взаимоприемлемых «развязок» потенциальных коллизий нужно еще некоторое время. Пока же целесообразно вплотную заняться платежами, имеющими признаки госпошлин. Настороженное отношение бизнеса, кстати, отмечается и в связи с планами (и несогласованностью позиций Минфина и МЭР) по определению налогового бремени в различных отраслях – не произойдут ли затем корректировки налоговых условий в целях их «межотраслевого выравнивания»?

Оценка же внутриотраслевых различий воспринимается в целом заинтересованно. Во-первых, сразу выявляются налоговые «оптимизаторы». Во-вторых, возникает надежная фискальная основа для заключения соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК) – кто больше платит налогов, тот имеет право и на большую господдержку.

Дискуссии на съезде РСПП и в целом в ходе недели российского бизнеса показали растущий интерес к заключению СЗПК. Однако и здесь примечательны оговорки. Крупные проекты (особенно «гринфилды») невозможны без создания инфраструктуры общего пользования. Между тем, ответственность за это в настоящее время размыта. Соответствующие полномочия нередко касаются сразу нескольких регионов (например, в вопросах, когда в их ведение переданы федеральные ресурсы – земля, лес, недра и т.п.). В результате – многомесячные, если не многолетние согласования. Позиция бизнеса – единое и окончательное решение должно приниматься на федеральном уровне, в одном органе управления.

Еще важнее и другое обстоятельство. По логике бизнеса, заявляя о готовности к заключению СЗПК, инвестор принимает на себя ответственность за проект, в том числе и за эффективное использование господдержки. Но кто партнер со стороны государства? Как обойтись без согласований со всеми «причастными»? По сути предлагается принцип «одного окна»: каждому проекту – один госорган, отвечающий перед инвестором за весь набор поддерживающих мер. Конечно, в нынешних условиях такой подход – скорее «идеальный образ» проектного взаимодействия бизнеса и власти. Но, также ясно, что это и вектор, по которому предстоит двигаться дальше.

Первоочередной шаг (предложен вице-премьером Дмитрием Козаком) – инкорпорировать в законопроект о СЗПК принцип: любые изменения ключевых регуляторных требований, ухудшающие положение инвестора, должны вступать в силу по истечении достаточно длительного, «возможно, разного для разных требований и проектов периода».

Принципиальной задачей-2019, по мнению Президента РФ, является переход на безопасную для граждан схему финансирования жилищного строительства с использованием эскроу-счетов. Резон понятен, поскольку эта сфера – существенный резерв повышения инвестактивности: 1 рубль непосредственных вложений способен генерировать до 17 рублей сопряженных затрат по экономике в целом. Новый порядок финансирования, хотя и сопряжен с рисками, расценивается бизнесом как вполне цивилизованная мера. Тем не менее, озабоченность вызывает готовность банков кредитовать застройщиков. Пока в этом замечены лишь Сбербанк, ДОМ.РФ (создан на основе АИЖК), Газпромбанк и несколько других структур. Чтобы не допустить «провисания» намеченных темпов, строители предлагают докапитализировать профильный ДОМ.РФ на 40 млрд рублей. Минфин готов начать процесс в текущем году. Аналогичное решение целесообразно и в случае с фондом создания социально-инженерной инфраструктуры, находящимся в распоряжении Минстроя (трансферты из него важны для бюджетных инвестиций субъектов РФ), но в фонде сейчас лишь 21 млрд рублей). Расшивке проблем способен помочь и выпуск специальных проектных инфраструктурных облигаций.

Ключевым пунктом повестки-2019 для взаимодействия власти и бизнеса, обозначенным Владимиром Путиным, остается внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), снижающих вредное воздействие на окружающую среду. В рамках нацпроекта «Экология» предусмотрен объем финансирования в 4 трлн рублей, из них 2,4 трлн – частные инвестиции в НДТ. Первые 300 крупных предприятий уже включаются в эту работу в текущем году. Бизнес, тем не менее, волнуют два вопроса. Во-первых, если он вкладывается в переход на новые экологические стандарты и в утилизацию, то тогда логично сокращение/обнуление соответствующих платежей за вредное воздействие. Договориться с регуляторами пока не удалось. Отсюда и предложение повременить с включением в Налоговый кодекс экологического платежа. Президент РФ на съезде с РСПП с этим согласился. Тем более что внятно обозначилась и другая озабоченность инвесторов – новым технологиям требуется новая нормативная база, но ее формирование основательно затягивается.

В то же время, ясно, что речь идет об органичной части пересмотра всех требований контрольно-надзорных органов к бизнесу. При наблюдаемой инерции и разноголосии в госуправлении «регуляторная гильотина» может занять годы (средний срок разработки стандартов техрегулирования для Индустрии 4.0, к примеру, насчитывает в настоящее время 16 месяцев). Поэтому в РСПП предлагают не пересматривать «норму за нормой», а сразу создавать новую нормативную базу с требованиями не «к процессу деятельности, а к ее безопасному результату».

Похоже, что пожелания бизнеса понемногу находят отклик. Вице-премьер Константин Чуйченко полагает, что новая версия законопроекта о контрольно-надзорной деятельности (КНД) будет представлена к июню (возможно, к сроку проведения международного экономического форума в Санкт-Петербурге), причем его идеология может измениться. Правительство готово рассматривать вариант с выделением КНД в отдельную отрасль права с последующей кодификацией. При этом в качестве первых шагов предполагается определение базовых нормативно-правовых актов, необходимых для КНД, и анализ совместно с бизнесом «экономики надзора» – рынка (в том числе и теневого) связанных с ним услуг и отношений.

Интенсивность взаимодействия органов госвласти и бизнес-сообщества по широкому кругу вопросов текущей и среднесрочной экономической политики с особым упором на ее инвестиционную и структурную составляющие набирает обороты. Это еще не новое качество, но вполне внятное к нему продвижение. Вместе с тем, обоюдное погружение в детали обновления регулятивных практик не снижает риски реверса набираемого темпа. Разнонаправленные сигналы и тем более действия министерств и ведомств, включая правоохранительные и работающие в сфере международных отношений, заметно снижают потенциальный эффект для улучшения делового климата. Бизнесу (и российскому, и иностранному), между тем, в лице системы госуправления нужен надежный партнер, последовательный и предсказуемый в своих решениях. Логика достижения национальных целей-2024, начинающаяся с выполнения общих для государства и бизнеса задач-2019, требует именно этого.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net