Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

23.06.2020 | Политком.RU

Схиигумен Сергий – православный фундаменталист

Схиигумен СергийВ нынешнем месяце широкую известность получил схиигумен Сергий (Романов), занимающий скромный пост духовника Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Екатеринбургской епархии. Он подверг резкой критике руководство страны и предложил патриарху Кириллу сложить свои полномочия. Против схиигумена возбуждено административное дело по статье о распространении фейков, а сам он находится под церковным судом.

Взбунтовавшийся пастырь

Схиигумен Сергий в одной из своих проповедей весной нынешнего года заявил, что:

«Сейчас идет тестирование, то есть заражение руководителей армии, флота, ФСБ, прокуратуры, милиции, Росгвардии. У них будут чистые вакцины, через чипированных руководителей будет действовать искусственный интеллект без жалости и сострадания. После чего они заставят своих подчиненных пройти такой же путь, это уже будут карательные органы, уничтожающие свой народ и своих близких. Слуги народа, кому вы давали присягу, вы добровольно служите Антихристу, то есть политическому руководству, депутатскому корпусу, цифровикам».

И далее: «Кто исполняет в России их [мирового правительства] поручения? Царь грядет, скоро вы увидите – вся мракобесная политическая власть исчезнет. Эта власть от сатаны. Сионисты говорят, что русский народ нельзя переделать, его надо уничтожить, что и делает руководство России, которое полностью в руках мирового правительства. Пока не поздно, путинской коалиции надо сложить полномочия и покинуть пределы страны».

В другом обращении Сергий прямо назвал президента России Владимира Путина «орудием Сатаны и мирового правительства», а пандемию коронавируса — «жидомасонской выдумкой», которая «придумана, чтобы оцифровать всех православных христиан и запретить им ходить в храмы». Действующую российскую власть схиигумен назвал «кагалом». Схиигумен призвал православных писать заявления в ФСБ на Путина, премьер-министра Михаила Мишустина, мэра Москвы Сергея Собянина, всех чиновников, политиков и силовиков, поскольку те «верят в коронавирус» и тем самым «работают на мировое правительство». Отдельно схиигумен призвал ветеранов боевых действий свергнуть российскую власть. Тех православных, которые занимают отличную от Сергия позицию, схиигумен предал анафеме.

Интересно, что при этом Сергий затронул тему нашумевшего убийства собровцами в Екатеринбурге при попытке задержания «похитителя обоев» Владимира Таушанкова.

«Говорят, что у нас расширены права милиции, Росгвардии, чтобы охранять права граждан. Что же получается? Ворвались, им показалось, померещилось, что вместо руки у 27-летнего парня гранатомет, а вместо левой руки – пулемет. Убили человека. Всадили три пули. Вместо защиты прав. Вместе с правами отобрали жизнь. А потом разобрали пол и стены и нашли якобы целый арсенал. Ну почему – у меня вопрос – когда ломали дверь, он не стрелял? А ждал, когда его убьют. Это уже начинает стращать весь мир. Какие права у Росгвардии и милиции. Будьте внимательны. Все идет к фашистскому сатанинскому режиму. Чтобы этого не произошло, вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с бесовской силой темною, с жидовскою ордой»

В последующем своем выступлении схиигумен потребовал отставки патриарха, главы Отдела внешних церковных связей и екатеринбургского митрополита и других неназванных им церковных деятелей:

«Патриарху Кириллу, митрополитам Илариону, Кириллу и многим другим до Церковного суда надо сложить свои полномочия. Пишите во все Церковные суды о привлечении их к ответственности. До решения Церковного суда я буду поминать правоверных Патриархов и архиереев».

Таким образом получается гремучая смесь из конспирологии, популизма и антисемитизма, помноженная на жесткую антивластную риторику. Если раньше антисемитские высказывания схимонаха не вызывали реакции со стороны правоохранителей, то антипутинская риторика и призывы к неповиновению изменили ситуацию. Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по Свердловской области усмотрел в его действиях признаки административного правонарушения. Ему вменяется административное правонарушение по части 9 статьи 13.15 КоАП РФ (распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений). А в Екатеринбургской епархии он был запрещен в служении, лишен права проповедовать и отдан под церковный суд.

В ответ сторонники Сергия – в том числе казаки – не допустили на территорию монастыря присланного епархией нового священника, а настоятельница, игумения Варвара (Крыгина) с несколькими монахинями была вынуждена покинуть обитель. Абсолютное большинство сестер находятся на стороне Сергия, который продолжает служить и проповедовать, не обращая внимания на епархиальный запрет. Светские власти пока не хотят вмешиваться, чтобы не вызвать силового конфликта с православными монахинями, и перекладывают ответственность на церковное начальство.

Необычный священник

Николай Васильевич Романов, будущий схиигумен Сергий, родился в 1955 году в Горьковской области. После срочной службы в армии окончил школу милиции, но карьеры не сделал, а вскоре устроился продавцом в московский магазин. В 1985 году был осужден к четырем годам лишения свободы за хищение государственного имущества и нарушение правил безопасности движения, повлекшее «смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения» (видимо, все же в данном случае жертв не было, так как иначе будущий схиигумен получил бы больший срок). Но перед судом он оформил явку с повинной по другому, куда более тяжкому преступлению – Николай рассказал, как с двумя сообщниками забили монтировкой пьяного человека, а тело привязали к бетонной плите и утопили. Убийцам достались двести рублей и электронные часы. Романову по этому делу дали 13 лет лишения свободы, наказание он отбывал в Нижнем Тагиле, таким образом оказавшись на Урале.

В 1990-е годы Николай Романов вышел на свободу и поступил послушником в Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских, стоящий на месте убийства членов династии Романовых – нескольких великих князей и великой княгини Елизаветы Федоровны. По церковным канонам убийца может быть монахом, но не священником, так как должен до конца жизни замаливать свой грех, а не отпускать грехи другим. Но Николай, принявший монашеское имя Сергий, стал не простым монахом – он назначен строителем только что основанного мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Четырех братьев в местечке Ганина Яма.

Там по принятой в церкви версии были сожжены останки членов расстрелянной царской семьи. По версии следствия, они были захоронены в другом месте – в Поросенковом логу – а в настоящее время находятся в Петропавловской крепости Петербурга. Схиигумен Сергий, как и многие верующие, считает «екатеринбургские останки» подложными – ни Поросенков лог, ни Петропавловская крепость не являются местами паломничества верующих, в отличие от Ганиной Ямы, которую в год посещают около 300 тысяч человек.

Назначение руководить в 2000 году строительством столь значимого для церкви монастыря недавнего зэка без духовного образования и длительного опыта монашеской жизни было крайне необычным решение тогдашнего екатеринбургского архиерея, архиепископа Викентия (Мораря), ныне ташкентского митрополита. Логичным объяснением могла быть способность иеромонаха Сергия обеспечить финансирование и организацию строительства. Главным спонсором выступил владелец Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрей Козицын. Работы шли быстро – тем более, что все храмы обители выстроены из дерева, что нетипично для современных русских монастырей, но создает ощущение уюта - и в 2001 году монах Сергий был официально утвержден настоятелем монастыря и тогда же возведен в сан иеромонаха. Утверждают, что Николай при рукоположении скрыл факт совершения убийства – и хотя его сторонники напоминают о раскаявшемся разбойнике, первым вошедшем в рай, но канонов этот аргумент не отменял.

А дальше начались проблемы. Их «верхний слой» был связан с многочисленными слухами о том, что паломники, приезжая к нему из разных мест России и СНГ, продавали дома, расставались с близкими (некоторых родственники объявляли во всероссийский розыск), уничтожали паспорта, передавали деньги, вырученные от продажи имущества. Впрочем, фактов вымогательства не приводилось – люди делали это добровольно. Родственники в таких случаях нередко утверждают, что имело место психологическое давление – но доказать его обычно сложно, так как сам «пострадавший» чувствует себя комфортно в «новой семье». Возможно, были и другие проблемы – есть информация, что Сергию не понравился проект колокольни, якобы похожей на католическую (впрочем, по крайней мере в его нынешнем виде это деревянное строение не производит впечатления «западного»), что временно рассорило его с епархиальным начальством. В 2005 году Сергий был смещен с поста настоятеля монастыря.

Духовник женской обители

Но к тому времени он уже находился в другой обители – в 2002-2005 годах на окраине города Среднеуральска под его руководством велось строительство женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Среднеуральск – это сфера влияния Козицына, но о его сотрудничестве с Сергием в последние полтора десятилетия ничего не известно. Впрочем, агентство «Федералпресс» отмечает:

Не исключено, что Сергий сохранил связи и с Козицыным, в сферу влияния которого входит Среднеуральск: так, в 2017 году в монастырь возили детей из принадлежащей УГМК екатеринбургской гимназии № 212. Тогда школьникам показали сеанс экзорцизма, что вызвало возмущение некоторых родителей.

В отличие от деревянного монастыря на Ганиной Яме, это каменная обитель. Строительство сопровождалось многолетним скандалом – местные фермеры обвинили епархию в захвате земель, прошли все судебные инстанции и выиграли дело в Верховном суде (расплатились с ними лишь в 2019 году). Игуменией обители была назначена Варвара (Крыгина), кандидат психологических наук, в прошлом завкафедрой психологии развития личности Магнитогорского государственного университета. Однако реальным главой общины стал Сергий, назначенный ее духовником. В 2006 году он принял схиму, что обычно означает отход от мирских дел – но в реальности лишь повысило его авторитет как «старца». Отношения монастырского духовника с епархией со временем наладились – в 2009 году он был возведен в сан схиигумена – но после перевода митрополита Викентия в Ташкент Сергий перешел в число клириков его новой епархии, не покидая при этом своего монастыря, а его личное дело осталось в архиве Екатеринбургской епархии (такие прецеденты более неизвестны). Впрочем, сейчас Сергий уже отмежевался и от Викентия, который пытался воздействовать на ситуацию в обители через изгнанную Сергием игумению Варвару.

В январе 2020 года был озвучен план строительства на территории монастыря самого большого православного храма в мире. Вместимость сооружения составит 37 тысяч человек, высота - 77 м. Однако епархия пока не дала благословения, без чего строительство невозможно. Возник вопрос о том, откуда у схиигумена могут быть средства на этот проект. Крупнейшие спонсоры епархии, Козицын и Игорь Алтушкин, заняты строительством храма святой Екатерины в Екатеринбурге, которое несколько раз переносилось, но теперь, наконец, для него выбрана «неконфликтная» площадка. Более того, духовником Алтушкина считается духовник Ново-Тихвинского монастыря схиархимандрит Авраам (Рейдман), которого Сергий подозревает в стремлении отнять у него контроль над монастырем в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Среди духовных чад Сергия – знаменитый хоккеист Павел Дацюк, участник шоу-команды «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов, бывший биатлонист, депутат Госдумы Сергей Чепиков. Однако при всей своей известности они не способны обеспечить финансирование столь масштабного проекта. Есть еще три разнообразные «ниточки», фигурировавшие в публичном пространстве.

Во-первых, проект могла поддержать часть крупного бизнеса, не связанная столь близко с епархией – по данным источника «ФедералПресс», практически все влиятельные прихожане Среднего Урала «поделены» между двумя духовниками, Сергием и Авраамом.

Во-вторых, по неподтвержденным данным, Сергий был духовником отбывавшего вместе с ним наказание криминального авторитета Тимура Мирзоева (Тимура Свердловского), скончавшегося в 2015 году племянника известного Деда Хасана. Связи в этой среде у него могли сохраниться и в последующем.

В-третьих, (и, пожалуй, это главное) Сергию приписывают широкие контакты среди влиятельных федеральных силовиков – с этим, возможно, и связана его многолетняя неуязвимость. На защиту Сергия публично встал зампред общественного совета при министерстве общественной безопасности Свердловской области, директор Образовательно-координационного центра специальной подготовки Уральского федерального университета генерал-майор запаса Сергей Иванов – но, понятно, что речь идет о куда более серьезных непубличных фигурах. Интересно, что критикуя МВД и Росгвардию, Сергий не затрагивает в свое риторике другие силовые структуры.

Деятельность схиигумена Сергия подвергалась критике по двум основаниям. Первое – внутренняя жизнь обители, где жили несовершеннолетние. В 2014 году была направлена жалоба в областное министерство образования и областному уполномоченному по правам ребенка, которые не нашли повода для вмешательства, как и церковные власти. В 2016 году вновь критики отца Сергия заявили о регулярном насилии в отношении несовершеннолетних в монастыре – и снова без последствий. Некоторые воспитанники монастыря отмечали, что хотя Сергий пытался помочь любому человеку, но принимал в монастырь кого попало, не думая о последствиях. На одной территории жили дети с бывшими заключенными, некоторые из которых были осуждены по особо тяжким статьям. Больным зачастую не оказывали медицинскую помощь даже в тяжелых случаях. В монастыре в ходу были наркотики.

«Царебожник»

Второе основание – взгляды схиигумена Сергия. Его обвиняли в «царебожничестве» - то есть почитании Николая II не как страстотерпца, а как особой сакральной фигуры, царя - искупителя греха неверности русского народа, нарушившего присягу Дому Романовых, данную в 1613 году. Общественное внимание к «царебожничеству» было привлечено 2017-м, когда почитатели Николая II провели мощную кампанию против фильма «Матильда», обвиненного ими в кощунстве. «Лицом» кампании была депутат Наталья Поклонская, которую называли духовной дочерью отца Сергия – впрочем, она этого официально не признавала, но монастырь посещала. Публичный масштаб кампании был значительным, к ней присоединились многие церковные иерархи. Но реальная общественная поддержка кампании оказалась существенно меньшей, чем рассчитывали ее организаторы – на пикеты против фильма выходили десятки людей, на молитвенное стояние в Москве – около тысячи. Лишь 17% россиян, по данным ВЦИОМ, поддержали инициативу Поклонской (48% - не поддержали, 35% не определились). Фильм в прокате провалился, и о нем быстро забыли. «Царебожничество» тесно связано с антисемитской риторикой, многочисленными обвинениями в адрес евреев – от распятия Христа до убийства царя и поддержкой антихристианских сил в современном мире.

Предполагаемое «царебожничество» Сергия не мешает ему быть почитателем Сталина. Это выглядит парадоксально, но в российских условиях вполне возможно.

Неформальным духовным лидером «царебожников» внутри Русской православной церкви считался архимандрит Петр (Кучер), скончавшийся 5 июня нынешнего года в возрасте 93 лет. Ветеран войны, кавалер ордена Славы, он принял монашество еще в советское время. В 1993 году стал духовником женского Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря, поддерживаемого Новолипецким металлургическим комбинатом. Но в 1996 году архимандрит Петр вошел в конфликт с руководством епархии, призвал голосовать на президентских выборах за Геннадия Зюганова и с частью монахинь вышел из юрисдикции Русской православной церкви. Конфликт вскоре «разрулили», передав вернувшейся в лоно церкви общине Боголюбский монастырь, недалеко от Владимира, превращенный в центр борцов с ИНН и почитателей Николая II. Это не мешало отцу Петру быть почитателем Сталина. Вокруг детского приюта, существовавшего в монастыре, в 2009 году разгорелся скандал, когда две сбежавшие оттуда девочки заявили о жестком обращении с ними. Приют был закрыт, архимандрит Петр был отправлен на покой, но сохранил неформальный контроль над обителью, а потом и восстановил свой официальный статус, что было в немалой степени связано с его высоким авторитетом в силовых структурах.

По словам профессора-сектоведа Александра Дворкина, «если посмотреть в исторической перспективе, то православная монархия не имеет ничего общего со сталинским деспотизмом и диктатурой. Но у людей, подобных Петру Кучеру, историческое сознание полностью отсутствует. У них ностальгия по сильной руке, по диктатуре. И для них монархия, прежде всего, некое деспотичное правление, всеобщая казарма, страх, доносительство, чересчур раздутая пенитенциарная система. На самом деле, конечно, Сталин был одним из большевиков, которые низвергли монарха. Но Петр Кучер придерживается такой мифологемы, что большевики были нехорошими, а Сталин внедрился к ним изнутри, чтобы их разрушить и разрушить жидовское иго. Он якобы был тайным православным, и только жиды не давали ему возможность полностью проявить свое православие. А он их искоренял и уничтожал. Если кого-то случайно еще задевал: что поделаешь, лес рубят - щепки летят».

После смерти Петра его неформальным преемником в качестве «главного фундаменталиста» становится Сергий, вполне разделяющий его взгляды. Профессор Дворкин считает его сектантом:

«Вокруг него сформировалась секта, которая становится все более и более тоталитарной. Есть гуру, которому поклоняются. Его власть абсолютна, а авторитет незыблем. Все члены секты обязаны ему абсолютным повиновением. От сектантского повиновения монашеское послушание отличается тем, что оно всегда осмысленное. Если старец призывает ученика к нарушению канонов, к греху, к ереси, то на этом послушание ученика кончается. Мы видим, что по указам духовника женского монастыря, монахини танцуют, распевают «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина…», занимаются художественной гимнастикой. То есть делают то, что монахини в принципе делать не должны. Но они не осуждают духовника, а продолжают делать то, что он велит. Это типичный признак сектантства. Сергия церковь запретила в священнослужении, а он служит, т. е., говоря на церковном языке, учиняет раскол. А они слушают его, а не Церковь. Когда люди идут за гуру, выбирая его, а не Церковь – это типичное проявление сектантства».

В целом история с Сергием может считаться признаком усиливающегося размежевания внутри Русской православной церкви между консерваторами и фундаменталистами. Разницу между ними светскому человеку уловить иногда непросто, но она есть. Консерватор ориентирован на сохранение существующего, причем нередко не исключая и определенных перемен. Когда он апеллирует к прошлому, то стремится взять из него то, что заведомо не противоречит современным представлениям церкви о должном. Фундаменталист вроде Петра или Сергия под видом возврата к утраченным традициям увлеченно конструирует новую реальность, нередко причудливую, где Сталин является продолжателем дела Николая II (как государственник и хранитель традиционной нравственности, введший уголовную ответственность для гомосексуалов), а Распутин – святым старцем, символом благочестивого русского крестьянства.

Фундаментализм противоречит церковному мироощущению, но для части расцерковленного общества он может быть весьма привлекательным. Люди нередко пытаются соединить несоединимое – тем более, что в драматической российской истории ХХ века можно найти множество проблем, которых церковным консерваторам объяснять непросто - как, например, отнестись к человеку, который в 1935-м разрушил храм, в 37-м добился расстрела священника, а в 41-м погиб на войне. А фундаменталист разрешает их просто и доступно, что может привлечь и спортсмена, и генерала. Другое дело, что церковь такого подхода принять не может — и рано или поздно фундаменталист либо сворачивает или существенно уменьшает свою публичную активность, либо вполне может оказаться вне церкви. Другое дело, что его деятельность в кризисной ситуации может принести имиджевый и политический ущерб церкви, что происходит и сейчас.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net