Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.08.2021 | Политком.RU

Кампания против театра «Современник»

СтулВ конце июля-начале августа развернулась кампания против театра «Современник» в связи со спектаклем «Первый хлеб»: общественники нашли в нем оскорбление ветеранов.

Председатель общественного совета при Министерстве культуры РФ Михаил Лермонтов сообщил о проведении общественных слушаниях по вопросу соответствия репертуаров российских театров на соответствие стратегии нацбезопасности.

19 июля в «Современнике» прошла премьера спектакля «Первый хлеб», в основе лежит пьеса российского драматурга Рината Ташимова. Одну из главных ролей играет Лия Ахеджакова. Объясняя молодому поколению, что им не стоит воевать, героиня зачастую выбирает резкие выражения. Так ее слова, произнесенные пьяной на могиле солдата, погибшего в Великой Отечественной войне, показались части общества оскорбительными по отношению к ветеранам.

Спустя несколько дней после премьеры спектакля общественная организация «Офицеры России» пожаловалась руководству театра, в Генеральную прокуратуру и мэрию Москву. Ветераны сочли оскорбительным монолог главной героини, пожаловались на чрезмерное употребление мата на сцене и «неприкрытую пропаганду однополой любви». По сообщениям «Эхо Москвы» со ссылкой на зрителей, после жалоб текст пьесы был скорректирован: из монолога героини Ахеджаковой убрали нецензурную брань. Режиссер спектакля Бениамин Коц заявил, что театр вернулся к изначальному тексту постановки. Председатель президиума «Офицеров России» Сергей Липов заявил, что считает решение руководства «Современника» логичным и правильным, добавив, что доволен новой версией монолога и повторных жалоб не будет.

Однако, несмотря на внесенные изменения, сразу конфликт не был исчерпан. В конце июля, уже после корректировок монолога Ахеджаковой, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил проверить «Современник» на оскорбление ветеранов. А председатель Общественного совета при Минкульте Михаил Лермонтов сообщил о запланированном проведении общественных слушаний по «вопросу репертуаров театров в части соответствия недавно утвержденной «Стратегии нацбезопасности». Впрочем, министр культуры Ольга Любимова позднее подчеркнула, что общественный совет не обсуждал с ведомством необходимость контроля репертуарной политики, а цензура является недопустимой, поскольку соответствии с законодательством Минкульт не вправе вмешиваться в творческую деятельность учреждений культуры. Позиция Любимовой в сложившихся обстоятельствах весьма рациональна и связана с двумя факторами: нежелание Минкульта делить свою сферу ответственности с силовиками; многие гражданские чиновники и представители элиты не желают ужесточения цензуры и большей экспансии силовиков.

Кампания против «Современника» в связи со спектаклем «Первый хлеб» имеет несколько измерений, но все они связаны с идеологическим фактором. Первое измерение - корпоративное, о котором публично рассказала Лия Ахеджакова. После кончины Галины Волчек театр возглавил Виктор Рыжаков, что вызвало недовольство части труппы. В частности, Сергей Гармаш перед уходом из театра обвинил Рыжакова в неуважении к памяти участников Великой Отечественной войны из-за молодежной постановки, которую он назвал кощунством и провокацией.

Второе измерение - аппаратное. Силовики распространяют свое влияние на самые разные сферы, включая и театр. Первым признаком стало дело Кирилла Серебренникова. Теперь эта тенденция продолжается, причем с важным нюансом. Если государственная власть в целом заинтересована в политической лояльности деятелей культуры, то у силовиков есть и свои взгляды, связанные с эстетикой, которая должна соответствовать традиции. Неудивительно, что претензии к постановке в «Современнике» предъявили «Офицеры России», проверку поручил организовать председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, а возглавляющий общественный совет при Минкультуры потомок троюродного брата Михаила Лермонтова сослался не на конституционные свободы, а на только что принятую стратегию национальной безопасности. В последней зафиксированы пожелания силовиков в отношении культурной сферы, которая должна быть патриотичной и не подверженной западному влиянию. Впрочем, министр культуры Ольга Любимова напомнила о конституционной норме, запрещающей цензуру, дистанцируясь от мнения председателя совета при ее ведомстве. Так что внутриэлитного консенсуса здесь нет.

Третье измерение – общественное. Сейчас происходит резкое снижение общественного интереса к официальной повестке (Украина, геополитика, историческая память) во всем, кроме морально-нравственных ценностей, выражающихся в культуре в широком смысле (театр, кино, ТВ, литература). Именно здесь ощущаются сильные эмоции и большой уровень вовлеченности, стремление сохранить устоявшийся канон, в том числе и посредством государственного силового вмешательства. В первую очередь, это связано с желанием защитить детей от дурного влияния. Присутствует ощущение, что «мы», взрослые, достаточно морально устойчивы, а «они», дети, могут стать жертвами распущенности. Поэтому ключевой месседж, воспринимаемый обществом – это не «оскорбление ветеранов», а «мат со сцены».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net