Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

09.06.2020 | Марина Войтенко

Начало лета – многоликие макроожидания

Марина Войтенко2 июня Президент РФ Владимир Путин принял за основу проект «Национального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения». Правительству поручено доработать его в течение месяца и приступить к реализации с 1 июля. Принятые ранее пакеты антикризисных мер вкупе с началом ослабления карантинных ограничений привели к появлению первых признаков восстановительных процессов, сигнализирующих о некотором улучшении в динамике производственной активности и потребительского спроса. PMI в обработке в мае поднялся до 36,2 пункта (после 31,3 в апреле). В секторе услуг этот показатель подрос еще интенсивнее – с 12,2 пункта до 35,9. Отклонение финансовых потоков (входящих платежей) от докризисного уровня к концу минувшего месяца сократилось с 14,6% до 10,4%. Инфляция замедлилась до 0.3% м/м после 0,8% в апреле. Несколько потеплели потребительские настроения – доля респондентов, считающих, что «худшее еще впереди» к концу весны снизилась до 47%, потеряв с конца апреля 18 п.п. Тем не менее, восстановление не обещает быть быстрым. Его V-образная траектория пока не просматривается, причем разброс оценок уже обнаружившихся и возникающих макрорисков по ряду параметров тяготеет к еще большему размаху.

Так, показатели PMI, оставаясь много ниже 50 пунктов (границы, отделяющей рост от спада), продолжают указывать на то, что период заморозков в общеэкономической конъюнктуре, может затянуться по меньшей мере до конца года. При этом в мае давления низкого спроса, похоже, даже прибавилось. Опросы IHS Markit констатируют продолжение сокращения новых заказов (хотя и несколько меньшими темпами, чем в апреле) и намерения компаний повышать отпускные цены (в апреле они снижались).

С ожиданиями, отражающимися в PMI, корреспондирует динамика индекса предпринимательской уверенности Росстата. В мае-2020 в добывающих производствах он уменьшился до минус 6% с минус 5% месяцем ранее, в обрабатывающих – до минус 9% с минус 7%. В отношении текущей ситуации число пессимистов превышает выборку оптимистов в добыче на 9 п.п., в обработке – на 19 п.п. В то же время, на улучшение положения дел в ближайшие полгода надеются 19% и 26% респондентов соответственно. На этой дистанции перевес оптимистов составляет у добычников 5 п.п., у обработчиков – 9 п.п.

В свою очередь майские опросы предприятий, проведенные ИЭП им.Е.Т.Гайдара, и вовсе обнаружили всплеск промоптимизма: оценка спроса, отыграв 11 пунктов у апрельского падения на 39 пунктов, вернулась к уровню марта, как и представление об избыточности запасов готовой продукции. При этом интенсивность увольнений снизилась втрое при нулевом балансе планов изменения численности работников. Возвращение настроения промышленников в докризисное состояние начала весны, однако воспринимается наблюдателями как прогресс весьма относительный. В марте-2020 в обработке, например, итоги первого квартала сократили объем прибыли на 27% г/г при увеличении размера убытков впятеро.

Неоднозначная картина наблюдается в секторе МСП. В сравнении с апрелем майская выручка вросла на 27%, но отстала от аналогичного периода прошлого года на 41% (данные опросов «Эвотор»). По мнению экспертов, это может означать критическое положение значительной части малых и средних предприятий.

По мере выхода из нерабочих режимов бизнесы все чаще сталкиваются с финансовыми ограничениями. По данным ЦБ РФ, только за последние две недели доля предприятий, отмечающих нехватку оборотных средств, увеличилась с 30% до 37%. Прироста корпоративного кредитования в мае на 0,4% для снятия остроты проблемы оказалось недостаточно. Примечательно также, что с 20 марта по 3 июня малый бизнес подал 129 тыс заявок о реструктуризации кредитов. Из них обдобрено 70-80% на общую сумму 587 млрд рублей. Но число заявок сокращается. Снижение потребности бизнеса в этой форме господдержки, между тем, может означать уменьшение числа компаний, рассчитывающих на деле восстановиться после отмены ограничений.

Значимый фактор летних макроожиданий – ситуация на мировом рынке нефти. Начало июня отмечено существенным ростом нефтецен, в минувшую пятницу Brent поднимался до $42 за баррель (Urals с дисконтом в $1,5-2,0 за баррель торговался около $40). Основания для разогрева – ожидания продления майско-июньских сокращений добычи (9,7 млн б/с) еще на месяц в рамках дополнительного соглашения ОПЕК+. В субботу шестого июня решение об этом было принято.

Прогнозы участников рынка умеренно-оптимистичные. В «Лукойле» снижение профицита предложения с 15-20 млн до 8-12 млн б/с, благодаря сделке ОПЕК+ и органическому падению нефтедобычи в других странах. Совладелец и вице-президент компании Леонид Федун ожидает, что рынок сбалансируется к концу лета. Примерно того же мнения придерживает министр энергетики РФ Александр Новак, полагающий, что с учетом продолжающегося роста спроса и действия соглашения в июле уже можно будет наблюдать дефицит в 3-5 млн б/с, «который позволит начать сокращение излишков накопленных запасов за март, апрель и май». Финаналитики не исключают, что в этих условиях Brent имеет все шансы подняться до $50 за баррель.

Но скачок может оказаться временным, так как простимулирует рост предложения сланцевой нефти. Устойчивое же повышение цен до $50-55 за баррель ожидается в большинстве прогнозов ко второму полугодию-2022 по мере восстановления глобального хозяйства в целом.

Ценовые качели могут добавить доходов бюджету в периоды локальных всплесков, однако они не приведут к существенному улучшению торгового и платежного балансов. В январе-мае ФТС сократила перечисления в российский бюджет на 22,9% год к году, в том числе в мае в 1,8 раза. При этом во втором квартале падение экспорта, по оценке Аналитического центра по внешней торговле при Минпромторге, может составить 17% г/г, а по итогам-2020 сжаться на 36,9% г/г, полагают в МЭР.

Большее влияние изменчивость нефтецен окажет на курс рубля – по итогам торгов 5 июня он составил 68,70 руб/$. В Газпромбанке прогнозируют, что в июне он может протестировать коридор 67,00-67,35 руб/$, чему поспособствуют и продажи валюты Минфином. Тем не менее, такая перспектива – не повод расслабляться финансовым и денежным властям – прогнозы курса у Министерства финансов и МЭР остаются пока в коридоре 70-72 руб/$.

Всплеск нефтецен не повлиял на коррекцию базовых сценариев макропрогнозов. Согласно ожиданиям Банка России, деловая активность должна постепенно восстанавливаться по мере снятия введенных из-за COVID-19 ограничений, но динамика ВВП РФ будет пребывать в отрицательной зоне весь текущий год, и по иотогам-2020 темпы падения составят 4-6%. По оценке Центра развития НИУ ВШЭ, снижение показателя во втором квартале может достигнуть 9,5%, во третьем и четвертом – на 6,9% и 5,4%, а за весь год – 5,2%. В ИНП РАН ориентируются на 5,3%, в ВЭБ – на 4,5%.

Более пессимистичны ожидания экономистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В базовом варианте сценария ЦМАКП предусмотрена возможность второй, «сезонной» волны эпидемии с соответствующими ограничениями в России и мире протяженностью около двух месяцев. Российский ВВП-2020 в этом случае сократится на 8-8,2%, а инвестиции в основной капитал – на 19%. Главный же риск – это взрывной рост безработицы – до 8-8,3% в 2021-ом и 7-7,3% в 2022-2023 годах. Руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов считает даже, что вероятность ее выхода в интервал 9-10% является главным мотивом неторопливости правительства в накачке экономики деньгами.

Вместе с тем, следует отметить, что оценки состояния рынка труда и его перспектив показывают чрезвычайно широкий разброс позиций. Респонденты центра стратегических разработок и специалисты сервиса Superjob.ru основную волну сокращений ожидают летом и осенью по мере выхода из самоизоляции и оформления всех юридических процедур по увольнению, банкротству, закрытию предприятий. Подтверждают эти ощущения и результаты опросов hh.ru. Если в апреле сокращения прошли только в 20% компаний, то в конце мая о свершившейся оптимизации штата сообщили 45% и 36% запланировали сокращения (14% сказали, что численность сотрудников «точно уменьшится» и 22% – «скорее уменьшится»). По мнению основателя Superjob.ru Алексея Захарова, число безработных к осени может достигнуть 20 млн человек.

Вместе с тем, появляются результаты опросов, проведенных специалистами, где в качестве рабочей гипотезы высказывается мнение, что основной сброс занятости компаниями мог уже пройти пик (почти половина завершила оптимизацию штата), а распространение «дистанционки» близко к пределу. К тому же Федеральная налоговая служба уже выдала субсидии на зарплату (в размере 1 МРОТ на сотрудника) почти 70% потенциальных получателей (в апреле-мае потенциальное право на это имели 1,737 млн субъектов экономики), что должно умерить необходимость сокращений.

В то же время, по результатам опросов, в ЦСР констатируют, что полностью сохранить штат такие гранты помогут только 5% компаний, и фиксируют заинтересованность бизнеса в выплатах в размере средней зарплаты по отрасли (согласно расчетам Центра, такая помощь предприятиям пострадавших отраслей в течение двух месяцев помогла бы сохранить 545 тыс рабочих мест).

Неопределенность ожиданий изменений на рынке труда отражается и в прогнозах реальных располагаемых доходов населения. В МЭР полагают, что во втором квартале с учетом мер господдержки они снизятся на 6%, без учета – падение могло бы достичь 7,5%. В Центре развития НИУ ВШЭ не исключают, что снижение окажется в три раза сильнее – 18%. Основания для таких предположений весомы. Результаты опроса общественного мнения населения России, проводимого НИУ ВШЭ, показали, что в конце мая 13,5% респондентов сообщили, что полностью лишились дохода, у 31,8% респондентов доходы значительно снизились, еще у 15,7% они снизились незначительно. С этим коррелируют результаты опросов ЦСР, согласно которым в феврале-мае у 58% респондентов уменьшился доход семьи, а 5% его полностью лишилась. Отсюда и значимый разброс прогнозов. – Судя по материалам СМИ, согласно обновленному прогнозу МЭР, реальные располагаемые доходы населения по итогам-2020 сократятся на 3,8%. Оценка Центра развития – падение на 8,2% по базовому сценарию, на 12,1% – по пессимистичному.

Вектор изменений макроожиданий чем далее, тем все более будет зависеть от реализации нацплана восстановления. В числе его главных целей: достижение к концу 2021 года роста ВВП не ниже 2,5%; снижение уровня безработицы до менее 5%; увеличение реальных зарплат в годовом выражении не менее чем на 2,5%; расширение инвестиций на 4,5% г/г (норма накопления при этом достигнет 21% ВВП – прим. авт.). Большая часть откликов отмечена редким единодушием: обозначенные целевые рубежи-2021, хотя и выглядят довольно скромно, но вполне реалистичны и достижимы. Заметим, что это настроение во многом обязано новой, по сути проектной стилистике документа.

Не слишком амбициозен и заявленный объем необходимых финансовых ресурсов. При сохранении в 2021 году уровня федеральных бюджетных расходов текущего года общая стоимость планируемых мер оценена премьером Михаилом Мишустиным в 5 трлн рублей. По экспертным расчетам, 2,3-2,4% ВВП за 2020-2021 годы (уже принятые антикризисные пакеты составляют до 3,5% ВВП-2020 вкупе с региональными мерами). На реализацию нацпроектов с учетом их содержательных корректировок требуется еще 2,2 трлн рублей включая внебюджетные источники инфраструктурных инвестиций. Наблюдатели опять-таки подчеркивают, что скромный характер «сметы» может означать ее условность. Восстановление экономики – это самоподдерживающийся процесс: расширение деловой активности генерирует и бюджетные доходы, и возможности дополнительных госзаимствований, от чего зависит и объем господдержки, который в принципе может быть увеличен.

В нацплане, тем не менее, гораздо более важны регулятивные меры, утверждающие правила нового экономического порядка (их другое название – структурные реформы). Так создание технологической платформы для учета состояния домохозяйств («социального казначейства») позволяет наконец-то на деле перейти к адресной поддержке населения, одновременно существенно ускорив цифровизацию госуправления. Не менее радикальные решения запланированы в политике на рынке труда, стимулировании частных инвестиций (завершение создания механизма соглашений о поощрении и защите капиталовложений), импортозамещении (установление квот и контрольных цифр в госзакупках) и других областях.

Между тем, достижение ряда целевых параметров нацплана (и на это уже обращают внимание комментаторы), потребует более детальной проработки. Прежде всего, это касается прироста на 10% численности высокотехнологичных МСП и увеличения на 5% несырьевого неэнергетического экспорта.

Пока сформированы лишь основы нацплана. При этом в ходе его доработки бизнес ожидает более предметной и акцентированной реакции на свой запрос к содержанию политики восстановления. К началу лета-2020 в нем обозначились несколько реперных точек:

Ø регулятивные решения, позволяющие снизить текущие расходы (например, за счет возможности списывать убытки, возникшие в «нерабочие недели»);

Ø расширение лимитов льготного кредитования, субсидирование ставок и часть ссуд и займов в зависимости от объема налогов, уже уплаченных до кризиса;

Ø снижение рисков неплатежей и банкротств;

Ø комфортность возвращения к стандартным режимам уплаты отсроченных налогов и страховых взносов;

Ø поддержка потребительского спроса не только финпомощью домохозяйствам, но и расширением предложения через содействие возобновлению деятельности предприятий;

Ø определение четких перспектив сокращения административного бремени в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

Более прочной становится и общая платформа бизнес-ожиданий – стабильность правил игры при сокращении разного рода «индивидуальных» исключений.

Наблюдаемые макротренды и реакция бизнеса и экспертного сообщества на проект нацплана смещают фокус главных вопросов к содержанию экономической политики на среднесрочную перспективу. Большая часть прогнозов (включая официальные) предполагают, что после отскока-2021 темпы ВВП, начиная с 2022 года, снижаются и выходят на уровень среднемировых не ранее середины десятилетия. Возникает риск неустойчивости результатов нацплана. Именно поэтому в ходе его доработки предстоит уделить особое внимание стимулам повышения эффективности экономики в широком смысле (от изменения подходов к бюджетным и налоговым расходам до укрепления конкуренции, гарантирующей поступательной рост производительности труда). Без этого добиться долгосрочных структурных сдвигов от рентно-ресурсной к инновационной экономике вряд ли возможно.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net