Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.11.2019 | Политком.RU

Президент и старообрядцы

Президент и старообрядцыПрезидент России Владимир Путин 23 ноября провел встречу с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополитом Корнилием (Титовым). Владыка рассказал главе государства, как идет процесс переселения старообрядцев из Латинской Америки на Дальний Восток, и поблагодарил за участие в этом вопросе, а также за помощь в подготовке торжеств по случаю 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума.

Особенности РПСЦ

РПСЦ нередко называют «белокриницкой иерархией» - по духовному центру старообрядцев в селе Белая Криница на Буковине, входившей в XIX веке в состав Австрии (поэтому противники «белокриницких» старообрядцев в царской России уничижительно называли их «австрийским согласием»). В Белой Кринице находилась резиденция старообрядческих архиереев, первым из которых в 1846 году стал греческий митрополит Амвросий, присоединившийся к старообрядчеству. Он же единолично поставил своего преемника, основав тем самым церковную иерархию (по церковным канонам необходимо, чтобы в епископской хиротонии участвовали не менее двух архиереев – на этом основании РПЦ официально не признает каноничности РПСЦ).

Главенство Амвросия и его преемников признали не все старообрядцы – среди претензий к нему были подозрение в неправильном крещении (обливательно, а не погружательно, как требуют старообрядцы), обвинения в корыстных мотивах перехода к старообрядцам и др. Несогласные (так называемые беглопоповцы) образовали свою структуру, которая сейчас называется Русской древлеправославной церковью. Отдельно существуют беспоповцы, с XVIII столетия не имеющие своей иерархии – у них никогда не было общего руководства, и сейчас часть их представителей сближается с РПСЦ как самой влиятельной старообрядческой структурой.

В середине XX века Буковина была включена в состав СССР (ныне Белая Криница находится в Украине) и тамошняя митрополия эвакуировалась в Румынию, где пребывает до сих пор. Русская православная старообрядческая церковь в Румынии насчитывает около 200 тысяч верующих, она независима от московской митрополии. Отношения между российскими и румынскими белокриницкими старообрядцами носят непростой характер, связанный со спорами о главенстве. В Румынии находится «историческая» кафедра РПСЦ, тогда как в России больше паствы.

Автор монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи» Сергей Таранец отмечает, что

по сведениям Московской и всея Руси Митрополии РПСЦ, в мире насчитывается около двух миллионов старообрядцев всех конфессий. Из них около миллиона человек принадлежит к РПСЦ, в т.ч. 800 тысяч белокриницких старообрядцев проживает в Российской Федерации… Наиболее презентативными регионами обитания белокриницких старообрядцев на сегодняшний день являются Нижегородская область, Пермский край и Удмуртия. До десятка белокриницких общин существует в Московской и Костромской областях и Алтайском крае. В настоящее время белокриницкие старообрядческие общины представлены практически во всех крупных городах страны. Вместе с тем практически исчезли или количественно «усохли» традиционные старообрядческие общины на Дону, Яике, Урале, в Калужской, Брянской обл. и других административно-территориальных образованиях Федерации. Существуют малочисленные и неорганизованные группы белокриницких старообрядцев в Дагестане, Коми, Хакасии.

Путин и Корнилий

Прошедшая 23 ноября встреча Путина с митрополитом Корнилием – не первая. 22 февраля 2013 года впервые за 350 лет глава российского государства вручил государственную награду предстоятелю старообрядческой церкви – орден Дружбы. Через несколько дней, 26 февраля президент принял митрополита в Ново-Огарево. В завершение встречи Корнилий пригласил президента посетить духовный и административный центр РПСЦ в Москве после окончания реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожское». 16 марта 2017 года, уже после завершения реконструкции, Корнилий вновь встретился с Путиным и возобновил приглашение. 31 мая 2017 года Путин посетил Рогожскую слободу, осмотрел храмы и территорию, побывал на выставке «Сила духа и верность традиции», которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. В Покровском кафедральном соборе РПСЦ Рогожский хор спел многолетие президенту. Визит Путина стал аппаратным успехом РПСЦ и митрополита Корнилия – к представителям других старообрядческих структур президент не приезжает.

Правда, критично настроенный к руководству и РПЦ, и РПСЦ журналист Александр Солдатов написал в «Новой газете» о том, что

мало кто знает, что через несколько дней после визита Путина Покровский кафедральный собор на Рогожском - главный храм РПСЦ - был заново освящен по настоянию группы консервативных прихожан. Чин малого освящения «тайно» совершал иерей Иоанн Михеев (сын Кишиневского епископа Евмения), который после этого был переведен из подмосковной Вереи в Севастополь — строить новый храм св. Владимира. Официально о переосвящении, разумеется, не сообщалось, но в частных беседах прихожане объясняют его необходимость действиями охраны президента, которая с оружием заходила в храм, а притвор якобы обнюхивали служебные собаки.

Внимание президента к старообрядцам может быть объяснено интересом президента к традиционной духовности, которую сохраняют староверы – вплоть до тщательного соблюдения обычаев, восходящих к Древней Руси. Но дело не только в этом.

Переселенческий проект

На встрече с президентом, митрополит Корнилий заявил:

Также хочу поблагодарить Вас за то, что Вы возглавили процесс переселения старообрядцев из-за рубежа. Этот процесс когда-то обсуждали, сейчас, можно сказать, на Дальний Восток из Латинской Америки уже переселено 130 старообрядческих семей на сегодняшний день, за эти два-три года, 15 новых семей создались, 30 детей уже родилось у старообрядцев. И конечно, я думаю, что и дальше это будет продолжаться. Сейчас 50 семей уже готовы из Латинской Америки (они посетили в прошлом году Россию), уже 50 семей в следующем 2020 году готовы переезжать.

Современные старообрядцы в странах дальнего зарубежья — это преимущественно потомки живших в Забайкалье и Приамурье староверов, которые, спасаясь от преследований советской власти, через Китай и Гонконг при поддержке Красного Креста в 1955–1956 годах пересекли Тихий океан. Большая часть из них прибыла в штат Парана на юге Бразилии, меньшая - в Австралию, в Сидней. В Бразилии они занялись привычным им сельским хозяйством и на непахотных землях начали выращивать сою, кукурузу и другие культуры. На данный момент, от 5 до 7 тыс. старообрядцев проживает в Австралии, Аргентине, Бразилии, Боливии, Канаде, Новой Зеландии, США (в штатах Аляска и Орегон) и Уругвае. «Латиноамериканские» старообрядцы – беспоповцы, не входящие в юрисдикцию РПСЦ. Однако именно церковь митрополита Корнилия взяла на себя функцию посредника между ними и российской властью.

Переселение на Дальний Восток началось в 2009 году, но только в июне 2017 года была сформирована рабочая группа по содействию добровольному переселению и адаптации в России соотечественников-старообрядцев, проживающих за рубежом, с учетом особенностей их менталитета и хозяйственного уклада. В сентябре и октябре 2018 года состоялась поездка лидеров 12 зарубежных общин староверов по 10 регионам России. В нынешнем году восемь из них получили гражданство РФ и планируют переехать в Приморье из Бразилии и США.

В настоящее время в Приморье староверы ведут хозяйство в основном в селах Дерсу Красноармейского района и Любитовка Дальнереченского района, а также в общине под городом Свободный Амурской области. В их пользовании находится более 7 тыс. гектаров земли в Приморском крае и Амурской области. У переселенцев в России родилось более 30 детей, создано 10 семей. За десять лет появились и позитивные, и негативные примеры. Позитив – владелица сыродельни Агрипина Ануфриев Егорофф, участвовавшая со своей продукцией в Восточном экономическом форуме – 2019 и представленная президенту на его встрече с представителями общественности Дальнего Востока. Агрипина является первым участником госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, кто оформил «Дальневосточный гектар». В беседе с Путиным она особо отметила вклад митрополита Корнилия в обустройство переселенцев.

Негатив - история Данилы Зайцева, который попытался переехать из Уругвая на Дальний Восток, потом — в Белгородскую область, но столкнулся с коррупцией, обманом и произволом чиновников, что заставило его вернуться в Уругвай. По его словам, «многие переселенцы лили кровавые слезы. В программу вложено 17 миллиардов рублей, и ни один проект не состоялся по переселению. Денежки отмыть, проект раздуть на несколько миллионов долларов — к этому сводилось взаимодействие переселенцев с «родными» властями»». Впрочем, грустная история Зайцева относится к 2009 году, когда в этом проекте еще не было ни рабочей группы, ни митрополита Корнилия, ни президентского внимания. Она имела неожиданное продолжение – старообрядец с четырехклассным образованием написал книгу «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева», получившую литературную премию НОС, учрежденную Михаилом Прохоровым, и вошедшую в лонг-листы премий «Русский Букер» и «Большая книга».

Для Путина переселенческий проект может быть важен в двух контекстах. Первый – возвращение соотечественников как признак наличия у России «мягкой силы». Второй – обустройство на стратегически важном Дальнем Востоке лояльных поселенцев, привыкших к непритязательной общинной жизни и имеющих большой опыт работы в сельском хозяйстве, хотя и в других климатических условиях. «Там тепло, два урожая в год снимаем, тут зимы суровые», - говорит новоиспеченный гражданин России, лидер общины староверов часовенного согласия из Бразилии Авраам Калугин, приглашенный на торжественный прием в Кремле в честь Дня народного единства. Волнуют старообрядцев и условия получения кредитов для ведения сельского хозяйства – в Латинской Америке процент существенно ниже, чем в России. Проблему службы в армии детей старообрядцев планируется решить посредством прохождения альтернативной службы в своих хозяйствах.

Крым

Еще один проект, который мог сблизить государство и РПСЦ – крымский.

В 2015 году РПСЦ приняла староверческие общины Крыма в юрисдикцию своей Московской митрополии. Это решение далось церкви непросто – ведь в Украине есть старообрядческая епархия, не заинтересованная в конфликте с властями этой страны. РПЦ до сих пор официально считает Крым территорией Украинской православной церкви в своем составе. На Освященном соборе РПСЦ 2014 года вопрос решен не был, но в 2015 году митрополит добился своего. Так что РПСЦ выглядит более «патриотичной», чем РПЦ.

В крымском вопросе заинтересовано не только государство (в условиях, когда и конфессии, и бизнес обычно очень осторожны, когда речь идет о работе в Крыму), но и братья Севастьяновы, а также Роберт (в старообрядческом крещении Роман) Стабблайн.

Братья Севастьяновы – сыновья покойного уставщика (ведущего церковнослужителя) старообрядческой общины в Ростове-на-Дону Михаила Севастьянова. Иоанн Севастьянов - старообрядческий священник, настоятель Покровской общины Ростова-на-Дону. Активный прихожанин с 10-летним стажем и благотворитель этой общины Владимир Лакунин 21 ноября нынешнего года стал членом Совета Федерации, представляющим губернатора Ростовской области. До этого назначения Лакунин был депутатом регионального заксобрания. С 1999 года он возглавлял крупнейшее предприятие химической отрасли Дона – завод «Каменскволокно».

Леонид Севастьянов, в отличие от своих братьев, ушел из старообрядчества в РПЦ. После школы в возрасте 17 лет поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии по благословению тогдашнего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла был направлен на обучение в Григорианский университет в Риме, где с 1999 по 2002 годы он прошел курс политической философии. В 2002-2004 годах обучался в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, где получил степень магистра в области международных отношений. С 2004 года является соучредителем и генеральным директором международной компании «СтратинвестРу», предоставляющей консультации по вопросам ведения бизнеса главным образом в области энергетики, связи, транспорта и инфраструктуры. С 2009 года входит в совет директоров ОАО «ПРОТЕК», одной из крупнейших российских фармацевтических компаний.

В том же году Леонид Севастьянов возглавил Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова – в числе других соучредителей значатся глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) и глава ОАО «ПРОТЕК» Вадим Якунин. Фонд финансировал проекты, связанные с деятельностью митрополита Илариона. В последние годы, оставаясь прихожанином Московского патриархата, он активно занялся старообрядческой тематикой, основав Всемирный союз староверов и лоббируя возвращение РПСЦ утраченных храмов и постройку новых. Экзотичности фигуре Севастьянова добавляет недавний прием у папы Римского Франциска, в котором он участвовал вместе с супругой, оперной певицей Светланой Касьян, пригласившей от своего имени понтифика в Россию.

Дионисий Севастьянов – не менее примечательный персонаж. Он старообрядец, известный иконописец, выпускник иконописной школы при Московской Духовной Академии РПЦ, руководитель иконописной артели «Иконникъ». Писал иконы для храмов и РПЦ, и РПСЦ. Возглавляет старообрядческую общину Сергиева Посада. В то же время он является совладельцем и гендиректором черноморской компании «Крымские морепродукты», основанной им вместе с Робертом Стабблайном.

Роберт Стабблайн – муж Анны Севастьяновой, сестры Иоанна, Леонида и Дионисия. В 1989 году американец Стабблайн преподавал английский язык в Москве и вместе со своим учеником, позднее основателем «Яндекса» Аркадием Воложем, стал соучредителем компании CompTek, занявшейся поставками сетевого и телекоммуникационного оборудования. К концу 1990-х эта компания стала крупнейшим дистрибьютором Cisco Systems в России и СНГ с оборотом десятки миллионов долларов в год. Сейчас Стабблайн руководит креветочной фермой в Калужской области и является совладельцем компании «Флайфуд», созданной ресторатором Аркадием Новиковым и управляющей круглосуточным сервисом доставки готовой еды в Москве. С Новиковым Стабблбайн развивает в Москве ресторан «Клево». Продукцию в это заведение поставляла устрично-мидийная ферма «Крымские морепродукты», возглавляемая Дионисием Севастьяновым. Недавно Роберт Стабблайн получил российский паспорт.

В 2015 году официальный сайт РПСЦ сообщил, что в Симферополе церкви возвращен храм, здание которого ранее принадлежало обществу слепых. Причем «благодаря усилиям объединения Русская черноморская компания «Крымские морепродукты», возглавляемого Романом Стаблбайном и Дионисием Севастьяновым, обществу слепых было предоставлено новое просторное помещение в центре города». Здание в короткий срок было «полностью перестроено и отреставрировано на средства крупнейшего старообрядческого попечителя Романа Стабблбайна и под чутким руководством его компаньона Дионисия Севастьянова», так что в апреле 2017 года митрополит Корнилий уже совершил его освящение. Еще ранее, в 2016 году был отремонтирован старообрядческий храм в селе Курортном недалеко от Керчи – на торжественное освящение прибыли митрополит Корнилий и несколько священнослужителей, включая иерея Иоанна Севастьянова. В июле 2019 года Корнилий освятил еще один храм, построенный на средства тех же лиц - в крымском поселке Краснокаменка. Там уже второй год работает молодежный паломнический центр.

В 2014 году была создана Комиссия по благотворительности РПСЦ с участием иерея Иоанна Севастьянова и Роберта Стабблбайна. По сообщениям сайта «Ржевской Покровской старообрядческой общины», уже на первом заседании комиссии, состоявшемся в Москве 10 июля 2014 года, были удовлетворены две заявки на оказание благотворительной помощи: на создание Духовно-учебного подворья Казанской епархии в с. Соболевское (р. Татарстан) и на реконструкцию и развитие Детского христианского лагеря «Ржевская обитель».

Если от благотворительных пожертвований никто не отказывается, то деятельность Леонида Севастьянова вызывает споры в старообрядческой среде. На Освященном соборе РПСЦ, состоявшемся в октябре, обсуждалась тема деятельности Всемирного союза староверов и иных общественных организаций. Было принято решение, что «ни одна из ныне действующих или могущих возникнуть в будущем общественных нерелигиозных организаций, использующих в своих наименованиях слова «старообрядчество», «староверие» и производные от них, не может высказывать суждения от имени Церкви». Похоже, что это компромисс между сторонниками севастьяновского проекта и его оппонентами – смущающую консерваторов деятельность Севастьянова не осудили, но мягко от нее дистанцировались.

Старообрядцы и Ростех

Тем более, что у старообрядцев есть и другой спонсор, правда официально поддерживающий не только РПСЦ, но и иные старообрядческие организации. 9 января 2018 года официально зарегистрирован Благотворительный Фонд поддержки и содействия старообрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская», созданный «по одобрению Президента Российской Федерации В.В. Путина». Учредителями данного фонда выступили РПСЦ, а также Русская древлеправославная церковь и две беспоповские структуры - Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь Федосеевского согласия. Среди целей деятельности, предусмотренных уставом фонда: поддержка старообрядческих духовных учебных заведений, учебных и просветительских проектов и учебных программ; решение неотложных задач по воссозданию, сохранению, реставрации, реконструкции и должному содержанию зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение, а также мест захоронений и религиозного почитания (паломничества) и др.

Кстати, на Совете Митрополии РПСЦ в мае 2019 года было принято решение о создании Православного старообрядческого гуманитарного института имени протопопа Аввакума и рекомендации на пост ректора (по инициативе митрополита Корнилия) полковника в отставке Виктора Соловьева, ранее бывшего начальником отдела в Институте военной истории Министерства обороны. Первый набор студентов планируется провести в 2020 году.

Председателем попечительского совета фонда является заместитель генерального директора ГК «Ростех» Игорь Завьялов, председателем совета – Андрей Сапелин, до последнего времени бывший гендиректором дочерней структуры Ростеха – «РТ-Финанс» (в сентябре он стал зампредом Ростехнадзора). Основной попечитель Фонда - «Ростех» во главе с Сергеем Чемезовым. Фонд, в частности, занимается проблемами старообрядцев-переселенцев, а также подготовкой к масштабному празднованию 400-летия во дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году. В его рамках планируется провести Международный старообрядческий форум в Российской государственной библиотеке. Аналогичное мероприятие под названием Всемирный старообрядческий форум прошло в 2018 году в Доме Русского зарубежья. Средства на его проведение были выделены в рамках грантового проекта «Староверы зарубежья: развитие духовно-культурных связей и поддержка возвращения в Россию», реализуемого при помощи Фонда президентских грантов.

Несмотря на то, что государство сотрудничает с разными старообрядческими структурами, РПСЦ неформально пользуется привилегированным статусом, что уже приносит ей плоды, в том числе в вопросе реституции. В Москве, после посещения президентом Рогожской слободы, РПСЦ был возвращен Покровско-Успенский храм в Малом Гавриковом переулке. В Твери после многолетних проволочек дано разрешение на строительство храма. Во Владимире идут переговоры о передаче Троицкого храма у Золотых ворот – и по итогам встречи с губернатором Владимиром Сипягиным митрополит Корнилий заявил, что «Троицкий храм во Владимире готовится к передаче, для расположенного в нем музея хрусталя уже определено другое помещение». В то же время митрополит полностью поддерживает политику российской власти, в том числе в противостоянии с Западом и защите традиционных ценностей – и все говорит о том, что это сотрудничество будет продолжаться.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net