Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

27.04.2020 | Марина Войтенко

Антикризисные меры – монетарный вектор

Марина ВойтенкоВ кратком отчете о реализации мер поддержки экономики в связи с коронавирусом правительство сообщило, что с 18 марта по 17 апреля их объем составил около 0,8 трлн рублей (0,7% ВВП) из общей утвержденной суммы в 2,1 трлн. Первый пакет стоимостью в 300 млрд рублей исполнен на 90%, второй в 1,8 трлн – на 30%. Ожидается, что нормативная база, требуемая для его полного запуска, будет создана к концу текущего месяца. При этом полным ходом идет работа над новыми решениями, диктуемыми необходимостью минимизации потерь из-за действующих ограничений, которые, по оценке МЭР, насчитывают около 100 млрд рублей ежедневно. В сложившихся обстоятельствах дефицит бюджета (по состоянию на 17 апреля) достиг 1,1 трлн рублей при прогнозе Минфина по году в целом в 5,6 трлн рублей (4,5-5,0% ВВП). Вероятное сокращение ФНБ на 6 трлн рублей (до 7 трлн), из которых 2 трлн рублей будут направлены на дополнительное финансирование господдержки, и возможное сверхплановое увеличение размещений ОФЗ на 1,5-2 трлн рублей в целом способны удержать риски бюджетной устойчивости на приемлемом уровне. В то же время, в условиях неопределенности срока пика пандемии COVID-19 кабмин по сути лишен пространства для фронтальных действий и вынужден концентрировать усилия на наиболее пострадавших секторах и отраслях. Вместе с тем, для формирования потенциала восстановления деловой активности жизненно необходимы общесистемные меры. Снижение Банком России ключевой ставки (24 апреля) на 50 б.п. до 5,50% годовых – как раз из их числа.

Такой радикальный шаг денежных властей вполне логичен в общем контексте ухудшения делового климата. По результатам опросов ЦБ РФ, 80% российских компаний испытывают негативное влияние ограничительных мер. Исследования Социологического антикризисного центра, в свою очередь, показывают, что аналогичные эффекты пандемического кризиса к середине апреля ощутили 67% россиян, причем у 49% существенно сократился семейный доход. По данным Центра стратегических разработок, по состоянию на 17 апреля в обычном режиме продолжили работать 30% компаний-респондентов, 18% – не функционировали вовсе (в том числе 37% в торговле и сфере услуг), остальные ограничили свою деятельность. При этом 31% участников опроса заявили о высокой вероятности банкротства, 35% допустили переход к увольнениям, 37% – к сокращению зарплат. На сложное положение на рынке труда указывают аналитики портала SuperJob.ru. По их оценке, если нерабочий режим будет продлен на май, число безработных может подскочить до 20 млн человек.

Наблюдаемая картина, как представляется, во многом объясняет тот факт, что ЦБ РФ, по признанию его главы Эльвиры Набиуллиной, принял решение о «переходе в область мягкой денежно-кредитной политики» (ДКП) на основе существенного пересмотрам базового сценария своего макропрогноза.

Эксперты Центробанка полагают, что цены на нефть будут медленно повышаться с $15 за баррель во втором квартале до $25 в четвертом. Среднегодовая стоимость Urals, таким образом в 2020-ом составит $27 за баррель, в 2021-ом – $35, в 2022 году – $45 за баррель по мере восстановления мирового спроса и снижения запасов.

Восстановление экономической активности также будет постепенным, поскольку после отмены ограничительных мер, которая вне всяких сомнений не будет одномоментной, на отладку бизнес-процессов потребуется значительное время. Поэтому ЦБ РФ не ожидает близкого выхода динамики ВВП в положительную область – сокращение-2020 может оказаться в интервале 4,0-6,0%. В 2021 году предполагается отскок на 2,8-4,8% с последующим торможение темпов роста в 2022-ом до 1,5-3,5%.

Необходимость направления ресурсов на восстановление деятельности, а также неопределенность перспектив внутреннего и внешнего спроса будут сдерживать инвестиционные планы. По расчетам Банка России, накопление основного капитала после роста на 1,5% в 2019 году снизится на 5,6-9,6 в текущем и начнет медленно восстанавливаться в 2021-ом и 2022-ом темпом 2,2-6,2 ежегодно. Потребление домашних хозяйств тоже не сможет стать катализатором к ускорению общеэкономического роста. В текущем году ожидается сокращение спроса россиян на товары и услуги на 1,6-3,6%. Дальнейшее его восстановление будет носить коррекционный характер (+3,2-5,2% в 2021 году и торможение до 1,0-3,0% в 2022-ом) и не сможет полностью восполнить потери. Понятно, что падение потребительского и инвестиционного спроса окажет понижательное давление на цены – в 2021 году инфляция ожидается на уровне 3,1-3,9%, а затем будет оставаться вблизи таргета ЦБ РФ – 4%.

Значительный вклад в темпы снижения ВВП-2020 внесут внешние факторы – прежде всего, падение экспорта на 40,3% – с $419 млрд до $250 млрд. Импорт будет сокращаться более медленными темпами – на 18,5% с $254 млрд до $207 млрд. Причем пребывание сальдо счета текущих операций (СТО) в отрицательной зоне предполагается в течение двух лет – после роста на $65 млрд в 2019-ом оно сократится на $35 млрд в 2020-ом и на $18 млрд в 2021 году, незначительный рост на $5 млрд ожидается лишь в 2022-ом.

В прогнозные ориентиры Банка России вполне укладывается и базовый сценарий рейтингового агентства АКРА. Он основан на предположении, что «карантинные ограничения примут периодически повторяющийся характер и будут полностью сняты в случае появления эффективного лекарства или, когда большая часть населения перенесет заболевание или вакцинируется – и таким образом приобретет иммунитет». В этом случае, полагают эксперты АКРА, снижение реального ВВП в текущем году составит 4-4,5%, а в 2021-ом показатель вырастет на 2-3%. Согласно оптимистичному варианту, существенная часть карантинных мер может быть признана избыточной уже летом, а спад-2020 достигнет лишь на 0,8%. Но есть и пессимистичный сценарий, в котором падение российского ВВП в текущем году достигнет 7,5% с незначительным ростом на 0,5% в 2021-ом, а восстанавливаться экономика начнет лишь в 2022-ом (+3,9%). Примечательно, что глава Счетной палаты Алексей Кудрин и вовсе считает такой темп падения ВВП-2020 как основной вариант. В эфире телеканала «Россия-24» он отметил: «…от 7% до 8% – с сегодня, наверное, более четкая ориентация, более четкие цифры, на которые можно ориентироваться».

Глубина спада-2020 будет напрямую зависеть от проникновения банковских услуг и эффективности кредитных организаций, роль которых в уже принятых антикризисных мерах существенна. Как отмечалось на совещании у Президента РФ по вопросам банковского кредитования экономики (23 апреля), в настоящее время либо действуют, либо запускаются шесть программ такого рода: три для МСП и индивидуальных предпринимателей в пострадавших отраслях (в перечне, установленном правительством, их 70), одна – для крупных предприятий, еще две – для стройкомплекса (субсидирование льготной ипотеки под 6,5% годовых и кредитов застройщикам).

Программы для МСП уже работают. Речь идет о кредитных каникулах (предоставление заемщикам права не выплачивать основной долг и проценты по кредитам в период до шести месяцев, если доходы упали более чем на 30% в месяц); переносе срока уплаты долга на полгода и уплаты заемщиком одной трети ставки с возможностью ее капитализации; получении кредита под ноль процентов (из расчета один МРОТ на одного занятого в течение шести месяцев при условии несокращения персонала). Первая программа пользуется популярностью. На 15 апреля в банки поступило 100 тыс заявлений, уже удовлетворено 40%. Вторая, как оказалось, потребовала основательных корректировок с точки зрения исключения пересечений с другими опциями для клиентов и большего учета банковских рисков. Третья (в ее рамках уже одобрены заявки на сумму 13,6 млрд рублей) получает ощутимое ускорение, благодаря распространению на все предприятия и снижению ставки по кредитам ЦБ РФ для участвующих в ней банков до 3,50% годовых. В правительстве ожидают удвоение мощности программы до 305 млрд рублей.

Льготное кредитование крупных системообразующих компаний на пополнение оборотных средств в объеме среднемесячного запаса заработает к началу мая. Ставка кредита сроком до года будет субсидироваться в размере 6% (предполагаемый объем – 24 млрд рублей). Кроме того, предусмотрено покрытие госгарантиями 50% суммы кредита. Потенциальный объем программы – 1 трлн рублей прироста корпоративного портфеля (при участии около тысячи предприятий). Еще 1,5 трлн рублей увеличения кредитной поддержки способны дать две вышеупомянутые опции для строительной отрасли (также стартуют в мае).

Характерная апрельская примета общей ситуации на банковском рынке – беспрецедентный масштаб реструктуризации кредитов (554 тыс заявок в 16 системно значимых кредитных организаций по состоянию на 15 апреля – за две недели их поступило больше, чем за весь прошлый год). По физлицам уровень одобрения достиг 60%, по МСП – 80%. По оценкам, общий объем корпоративных реструктуризаций может составить 4-5 трлн рублей, то есть треть портфеля проблемных отраслей. Процесс коснулся уже и крупных системообразующих предприятий. Портфель их обязательств, по которым требуются индивидуальные решения правительства, Центробанка и кредиторов составляет около 200 млрд рублей.

Помимо реструктуризаций банки, оставаясь устойчивыми в условиях кризиса, должны осуществлять и все другие свои функции. В целях оптимизации издержек и снижения убытков сектора ЦБ РФ принял пакет регулятивных послаблений (правила формирования резервов по кредитным рискам, использование буфера капитала и т.п.). По МСП они уже касаются почти 5 трлн кредитного портфеля, по крупному бизнесу – 28 трлн (83% общего объема этих активов).

С формальной точки зрения банковский сектор в целом вряд ли можно отнести к непосредственно пострадавшим от коронавируса. Прибыль в первом квартале, по данным ЦБ РФ составила 528 млрд рублей (почти половина, впрочем, сложилась вследствие переоценки валютных статей балансов). Тем не менее, именно банки аккумулируют все риски, возникающие в нефинансовом бизнесе из-за падения деловой активности. По мнению первого вице-премьера Андрея Белоусова, отложенный (пока?) эффект накапливаемых рисков, несмотря на запас прочности в секторе, «может создать осенью известные проблемы». В их числе аналитики отмечают вероятность сильного сжатия ликвидности, всплеск просрочки по кредитам (по некоторым оценкам, ее удвоение до 15%), нарастание разрыва срочности активов и пассивов и т.п. Отчасти риски банков будут компенсированы гарантиями Минфина и ВЭБ.РФ. Кроме того, в ЦБ РФ при необходимости не исключают новых регуляторных послаблений и расширения специализированных инструментов рефинансирования. Однако и банкам предстоит серьезное переформатирование собственных бизнесс-процессов, чтобы наращивать кредитную поддержку экономике.

В ЦБ РФ прогнозируют увеличение совокупного кредитного портфеля в текущем году на 3-8%, в 2020-2021 годах – на 6-11%. Возможному ускорению темпа должно способствовать последовательное смягчение условий кредитования, существенным образом зависящее от величины ключевой ставки регулятора. В настоящее время центральные банкиры исходят из наличия потенциала для ее дальнейшего снижения. Этот курс становится базовым монетарным сценарием.

Макротренды последних полутора месяцев заставляют предположить, что бизнесу и регуляторам в РФ придется столкнуться с «длинными» рисками долгого кризиса и последующего поэтапного восстановления. В настоящее время власти нащупывают баланс между противодействием пандемии и поддержкой национальной экономики в целях сокращения неизбежных потерь и создания устойчивого потенциала будущего роста. При этом все более актуальное значение приобретают скорость реализации принимаемых решений, зависящая от тщательной «подгонки» деталей запускаемых регулятивных механизмов и финансовых инструментов, и повышение информированности бизнесов и граждан о возникающих здесь возможностях. Не менее важны, однако, горизонт их применения и «динамическое равновесие» точечной компенсационной помощи пострадавшим и общесистемных мер. Востребованность последних, как представляется, будет только возрастать по ходу восстановительных процессов. Вектор денежно-кредитной политики, обозначенный ЦБ РФ, позволяет надеяться, что эта тенденция будет набирать силу.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net