Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

13.04.2020 | Марина Войтенко

Господдержка - между необходимостью и «недостаточностью»

Марина ВойтенкоАнонсируя представление нового глобального прогноза МВФ (ожидается 14 апреля) его глава Кристина Георгиева в конце минувшей недели предупредила о «самом сильном экономическом спаде со времен Великой депрессии» По итогам года ожидается, что отрицательный рост доходов на душу населения будут иметь более 170 стран. Корреспондируют с этим выводом и оценки ВТО: объем мировой торговли сократится в 2020 году на 12-32% (в зависимости от срока пика пандемии). В целом в мире уже приняты меры бюджетной поддержки общим объемом более $8 трлн. Кроме того, беспрецедентные монетарные стимулы задействованы центральными банками. Тем не менее, общемировой ВВП за два года, по оценкам может недосчитаться 4-5%. При этом восстановление во второй половине 2020-го уже перегружено рисками новых вспышек коронавируса в осенний сезон простудных и респираторных заболеваний, «истощенности» финансовых систем дополнительными госрасходами (в Институте международных финансов предсказывают увеличение глобального долга к концу года еще на 20% до 342% мирового ВВП), а также резкого усиления давления дезинфляционных факторов (вплоть до кратковременной глобальной дефляции). На этом общем фоне российская экономика не выглядит исключением.

В условиях «идеального шторма» в ней антикризисные меры идут волнами. Первая из них еще только докатывается до населения и бизнеса, механизмы реализации принятых решений (подзаконные акты, ведомственные инструкции и т.п.), понятно, начинают действовать с некоторым опозданием. При этом их запуск на федеральном уровне происходит (пока!) быстрее, чем в регионах.

Опрос НАФИ (28 марта – 3 апреля), например, показал, что о федеральных мерах информированы 70% респондентов, о региональных – только 36%. В то время как в государственной поддержке нуждаются 73% опрошенных предпринимателей. По результатам очередного исследования Центра стратегических разработок (представлены 10 апреля), с точки зрения информированности бизнеса, сегодня 9 из 10 компаний слышали о состоявшихся решениях. Однако полнота и качество получаемой информации оцениваются на среднем уроне 53% из 100% возможных.

Новые инициативы (объявлены Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе видеосовещания с губернаторами) расширяют принятые ранее меры и закрепляют общий принцип: на господдержку могут рассчитывать в первую очередь те компании, которые сохраняют занятость.

Уточнение вовсе не лишнее на фоне процессов, проявляющихся на рынке труда:

ü Компании стали вводить четырехдневную рабочую неделю, которая, по мнению экспертов, для бизнесов, стремящихся избежать массовых сокращений, становится хорошей альтернативой и с точки зрения экономии на фонде оплаты труда равнозначна сокращению штата на 20%. Как показал опрос ЦСР 1000 предпринимателей, проведенный с 31 марта по 2 апреля, половина российских компаний (40%) уже перевели сотрудников на неполный рабочий день с сокращением зарплат, а еще 20% планируют сделать это в будущем.

ü Почти 30% компаний отправили работников в неоплачиваемый отпуск «за свой счет».

ü Эксперты, например, в Superjob.ru, в случае продления режима самоизоляции за пределы апреля не исключают потери работы у 20-25 млн человек. Пока же из-за введения нерабочих дней до начала мая, по одной из пессимистичных оценок Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, под риском сокращения заработка к концу месяца в стране могут оказаться около 15% занятых (примерно 10 млн человек). При этом россияне столкнутся не только с ростом безработицы, но и со снижением реальных зарплат на 3-7%. Вместе с тем, большинство экспертов уверены в чрезвычайной степени важности сохранения связи работников с их работодателями на время кризиса, поскольку, как отмечает директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, «нельзя допустить массового разрушения специфического человеческого капитала, который создавался годами труда и инвестиций». Но нестандартность кризиса потребует и нетривиальных решений в политике на рынке труда.

Опасность потери рабочих мест находит прямое продолжение в риске снижения заработных плат и доходов населения и сокращении потребительского спроса. Обозначившиеся здесь тренды требуют повышенного внимания.

ü С начала года происходит снижение заработных плат. Официальных данных за первый квартал пока нет. Однако по итогам исследования «Авито Работа», проведенного на основе анализа предложений работодателей, в целом по России показатель потерял 1,8% по сравнению с октябрем-декабрем 2019 года.

ü Снижение реальных доходов населения в 2020 году по сути неизбежно. Экономисты АКРА и Альфа-банка оценивают его в 5%, что составляет максимальное значение темпов падения показателя с 2016-го (4,5%). Из-за снижения или потери основных источников дохода (суммарный размер оплаты труда наемных работников, несомненно, уменьшится в силу роста безработицы, сокращений зарплат, неоплачиваемых отпусков и простоев предприятий из-за карантинных ограничений) имеющие банковские депозиты россияне будут вынуждено их расходовать.

ü Вполне ясно обозначилось включение домохозяйствами режима жесткой экономии. По данным «Ромир», за первую нерабочую неделю с 30 марта по 5 апреля повседневные расходы россиян снизились на 21,1% к аналогичному периоду-2019. При этом, несмотря на стремительные темпы роста использования электронных платежей, на первой карантинной неделе кредитные организации зафиксировали 30%-е снижение их объема от среднемесячных уровней.

Обращает на себя внимание и стремительное снижение интенсивности общего электропотребления даже с учетом неизбежного роста показателя для домохозяйств. Согласно расчетам ЦМАКП, с 30 марта по 9 апреля по России в целом оно составило 8,1% к уровню «недели до карантина», что соответствует падению среднесуточной экономической активности на 11,7%.

Понятно, что необходимость сохранения рабочих мест в условиях неопределенных перспектив возобновления деловой активности ощутимо сместило акценты в запросах предпринимательского сообщества на господдержку. По информации РБК, в письме, направленном «большой четверкой» (РСПП, ТПП РФ, «Деловая Россия» и «Опора России») 7 апреля в адрес премьер-министра Михаила Мишустина, в частности обращается внимание на необходимость:

· признания пострадавшими от эпидемии коронавируса не отдельные отрасли экономики, а предприятия всех сфер экономической деятельности с формированием разных групп мер поддержки в зависимости от специфики конкретного сектора или региона;

· радикального сокращения налогообложение на фонд оплаты труда и предоставления компаниям, столкнувшимся с вынужденной приостановкой деятельности, субсидий на выплату двух третьих среднемесячной зарплаты на весь период действиях режима нерабочих дней;

· распространения с 1 мая режима самозанятых на все регионы с установкой единого размера налога по ставке 1% (действующая – 4% при работе с физлицами и 6% с юрлицами).

Ответ правительства на эти и другие предлагаемые предпринимателями меры ожидается уже на текущей неделе.

Наряду с сохранением занятости и зарплатоспособности компаний вторая фундаментальная цель текущей господдержки состоит в минимизации отрицательных последствий коронавируса для бизнеса, обусловленных резким, хотя и (будем надеяться) кратковременным снижением спроса и доходов. При этом помимо стимулов потребительскому и промежуточному спросу еще важнее является компенсация части выпадающих доходов и введение норм и правил, позволяющих снизить обязательные расходы на погашение кредитов и выплату налогов. Именно на это направлены реструктуризация задолженности перед банками, а также отсрочки и рассрочки фискальных выплат.

Не исключено, что принятые и принимаемые здесь меры будут расширяться (ряд экспертов считают возможным даже прямое списание налогов) в связи с более ясным и полным пониманием масштабов спада-2020. Напомним, что 6 апреля правительство опубликовало Постановление №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» вместе с приложением о правилах отсрочек/рассрочек по уплате налогов и страховых взносов. Под их действие подпадают все стратегические предприятия в понимании соответствующего федерального закона 646 системообразующих компаний вместе с почти 4 тыс аффилированных с ними юрлиц, градообразующие бизнесы с числом занятых более 5 тыс человек, организации реализующие социально значимые, то есть облагаемые НДС по ставке 10%, товары/услуги (таковых в обороте должно быть более 30%).

Продолжительность льготных режимов (отсрочки на 6 месяцев вообще имеют безусловный характер) зависит, во-первых, от наличия залога или банковской гарантии, и, во-вторых, от объема убытков и потерь выручки. Набор опций, определяемых комбинацией условий, включает сроки от квартала до пяти лет (например, при падении продаж продукции компании более чем на 50%). Насколько эта практика окажется востребованной можно будет судить уже осенью, когда проявятся скорость и качество восстановления деловой активности.

Расширяется поддержка малого и среднего бизнеса. На текущей неделе кабмин введет правоприменительную практику предоставления таким компаниям годовых рассрочек по налогам и сборам, сроки уплаты которых были продлены ранее, а также приостановки внесения ими 30%-х страховых взносов. Выпадающие доходы будут компенсироваться социальным фондам из федерального бюджета. Продолжается обсуждение новых мер, касающихся всех категорий бизнеса. Речь идет о возможности распределения убытков между заемщиком, банком и государством при реструктуризации корпоративных кредитов, а также субсидирования процентных ставок по новым инвестпроектам, начатым в 2020 году. Повод к тому – вступивший в действие закон о соглашениях по защите и поощрению капиталовложений. В полном соответствии с его духом и буквой прорабатывается перенос как минимум на год сроков принятия нормативно-правовых актов, способных привести к дополнительным административно-фискальным и иным издержкам бизнеса в ходе постпандемического восстановления.

Следует заметить, что ряд антикризисных мер уже дают первые результаты. Так, решения ЦБ РФ о регулятивных послаблениях и стимулах (20 марта) привели к росту корпоративного портфеля банков на 2,5%, причем более половины объема пришлось на последнюю неделю месяца. Розничные кредиты с месячным темпом в 1,9% впервые за два года оказались на втором месте. Кроме того, активно разворачиваются реструктуризации задолженности физлиц и ссуд и займов МСП. Только за период со 2-го по 7 апреля банки приняли 16 тыс положительных решений по соответствующим обращениям. В конце минувшей недели Банк России также распространил введение регулятивных послаблений на жилищное строительство, лизинговую отрасль (если компании реструктурируют платежи своим клиентам), бытовые услуги и ряд иных.

Постоянным предметом коммуникаций экономических и денежных властей с союзами предпринимателей и экспертным сообществом остаются объем господдержки и уровень ее достаточности. Подчеркнем сразу, что все предположения на этот счет в настоящее время довольно условны. По оценкам, к обвалу цен на нефть и ограничительным мерам из-за коронавируса государство подошло с запасом ликвидности в 17,7 трлн рублей: рублевые и валютные депозиты органов власти в банках и ЦБ РФ насчитывали 15,6 трлн рублей (в том числе около 11,8 трлн рублей – ликвидная часть ФНБ, еще 1,85 трлн рублей – остатки средств федерального бюджета); субъектов Федерации – 2,4 трлн рублей. Профицит федерального бюджета, к слову, по итогам первого квартала составил 0,05% ВВП.

Теперь ситуация резко меняется. Эксперты ИЭП им. Е.Т.Гайдара, например, прогнозируют дефицит-2020 около 3% ВВП. При этом доходы сократятся с 20,6 трлн рублей до 15,9 трлн рублей (в том числе нефтегазовые – с 7,5 трлн до 3,2 трлн рублей); госдолг увеличится с 11,3 трлн до 14 трлн рублей (Минфин уже разместил ОФЗ в первом квартале на 501,3 млрд рублей, план на апрель-июнь – 600 млрд рублей – прим. авт); ФНБ сократится со $126 млрд до $107 млрд без учета продажи валюты для покупки акций Сбербанка). На фоне других экспертных версий этот прогноз выглядит умеренно усредненно. Объем выпадающих доходов бюджета в Экономической экспертной группе, например, видят выше почти на треть – до 7 трлн рублей. В Счетной палате, напротив, ниже – 3-4 трлн.

Понятно, что в своей существенной части эти триллионы – прямое следствие антикризисных фискальных послаблений. Тем не мене, их компенсация необходима для исполнения всех госрасходных обязательств (с учетом перераспределений между статьями). Кроме того, в дополнение к уже объявленным кабмином мерам стоимостью в 1,4 трлн рублей могут потребоваться, по оценке главы Счетной палаты Алексея Кудрина, еще не менее 2-3 трлн рублей, что повышает уровень требуемой господдержки до 7% ВВП (в Институте экономки роста полагают, что она должна быть еще масштабнее – до 9,5% ВВП, то есть около 10 трлн рублей).

В заголовке обзора кавычки вовсе не случайны. Любое предположение об итоговой размерности, требуемой гсоподдержки-2020 и разверстке по источникам ее финансирования, вынужденно завершается многоточием. Слишком много неопределенностей в ожиданиях динамики глобального хозяйства в условиях пандемии COVID-19, не прошедшей свой пик. Более уверенно можно говорить о природе вызова для экономической системы РФ, все более внятно обретающего характер затяжного структурного кризиса, и о принципах формулирования адекватного регулятивного ответа. Не лишне в связи с этим вспомнить опыт прошлого, когда «индивидуальные пакеты» государственной скорой помощи оказывались дороже универсальных мер, сжимая к тому же пространство конкуренции. Решая в режиме реального времени вопросы управления возникающими рисками, сейчас принципиально важно планировать восстановление экономики в ее новом структурном облике, закладывая его ДНК в принимаемые антикризисные меры. Сложность задачи не отменяет безальтернативной необходимости ее решения.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net