Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

31.08.2020 | Марина Войтенко

Августовские напоминания о деловом климате

Марина ВойтенкоСобытийный ряд минувшей недели добавил сдержанных красок к наблюдаемой экономической реальности. По данным Росстата вложения в основной капитал в апреле-июне упали г/г на 7,6% (после роста на 1,2% в январе-марте). О завязавшемся узле проблем для будущего роста на стороне источников инвестиций свидетельствует падение за полугодие в 1,9 раза сальдированного финансового результата компаний (прибыль минус убытки). Счетная палата констатировала существенные недостатки в системе управления ФГУПами и АО с госучастием, не позволяющие адекватно оценить общеэкономическую отдачу и финансовую эффективность этих активов. В свою очередь, глава ФАС Игорь Артемьев на заседании правительства (27 августа) тоже сделал примечательную оценку: планы регуляторов, развернутые в соответствии с историческим Указом Президента РФ Владимира Путина «О развитии конкуренции» (декабрь-2018) исполнены лишь наполовину. Общий знаменатель всех этих новостей – низкое качество условий ведения бизнеса по-прежнему значимо для скорости макродинамики и вряд ли объяснимо одним лишь коронакризисом.

Начавшийся в июне-июле восстановительный рост продолжается, но неравномерно. Так, индекс предпринимательской уверенности Росстата в августе в добычных отраслях составил минус 2% после минус 3%в середине лета, минус 4% в июне и минус 5% в мае. В обработке показатель остался на июльском уровне в минус 5% (после минус 6% в июле и минус 9% в мае). Сезонно очищенные значения индекса подтвердили положительную динамику к июлю: минус 3,1% после минус 5,3% в добыче и минус 5,7% после минус 6,4% в обработке.

Мониторинг финансовых отраслевых потоков ЦБ РФ также указывает на продолжение восстановительных процессов. Отклонение входящих платежей от докризисного уровня по экономике в целом с 17 по 21 августа составило -7,3% против -9,3% неделей ранее. Без учета добычи, производства нефтепродуктов и деятельности органов госуправления динамика выглядит еще убедительней: -4,4% после -5,3%. Вместе с тем, очевидным исключением из процесса нормализации среди укрупненных групп отраслей остается сегмент производства инвестиционных товаров. За последние четыре недели отклонение от «нормы» увеличилось здесь с минус 3,4% (27-31 июля) до минус 8,6% (17-21 августа).

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования также отмечают: начавшееся в мае восстановление инвестактивности затем приостановилось. В июне предложение инвесттоваров сократилось на 1,6% м/м (после провала на 12,8% в апреле и майского отскока на 6,1%). Общий индекс инвестпредложения в июне отступил до 89,9% после 91,3% в мае. По оценке аналитиков ДиП ЦБ РФ, в июле тренд к ослаблению активности в капвложениях получил продолжение.

Сложившееся положение (с учетом почти двукратного падения прибыли предприятий), понятно, получит отражение в среднесрочных макропрогнозах. Первые «ласточки», впрочем, уже прилетели: 12-20 августа Центр развития НИУ ВШЭ провел очередной опрос профессиональных прогнозистов из 20 российских и зарубежных экспертных организаций. По сравнению с майской версией спад-2020 потерял в оценке 0,1% и ожидается теперь в 4,2%. Рост-2021 может составить 3,1%, после чего российская экономика выйдет на траекторию долгосрочного роста около 2% в год (2022-й – 2,3%, 2023-2024 годы – по 2,2%, 2025-й – 2,1%, 2026-й – 2,0%).

Прогноз, мягко говоря, нес лишком благоприятный и явно предполагающий сохранение по меньшей мере в первой половине десятилетия всех основных структурных ограничений будущему росту. Выйти за эти пределы, считают эксперты, можно и нужно, последовательно реализуя среднесрочную повестку регулятивных реформ, имеющих целью радикальное обновление деловой среды.

Проблема низкой комфортности условий ведения бизнеса, между тем, прямо отражается не только на деловой активности в частно-корпоративном секторе экономики, но и на качестве управления государством своими активами. Представленный на минувшей неделе доклад Счетной палаты стал убедительным и очевидным свидетельством того, что оно остается непрозрачным и неэффективным. Причем настолько, что под большим вопросом оказывается роль и участие госсобственности в реализации нацпроектов и национальных целей-2030.

Главные болевые точки: неполнота учета обществ с госучастием и унитарных предприятий и данных об их деятельности; отсутствие общих подходов к определению размеров дивидендов; слабый контроль за определением уровня вознаграждения руководства. По данным Счетной палаты, сведения о госкомпаниях, имеющиеся в Росимуществе, Росстате и ФНС (ЕГРЮЛ) не совпадают по ФГУПам более чем на 150 организаций, а по АО с госучастием в разы. О результатах финансовой деятельности организаций с госучастием также нет полноценной информации. Минэкономразвития в свои отчеты для правительства включает сведения только о десяти крупнейших АО, а это 1% от их общего количества. В результате более 90% АО находятся в «серой зоне» и их деятельность никак не анализируется.

При этом аудиторы отмечают, что у значительного числа АО, не относящихся к крупнейшим, финрезультаты нестабильны или имеют отрицательную динамику. Росимущество, между тем, не располагает сведениями об итогах финансово-хозяйственной деятельности 606 АО, или 61, 9% от их численности. Отсутствие полной и достоверной информации – прямой путь к необоснованным и ошибочным решениям в управлении госактивами.

Не урегулированы также и вопросы дивидендной политики. Выплаты 19 крупнейших АО в 2017-2019 годах варьировались от 1,7% до 190% чистой прибыли, 97% всего объема дивидендов приходится на 20 АО, свыше 500 компаний в отчетном периоде вообще не перечисляли дивиденды в доходы бюджета.

Ситуация с вознаграждениями менеджменту ФГУПов еще плачевнее. Установленный норматив – 8-микратное соотношение средней зарплаты руководителя, его зама и главбуха к средней зарплате работников. Тем не менее, 10-ти и даже 20-ти кратное превышение – увы, обыденная норма.

Аудиторы предлагают радикальный шаг – передать Росимущество (деятельность которого в Счетной палате оценили как неудовлетворительную) в ведение Минфина. Правительственные финансисты, в свою очередь, подготовили проект постановления правительства по унификации требований годовой отчетности госкомпаний и госкорпораций – обязательному раскрытию будут подлежать сведения о выполнении мероприятий, для реализации которых предоставлены бюджетные средства, в том числе дочерним компаниям.

Нелишне также напомнить о планах министерства финансов в ближайшие три года сократить число унитарных предприятий и АО с госучастием в 1,5 раза. Реакция экспертов на этот счет однозначна: если государство намерено всерьез выводить свои активы из «серой» зоны и готовить их к продаже, то ему нужно всерьез заняться созданием деловой среды, в которой они могут быть востребованы рынком.

По сути ровно такой посыл содержится в анализе ФАС итогов исполнения президентского указа «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Напомним, что его основе был принят национальный план на 2018-2020 годы (его исполнение завершается в декабре), развернутый в 18 отраслевых программах. В числе принятых успешных решений:

· введение общего запрета на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках;

· подвижки в укреплении конкурентной среды на рынке лекарственных препаратов (пересмотрено в сторону снижения более 1 тыс предельных цен на них, принят закон «Об обращении лекарственных средств» и т.п.);

· отменен внутрисетевой роуминг, что привело к снижению тарифов на услуги связи и экономии у потребителей более чем на 6 млрд рублей;

· создан прозрачный механизм изменения тарифов на электроэнергию для потребителей услуг ЖКХ (начато внедрение практики внедрения эталонных значений затрат);

· в газоснабжении обеспечен переход к рыночному ценообразованию на основе формирования биржевых цен и индификаторов;

· исключено госрегулирование цен, тарифов и сборов на ряд услуг естественных монополий в портах;

· организована биржевая торговля продукцией химпрома и лесом;

· существенно облегчена процедура подключения к электроснабжению (по этой позиции в Doing Business РФ занимает 7-е место в мире).

В то же время, по оценке руководителя ФАС Игоря Артемьева, к настоящему времени не выполнена половина мероприятий национального плана. Причем в их числе такие системообразующие для деловой среды «вещи» как закон о реформировании правового регулирования естественных монополий и закон об основах тарифного регулирования в РФ. Нередко произвольные трактовки содержания того, что должно быть учтено в тарифах, приводя к их необоснованному завышению, по-прежнему остаются значимым фактором торможения деловой активности.

Оптимистические, хотя и вполне обоснованные констатации того, что пик собственно кризисных проблем в экономике уже пройден, а спад-2020 может оказаться менее глубоким, чем представлялось прогнозистам МЭР еще пару месяцев назад (4,8%) по сути лишь добавляют справедливости классическому утверждению: комфортность делового климата по-прежнему имеет решающее значение для экономического роста выше 3%. Оценки независимых экспертов, тем не менее, указывают на серьезные риски остаться на среднесрочном треке на уровне потенциального выпуска около 2%. Заполнить «гэп» – задача структурной политики. Между тем, реальная, а не декларативная приоритетность системных мер на этом поприще все еще не выглядит убедительно очевидной.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net