Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

04.02.2021 | Марина Войтенко

Глобальное хозяйство – коронавирусные развилки

Марина ВойтенкоВ середине зимы Международный валютный фонд традиционно обновляет прогноз развития мировой экономики. На сей раз корректировка (представлена 26 января) оказалась исполнена умеренного оптимизма. Еще в октябре ожидалось падение глобального ВВП-2020 на 4,4%, нынешняя оценка «обмелела» до минус 3,5%. В 2021 году предполагается рост на 5,5% (на 0,3 п.п. выше, чем в осенней версии), в 2022-ом – небольшое замедление до 4,2%. Пересмотр отражает начало вакцинаций, принятые или обозначенные дополнительные стимулирующие меры (как, например, в США и Японии), а также предстоящее повышение активности в сфере услуг (с высокой интенсивностью личных контактов с клиентами). Тем не менее, все текущие ожидания, подчеркивают в Фонде, связаны с весьма высокой неопределенностью. Очень многое зависит от исхода «гонки между мутирующим вирусом и вакцинами, призванными остановить пандемию, а также от способности мер политики обеспечить действенную поддержку до того, как это произойдет».

Последствия коронакризиса, уверены в МВФ, будут сказываться на глобальной и национальных макродинамиках еще длительное время. Так, в 2021 году доходы на душу населения более чем в 150 странах будут ниже уровня-2019. В 2022-ом их число уменьшится, но ненамного – примерно до 110. Кумулятивные потери глобального ВВП в 2020-2025 годах составят $22 трлн по сравнению с прогнозами, сделанными до пандемии.

В 2020-2022 годах численность людей, живущих за чертой крайней бедности, увеличится почти на 90 млн человек, что означает разворот тенденции последних двадцати лет. В более чем половине развивающихся стран и с формирующимися рынками, которые приближались к уровню подушевых доходов advanced economics, произойдет усиление этого разрыва.

Тем не менее, январские корректировки прогнозов МВФ исходят из того, что 2021 год станет началом послекоронакризисного восстановления глобального хозяйства.

· После спада на 4,9% в 2020-ом развитые экономики покажут рост-2021 на 4,3%, в 2022-ом прибавят еще 3,1%. Оценки МВФ для США – минус 3,4%, 5,1% и 2,5% соответственно; для зоны евро – минус 7,2%, 4,2% и 3,6%; в Японии спад на 5,1% сменится ростом на 3,1% и 2,4%; после падения на 10,0% и 5,5% экономики Великобритании и Канады вырастут соответственно на 4,5% и 5,0% и 3,6% и 4,1%.

· Потеряв в 2020-ом 2,4% ВВП emerging markets в целом покажут довольно интенсивную динамику – 6,3% и 5,0%. При этом Китай, оказавшись в прошлом году единственной страной с положительной динамикой ВВП (+2,3%) в 2021-ом может показать рекордные 8,1%, правда, замедлится на следующий год до 5,6%. В Индии после минус 8,0% в 2020-ом темпы могут оказаться выше, чем в Поднебесной – 11,5% и 5,8% соответственно. В Бразилии и Мексике (-4,5% и -8,5%) темпы роста ожидаются скромнее – 3,6% и 2,6% и 4,3% и 2,5%.

Восстановительный глобальный рост-2021, уверены в МВФ, должен обеспечиваться поддерживающей и стимулирующей экономической политикой. Прежде всего, речь идет об оперативных мерах, создающих быстрый и широкий доступ в мире к прививкам и средствам лечения. Неравенство возможностей такого доступа должно быть если не исключено, то существенным образом снижено. Естественно, это означает повышение мировых расходов на здравоохранение. Ожидается, что в 2020-2025 годах оно составит $9 трлн (в том числе около $4 трлн в странах с развитой экономикой).

Второе важнейшее направление – продолжение (при возобновлении всплесков заражения коронавирусом) поддержки населения и бизнеса. В январском выпуске доклада МВФ «Fiscal Monitor» отмечается: на конец декабря объем бюджетной поддержки в мире в целом достиг почти $14 трлн (на $2,2 трлн больше, чем в октябре). Из них $7,8 трлн – допрасходы и налоговые послабления, и примерно $6 трлн – гарантии, госкредиты и вливания капитала. Принимаемые меры, естественно, различаются по странам, но практически везде ведут к росту госдолга и бюджетных дефицитов.

Мировой госдолг к концу 2020 года вырос до 97,6% глобального ВВП (с 83,5% годом ранее). В 2021-ом прогнозируется его увеличение до 99,5% (в ом числе в США – 129% ВВП в 2020 году, 132,5% в 2021-ом).

В этих условиях глобальное сотрудничество в вопросе производства и распространения вакцин и лекарств имеет критически важное значение. Чем быстрее закончится эпидемия, тем меньший объем бюджетной поддержки будет востребован. Пока же исключительно важна гибкая госфинансовая реакция, причем, прежде всего, точечная (наиболее пострадавшим группам населения и бизнеса) с учетом крайне жестких бюджетных ограничений.

К основным задачам налогово-бюджетной политики, подчеркивают в Фонде, в настоящее время относятся:

  • Инвестиции в развитие систем здравоохранения (включая вакцинацию), образования и инфраструктуры. Согласованное стимулирование «зеленых» государственных инвестиций в странах, располагающих бюджетными возможностями, может способствовать росту мировой экономики. Проекты (в идеальном варианте с участием частного сектора) должны быть направлены на смягчение последствий изменения климата и обеспечение цифровизации.
  • Содействие людям в возвращении на работу и, при необходимости, смене работы с помощью субсидирования найма, а также расширения программ обучения и поиска работы.
  • Укрепление систем социальной защиты в целях содействия борьбе с неравенством и бедностью.
  • Переосмысление систем налогообложения в целях повышения справедливости и обеспечения стимулов к охране окружающей среды.
  • Сокращение непродуктивных расходов, повышение прозрачности инициатив в области расходов и совершенствование методов управления для извлечения всех преимуществ мер бюджетной поддержки.

Выполнение этих задач требует разработки новых подходов к среднесрочному бюджетному планированию и управлению госдолгом на приемлемом уровне. От того как pax economica пройдет эту регулятивную развилку самым существенным образом будут зависеть перспективы его устойчивого развития.

В жесткой сцепке с необходимостью делать фискально-политический выбор находится и еще одна принципиальная проблема, она же и третье главное направление усилий экономических и денежных властей – как в условиях высокой неопределенности обеспечить финансовую стабильность. В 2020 году центробанки в мире в целом влили в рынки ликвидности в долларовом эквиваленте более $10 трлн. Это помогло не допустить обвалов курсов акций и распродаж на рынках бондов. Биржевого краха не случилось. Тем не менее, отставание восстановления реальных секторов экономик от бурного роста финансовых рынков лишь усиливается, а угроза масштабной рыночной коррекции, способной спровоцировать новый общемировой спад, не уходит из повестки дня.

Уровень принятия рисков инвесторами и их энтузиазм явно чрезмерны. В основе этого монетарные стимулы. Их сворачивание до очевидных успехов вакцинаций, однако, может лишь многократно усилить риски для глобального восстановления. Отсюда и упор в рекомендациях денежным властям на усиление макропруденциального надзора и контроля за состоянием всех финансовых институтов, уровнями задолженности домохозяйств и корпоративных секторов, состоянием суверенных долгов и т.п. При этом все актуальнее для обеспечения финансовой стабильности в мире в целом оказывается международная поддержка наиболее пострадавших развивающихся экономик и особенно стран с низкими доходами.

В своих регулярных докладах МВФ преимущественно фокусируется на задачах управления распознанными финансово-экономическими рисками, сверхконцентрация которых определяет содержание развилок, через которые предстоит пройти глобальному хозяйству. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) склонны рассматривать его риски в более широком контексте. Так, в последнем докладе Давосскому форуму о структуре ближайших и среднесрочных глобальных вызовов в качестве основных рисков на ближайшие два года выделены:

- инфекционные болезни (этот фактор за год переместился с 10-го места на 1-е);

- рост безработицы;

- климатические изменения, вызывающие экстремальные погодные условия;

- кибератаки;

- цифровое неравенство;

- продолжающаяся экономическая стагнация.

На горизонте трех-пяти лет резко усиливается актуальность схлопывания «пузырей» на финрынках, обвала IT-инфраструктуры, ценовой нестабильности с трендом к повышению инфляции, шока на рынках сырья и долгового кризиса. Ко всему этому общим фоном в ближайшие 5-10 лет, полагают эксперты, геополитическая «стабильность» будет оставаться очень хрупкой.

В России ко всем этим предупреждениям относятся самым внимательным образом. Выступая (27 января) на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021», Президент РФ Владимир Путин подчеркнул: «… Мы видим кризис прежних моделей и инструментов экономического развития … Ключевой вопрос – логика действий, чтобы восстановление глобальной и национальных экономик было устойчивым в долгосрочной перспективе и имело качественную структуру, помогало преодолеть груз социальных дисбалансов».

МВФ улучшил прогноз-2021 по росту ВВП РФ до 3% (с 2,8% в октябрьской версии). Оценка-2022 также повышена с 2,3% до 3,9%. В обоснование такого ускорения (после падения-2020 на 3,6%) заложены рост цен на основные экспортные товары и возможный эффект от структурных мер. Ожидания российских экспертов относительно макродинамики текущего года скромнее и находятся в основном в интервале 2,3-2,9%, темпы же в 2022-ом будут еще меньшими. Главная причина в том, что пока в экономике не происходит очевидных перемен, которые бы позволили вырваться из стагнационной колеи, в которой она по сути пребывает с 2013 года (среднегодовой темп ВВП за этот период не превышает 1%). В 2020 году, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения упали еще на 3,5%, что означает накопленное отставание от уровня-2013 примерно на 12%.

В преодолении разрыва -–смысл социальной отдачи от экономического роста. Модельные расчеты показывают, что изменения в уровне и качестве жизни граждане начинают ощущать при темпах прироста ВВП от 3%, при 4% и выше начинает прибавляться численность среднего класса. Такой результат, однако, возможен лишь в обновленной модели развития с новой экономической структурой. В этом суть российской проекции развилок, через которые предстоит проходить в ближайшие годы глобальному хозяйству.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net