Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

10.12.2020 | Марина Войтенко

Население, бизнес и регуляторы – предновогодние озабоченности

Марина ВойтенкоНачало декабря отмечено чередой публикаций результатов опросов населения и бизнеса, содержание которых заметно добавляет многомерности процессам экономического восстановления. 68% респондентов ВЦИОМ весьма реальную проблему ближайшего будущего видят в понижении уровня доходов, 67% опасаются подорожания пока еще доступных товаров, 44% – возможной потери работы. При этом 70% среди тревог на первое место поставили рост социальной несправедливости. У бизнеса ощущения тоже далеко не благостные. Мониторинг эффективности господдержки (регулярно проводится офисом бизнес-омбудсмена) зафиксировал, что лишь треть предпринимателей, получивших льготные кредиты под 2%, способны выполнить обязательства по сохранению занятости. В ЦСР подсчитали, что по итогам года в малом бизнесе могут быть потеряны 1,1 млн рабочих мест. По оценке МЭР, не без проблем идут дела и у системообразующих компаний. Примерно четверть из «золотой тысячи» находится в зоне потенциальных рисков, у каждой десятой они «носят серьезный характер». Результаты опросов – это по сути сумма ожиданий по прояснению намерений регуляторов в отношении их последующих действий. Ответ, судя по всему, еще только складывается.

Общеэкономическая конъюнктура в начале зимы выглядит под стать погоде. В ЦБ РФ прогнозируют околонулевой темп прироста ВВП в четвертом квартале. В МЭР после ноябрьского ускорения инфляции до 4,4% г/г теперь полагают, что по итогу-2020 рост цен составит 4,6-4,8%. Последствия, как водится, неоднозначны. На росте цен вверх пошла деловая активность в сфере услуг. PMI по версии IHS Markit в ноябре вырос с 46,9 до 48,2 пункта, что привело и к улучшению совокупного индекса объемов производства (обработка плюс услуги) до 47,8 после 47,1 пункта в октябре. Краткосрочный всплеск промышленного оптимизма зафиксировали опросы предприятий, проведенные в ноябре ИЭП им. Е.Т.Гайдара: нормальным спрос на свою продукцию сочли 62% компаний против 60% в феврале-марте. Эксперты, тем не менее, не склонны «бить в литавры»: позитивные эмоции опрошенных могут оказаться следствием возможности переложить растущие издержки в отпускные цены. Между тем, снижение энергопотребления в РФ в ноябре в годовом выражении составило 2,9% (по данным АО СО «ЕЭС»), а это уже явный признак притормаживания макродинамики и деловой активности.

Последствия инфляционного подскока для населения – более долгосрочные и менее радужные. По мнению аналитиков (Альфа-банка, Центра развития НИУ ВШЭ и др.), налицо повышение риска стагнации реальных располагаемых доходов населения, которые после падения-2020 примерно на 5% и возможного роста-2021 на 2% к началу 2022 года все еще будут отставать от уровня-2013 на 10%.

Перспектива динамики реальных располагаемых доходов определяется темпами общеэкономического роста, прямо зависящими от состояния бизнеса. Опросы, позволяющие замерить «температуру» его текущего самочувствия, между тем, указывают на то, что ее едва ли можно трактовать как «нормальную».

Согласно очередным результатам проводимого офисом бизнес-омбудстмена Бориса Титова мониторинга эффективности антикризисных мер государственной поддержки предпринимателей, ими не смогли воспользоваться 45,34% респондентов. То есть, получить их смогли чуть больше половины. Самыми востребованными оказались: отсрочка по всем видам налогов (за исключением НДС) – 23,5% опрошенных, кредитование под 2% на возобновление деятельности – 20,7%, продление сроков уплаты страховых взносов – 19,3%.

Кризис затронул около 70% компаний из числа опрошенных, не испытали проблем – только 13,3%. У 83,7% выручка ощутимо снизилась (в том числе у 19% – в четыре раза и более). 3% сообщили, что были вынуждены закрыть свой бизнес.

В случае введения повторного карантина 76,9% респондентов оценивают шансы на выживание их бизнеса 50/50.

Напомним, весь долг по кредиту в 2%, включая проценты, подлежит полному списанию при условии, что с момента получения займа до марта-2021 (программа действует до 1 апреля будущего года) число работников в конце каждого месяца составит не менее 90% от штатного расписания. В случае, если этот показатель опустится до 80% бюджет покроет половину долга. Если же сохранить штат не получится, деньги придется отдавать, причем тремя платежами, а не в течение нескольких лет, а проценты начислят не по льготной ставке, а по обычной (сейчас около 15% годовых).

Между тем, по данным мониторинга офиса бизнес-омбудсмена, даже текущие реалии не слишком радужны. Так, 38,6% предпринимателей, которые воспользовались той или иной мерой поддержки, должны погасить свои обязательства в ближайшее время. Однако почти половина из них (49,5%) нуждается в новой реструктуризации, еще 9,3% считают, что не смогут погасить долг и вынуждены будут закрыть бизнес.

В частности, только 33,9% респондентов, получивших кредит под 2%, или прямые дотации смогут выполнить условие сохранения занятости. Ещё 23,7% предпринимателей будут соответствовать ему только в случае предоставления государством дополнительной помощи. Еще 11,4% респондентов указали, что точно не смогут сохранить численность персонала, поскольку обороты бизнеса так и не восстановились. Показательно и то, что остальные 31% затруднились с ответом.

С этим корреспондируют и итоги исследования Центра стратегических разработок. Треть (33%) опрошенных ЦСР компаний сообщили, что антикризисные меры поддержки (в частности, отсрочка по уплате налогов) позволили им сохранить оборотные средства; 25% предприятий – штат. Вместе с тем четверть (25%) всех предприятий опасаются невозможности платить по обязательствам. В центре социально-экономических исследований ЦСР ожидают сокращения 2,9 млн рабочих мест в целом по экономике, из них 38% придется на малый и средний бизнес (1,1 млн человек).

Зеркальным отражением такого «умножения тревог» стали результаты опросов, замеряющих самочувствие населения. Вышеприведенную структуру опасений респондентов ВЦИОМ наглядно дополняют итоги наблюдений «Ромир». Более половины (60%) его респондентов боятся роста цен и инфляции, на втором месте – низкие зарплаты (52%). Кроме экономических рисков страх вызывают также и социальные: 44% опрошенных сообщили, что опасаются за качество медицинских услуг, а каждый третий (30%) отметил недоступность или высокую их стоимость.

На этом фоне желаемые меры господдержки бизнеса выглядят вполне ожидаемо. Среди участников опроса офиса омбудсмена 52,3% самой действенной назвали снижение налогов или реструктуризацию фискальной задолженности; 46,5% уповают на то, что очередного локдауна не случится, а 27,1% – на выдачу новых прямых дотаций в размере 1 МРОТ на работающего за все месяцы ограничений. Сходны и мнения респондентов ЦСР, полагающих: для восстановления бизнесу больше всего нужны новые налоговые льготы (об этом заявили 45% предприятий), продление отсрочек по налогам и страховым взносам (32%), упрощение бюрократических процедур (29%). По этому пути уже есть ряд продвижений (например, продление и корректировка программы ФОТ 2.0), но присутствует и осознание того, что все антикризисные меры носят временный и конечный характер.

Вместе с тем, ритм восстановления экономики и ее дальнейшего устойчивого роста после выхода на докризисные рубежи решающим образом зависит от запуска нового инвестиционного цикла. До конца года правительству предстоит дать старт этому процессу. Не все «ключи» готовы, тем не менее, работа над их «изготовлением» заметно ускорилась. В конце минувшей недели первый замглавы МЭР Андрей Иванов, выступая в Совете Федерации заявил, что в текущем месяце министерство внесет в правительство законопроект, расширяющий сферу применения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а также поправки к Налоговому кодексу, вводящие применительно к отношениям регуляторов и инвесторов механизм налоговых вычетов. Как ожидается, в Госдуме РФ он окажется в конце декабря – начале января.

По инициативе бизнеса в сферу действия СЗПК включаются проекты комплексной застройки, в том числе жилищное и логистическое строительство, модернизация городского и пригородного транспорта, создание аэровокзалов и пассажирских терминалов. Еще одно направление – проекты создания омниканальной торговли с большим количеством электронной коммуникации, «с бесшовным предоставлением услуг для клиентов, ориентированных максимальной выручкой на экспорт или формирующих до 50% спрос на продукцию МСП». Порог для СЗПК по этим инвестициям в этих областях бизнес-деятельности предполагается снизить с 5 млрд до 1,5 млрд рублей.

Для проектов в агропромышленном комплексе предложено увеличить срок стабилизационной оговорки с 6 до 10 лет, в нее же для инициатив в добыче твердых полезных ископаемых будет теперь включаться НДПИ.

Самой радикальной новацией являются поправки в НК РФ, вводящий механизм налогового вычета в отношении НДС, акцизов на транспортные средства, налогов на прибыль и имущество, НДПИ, транспортного и земельного налогов. Смысл – возмещение затрат инвесторам на инфраструктуру за счет налогов (причем сумма обязательных платежей может быть снижена до нуля), а не путем предоставления субсидий из федерального или региональных бюджетов.

По мнению экспертов, планируемая корректировка условий СЗПК может заметно повысить их привлекательность для бизнеса. В настоящее время, напомним, в МЭР уже подано 26 заявок на заключение соглашений на общую сумму 975 млрд рублей и общим объемом 40 тыс заявленных новых рабочих мест. Первый пакет из 8 СЗПК на 117,83 млрд рублей в МЭР планируют подписать до конца текущей недели.

Заметим также, что в законопроектных новациях содержится норма, распространяющая предусмотренные для СЗПК гарантии неизменности налоговых и регулятивных условий в течение 6-20 лет на ГЧП-проекты, концессии, специальные инвестиционные контракты (СПИК), резидентство в ТОРах и ОЭЗ, если они в своей реализации связаны с выполнением конкретного соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

В немалой степени расширение стабилизационной оговорки под «зонтиком» СЗПК поможет развитию СПИК 2.0 (рамочный закон о них принят еще в 2019 году), возможности тиражирования которых на минувшей неделе обрели наконец-то реальные черты – правительство утвердило перечень технологий, на локализацию которых могут претендовать инвесторы, отбираемые по конкурсу, при заключении контрактов, предусматривающих долго действующие льготы. В рекомендованном списке более 600 технологий из различных отраслей – прежде всего, машиностроения, энергетики, химической и фармацевтической промышленности. Речь идет, например, о производстве суперкомпьютеров, композитных материалов, устройств 3D-печати и т.п. Планка по минимальному объему инвестиций отсутствует. Главная задача (и одновременно оценка эффекта) – внедрение новых технологий, их освоение на базе серийного выпуска новой номенклатуры промышленной продукции и создание цепочек добавленной стоимости в ходе развития производственно-технологической кооперации.

Ее налаживанию может послужить и реализация такой имеющейся в законодательстве об инвестициях опции как офсетные контракты. Их суть – заключение администрацией субъекта РФ долгосрочного контракта по закону о госзакупках (ФЗ-44) с единственным поставщиком в обмен на создание и развитие производства высокотехнологичной продукции на территории конкретного региона. С 2016 года было заключено всего 4 контракта такого рода (все в Москве). Причина сдержанности, считают в Минфине, высокая планка инвестиций – не менее 1 млрд рублей. Каковы будут изменения, покажет обсуждение проблемы с регионами и бизнесами, начинаемое министерством.

По данным Федерального казначейства на 26 ноября были израсходованы 18,71 трлн рублей бюджетных назначений или 79% из максимально возможных в текущем году 23,76 трлн рублей. В предыдущие годы недофинансирование составляло 4-5% (в 2019-ом – 5,8% или 1,1 трлн рублей). Выбирая финансовый ритм до конца декабря, правительству придется балансировать между риском усиления инфляции по меньшей мере в первом квартале-2021 до 5,5% г/г и опасностью для траектории восстановления резкого сжатия бюджетного стимула, если переходящих остатков неисполненных госрасходов окажется недостаточно для амортизации в начале 2021 года последствий заявленной фискальной консолидации. При этом все очевиднее, что важнейшее условие стабильного роста – это ускорение структурных мер: новому инвестциклу требуется обновленная деловая среда с устойчивыми, долговременными стимулами для частных капвложений. Таков, пожалуй, главный предмет озабоченности регуляторов, переходящей в полном объеме в следующий год.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net