Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

30.06.2020 | Марина Войтенко

Прогнозные подсказки маршруту восстановления

Марина Войтенко24 июня, обновив прогноз для глобального хозяйства на 2020-2021 годы, аналитики МВФ констатировали: восстановление экономик, открывающихся после «Великой самоизоляции», происходит «неровно и в условиях сильной неопределенности». Процесс уже затронул более 75% стран. Тем не менее, отсутствие убедительных решений в сфере медицины (запуск вакцин и т.п.) делает его весьма хрупким и уязвимым. В сравнении с апрельской версией спад-2020 теперь видится более глубоким – 4,9% (в весеннем выпуске доклада Global Economic Outlook предполагалось 3%) с последующим частичным восстановлением общемирового роста до 5,4% в 2021 году. Совокупные потери от коронакризиса для pax economica в 2020-2021 годах оценены в $12 трлн. При этом текущий прогноз, подчеркивают в Фонде, может быть к осени изменен как в лучшую, так и в худшую сторону. Нетипичность кризиса обуславливает и отсутствие исторических аналогов восстановительных процессов. При этом широта разброса возможностей и рисков экономической политики является беспрецедентной практически для всех стран.

В МВФ в текущем году прогнозируют спад во всех крупных экономиках мира за исключением Китая, где ВВП может показать рост на 1%. После прошлогодних 6,8% это, понятно, будет означать «жесткую посадку». Падение в advanced economics оценивается в 8%, в emerging markets – в 5% без учета Китая. Синхронизация этих отрицательных динамик, как ожидается, приведет к тому, что в 2020 году отрицательный рост доходов на душу населения будет наблюдаться в более 95% стран. Причем последствия в развивающейся части экономического мира, скорее всего, будут более тяжелыми, чем в развитой. Сокращение мировой торговли примерно на 12% ударит по экспортерам сырья, существенный ущерб понесут секторы, связанные с туризмом, транспортом, гостиничным бизнесом. В итоге более 100 млн человек могут оказаться за чертой крайней бедности. В целом же состояние и перспективы восстановления рынка труда, подчеркивают в МВФ, значимо усиливают долгосрочный глобальный риск расширения неравенства.

Тем не менее, начавшееся неравномерное восстановления, подчеркивают в МВФ, опирается на «исключительную поддержку мер политики», объем фискальных стимулов в мире в целом превысил $10 трлн, монетарных (за счет программ центробанков) – достиг $17 трлн. Предпринятые действия «предотвратили финансовый кризис и тем самым помогли избежать худшего для реальной экономики. В то же время, разрыв связи между реальными и финансовыми рынками вызывает обеспокоенность относительно принятия чрезмерных рисков и является серьезным фактором уязвимости», – подчеркивает директор Исследовательского департамента Фонда Гита Гопинат.

Ровно об этом же выводы июньского доклада МВФ по вопросам глобальной финансовой стабильности. Главный риск здесь – высокие вероятности утратить контроль заемщиками (и корпоративными, и суверенными) за уровнями задолженностей с последующей потерей доступа к рынкам (возможностям рефинансирования). Оборотной стороной этого является усиление рисков устойчивости банков как главных кредиторов. Уровень долга и для компаний, и для государств, считают в Фонде, становится критическим параметром, определяющим скорость и качество восстановления. Управление сверхлевериджем поэтому остается постоянной рекомендацией МВФ в адрес минфинов и центробанков.

Особенно это актуально в свете нередко безальтернативной текущей необходимости увеличивать расходы на здравоохранение; стимулирование занятости; образовательные программы, снижающие риск долговременной структурной безработицы; поддержку малого бизнеса и доходов домохозяйств и т.п. Вместе с тем, по мере открытия экономик должна возрастать роль универсальных правил господдержки, означающей одновременно и большую четкость их критериев, и расширение доступности.

Запуск таких правил трудно отделим от проведения нового раунда среднесрочных бюджетных консолидаций с упором на такие приоритеты расходной политики как обновление и расширение систем социальной защиты и качественные госинвестиции (здравоохранение, образование, инфраструктура, экологичные и цифровые технологии). По оценкам, вероятная потребность в дополнительных инвестициях такого рода в мире в целом в следующие 20 лет превысит $20 трлн в текущих ценах.

МВФ ухудшил прогноз спада ВВП РФ в текущем году с минус 5,5% до минус 6,6%. Впрочем, отскок-2021 также ожидается несколько более выразительный – до 4,1% вместо 3,5% по апрельской оценке Фонда. В принципе уже эти корректировки – повод изменить прогноз МЭР со скромными 3,2% роста в следующем году.

По поводу предположений министерства (по версии ряда СМИ, они предварительно приняты правительством за «рабочую основу» для подготовки проектов бюджетов на 2021 год и трехлетку 2021-2023 годов без обсуждения на заседании кабмина) на минувшей неделе, однако, завязалась замысловатая интрига. Размер корректировки прогноза МЭР в сторону повышения (по предыдущей оценке, увеличение ВВП-2021 и вовсе предполагалось на 2,8%) не устраивает Минфин, поскольку столь вялые темпы восстановления экономики означают и низкие доходы бюджета, что предполагает необходимость либо урезания расходов, либо радиального изменения бюджетного правила, не позволяющего в нынешней его редакции финансировать ненефтегазовый дефицит из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В этом контексте примечателен и значительный разброс предположений по поводу динамики нефтекотировок. Минэкономразвития повысил свои ожидания по цене Urals та текущий год с $31,1 до $39,9 за баррель. Прогноз Минэнерго скромнее – $35. В 2021-ом, по версии МЭР, среднегодовая цена достигнет до $43,3 (предыдущий прогноз министерства – $35,4 за баррель).

В то же время, глава Минэнерго Александр Новак подчеркивает: все участники мирового нефтерынка понимают, что выход на его устойчивое восстановление еще не близок. Спрос на нефть, как ожидается вернется к его докризисным 100 млн баррелей в сутки в 2021 году. Но, возможно, это случится через два-три года в зависимости от скорости восстановления мировой экономики. В международном энергетическом агентстве (МЭА), например, считают, что этот рубеж будет достигнут не ранее 2023 года.

Эксперты обращают внимание и на несоответствие векторов динамики цен на нефть и курса рубля в обновленном прогнозе МЭР, когда среднегодовые значения первых растут, а нацвалюта ослабевает. Если ранее курс рубля в 2020 году прогнозировался на уровне 69,8 руб/$, то теперь 72,6 руб/$. В ИЭП им. Е.Т. Гайдара, например, полагают, что фундаментально обоснованный плавающий курс рубля при «нефти по 30-35» составляет 74-76 руб/$, по «40-45» – 70-72 руб/$. Но суммарные продажи валюты на внутреннем рынке (бюджетное правило, оплата покупки Сбербанка и т.п.) на сумму до $50 млрд могут укрепить курс на 3-4 рубля выше фундаментальных расчетных значений. Ориентир ИЭП на 2020 год – 71,5 руб/$. В 2021-ом в зависимости от цены нефти, полагают эксперты, рубль укрепится до 70-70,5 за доллар США (версия МЭР – 70,8), в 2022-ом при $45 за баррель – до 69,0 руб/$ (71,1). При этом после дефицита счета текущих операций в 2020-ом в $16 млрд в последующие годы экспертами прогнозируется возвращение к его профициту в $6-17 млрд и $25-40 млрд соответственно.

Вместе с тем, в улучшенной с учетом принятых антикризисных мер версии макропрогноза ИЭП им.Е.Т.Гайдара оптимизм далеко не зашкаливает. Падение реального ВВП по итогам-2020 составит не более 6-7% (что практически совпадает с ожиданиями МВФ), снижение реальных доходов населения – 3,5%, инвестиций – на 8,0%. В 2021-ом предполагается быстрое восстановление экономики на 3,5–4,5%, реальные доходы населения увеличатся на 4,0-4,5%, капвложения – на 5,5-6,5%.

При условии реализации в заявленных объемах приоритетных национальных проектов и нацплана восстановления экономики инвестиции в основной капитал промышленного производства и розничного товарооборота в 2022 году должны вернуться к уровню-2019, а реальные доходы населения окажутся даже выше на 3,5-4,5%, то есть сопоставимы с показателями 2015-2016 годов. Однако темпы роста ВВП уже в 2022-ом снова замедлятся до уровня ниже 3% в год, что в принципе совпадает и с обновленными ожиданиями МЭР на 2022-2023 годы – плюс 2,9% и 3,1% соответственно.

Главный же вывод экспертов: дополнительные краткосрочные факторы, способные дать в 2022 году ускорение циклической составляющей ВВП РФ пока не просматриваются, при этом не видно оснований для пересмотра в сторону повышения структурных темпов роста экономики России (по методологии, принятой в ОЭСР, они остаются на уровне 1,5-2,0% – прим. авт.).

Прогнозы, как известно, не догма и могут корректироваться в зависимости от регулятивных решений. В этом смысле ситуация в начале второго полугодия выглядит вовсе не тривиальной. Сбываемость любой оценки официальных и независимых прогнозистов принципиальным образом зависит от двух обстоятельств. Во-первых, от решения «проблемы 1 июля», когда необходимо определиться, что из мер текущей антикризисной поддержки, действие которых как раз истекает к этому сроку, будет отменяться, а что именно окажется назначенным к продолжению. Между тем, на подходе новые решения – поддержка легпрома, IT-компаний, авиапрома и т.п. Во-вторых, наличие госфинансовой «дорожной карты» политики восстановления – хотя бы предварительных параметров проекта федерального бюджета 2021 года и очередной трехлетки 2021-2023 годов.

В обоих случаях к концу июня налицо сильная неопределенность, затрудняющая оценку предложенных макропрогнозов. Пауза, которую держит Минфин, видимо, вполне обоснована. Однако единственное по сути очевидное ясное намерение вернуться в 2022 году к полноценному действию бюджетного правила лишь усиливает разброс ожиданий. Прогнозы экспертов дефицита бюджета-2020, например, различаются в разы: от 3,5% ВВП в Sberbank Investment Research до 7,2% ВВП в версии ИЭП им.Е.Т.Гайдара. Промежуточная позиция в этой шкале у аналитиков Fitch – «в любом случае выше 5% ВВП». Оценки Минфина, сделанные в различное время, укладываются в интервал 4-6% ВВП.

Большую часть бюджетного небаланса предлагается закрывать госзаимствованиями. В ИЭП, к примеру, рекомендуют в 2023 году увеличить объем госдолга до 22% ВВП (с текущих 16%), наращивая при этом госрасходы на 0,5-1,5% ВВП в год и снизив страховые взносы для оставшейся части бизнеса (для МСП они уже сокращены с 30% до 15%) до 22%. Тогда, надеются аналитики, можно будет ожидать темпов роста выше 3%. Радикальность предложений, однако, наталкивается на жесткость текущей ситуации: из-за снижения доходов граждан и прибылей предприятий в ближайшую трехлетку уже придется увеличивать федеральный трансферт Пенсионному фонду ежегодно более чем на 1 трлн рублей, доведя его долю в общем объеме госрасходов-2021 до 21%. Источником в принципе может являться Фонд национального благосостояния. Но как тогда быть с финансированием магистральной инфраструктуры и т.п.?

Текущая неопределенность будущих бюджетных параметров заметно осложняет понимание скорости консолидации госфинансов (дефицит надо снижать до безопасного уровня, который еще предстоит определить) и объема фискальных стимулов экономического роста. По оценке Sberbank Investment Research, общая стоимость антикризисных мер (включая госгарантии и налоговые льготы) уже превысила 3,3 трлн рублей. Инициативы Президента РФ 23 июня добавят к ним еще 0,7 трлн рублей (в том числе 0,27 трлн на продление выплат на детей до 16 лет). Расходы-2020, таким образом, уже складываются около 21,5 трлн рублей. Сохранится ли этот уровень в 2021-ом или будет снижен и насколько? Ответ остается пока в подвешенном состоянии.

Прогнозные оценки по замыслу предназначения – руководство к действию на фоне возникающих вопросов к содержанию экономической политики и ожиданий регулятивных новаций, необходимых для настройки макротрендов. Ценность такой прикладной «футурологии» в подсказках возможных решений о том, как перейти от собственно антикризисных усилий к мерам, стимулирующим деловую активность в целях ускорения роста. При всей широте разброса предположений в них есть принципиальная общая черта – острота текущей «злобы дня» постоянно повышает градус актуальности задач среднесрочной повестки, ослабление внимания к которым усиливает риск перерастания постпандемической стабильности в стагнацию. Прогнозы – это по сути навигационная панель для экономики, находящейся в эпицентре «идеального шторма». Многие из приборов требуют ремонта или модернизации, но и навыки работы с ними тоже нуждаются в обновлении.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net