Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

05.04.2006

Кто пригреет читателей «Коммерсанта»?

Недавно появилась информация о том, что ИД «Коммерсант» может перекупить «Газпромбанк», и даже ведет уже об этом переговоры с новым владельцем Бадри Патаркацишвили, в свою очередь купившего известный издательский дом у опального олигарха Бориса Березовского. По крайней мере, предположения о том, что «Коммерсант» в скором времени достанется структуре, подконтрольной Кремлю, все еще остаются самыми вероятными. Кому тогда достанется читатель «Коммерсанта», тот самый, который потребляет сейчас в газете не столько коммерческие новости, сколько определенным образом политически окрашенную информацию?

Мнения Алексея Зудина, Георгия Сатарова и Дениса Драгунского:

Алексей Зудин, руководитель политологического департамента Центра политических технологий:

Это продолжение давней тенденции – стремление Кремля создать полностью управляемую медиасреду, в которой невозможно существование серьезных участников, которые могли бы стать опорой для реальных оппозиционных сил - будь то недовольные олигархи или политические партии.Что будет с «Коммерсантом» и аудиторией можно догадываться, поскольку у нас уже были прецеденты, на основании которых можно делать предположения, хотя они и относятся к телевиденью. После того как Газпром приобрел НТВ, то для того, чтобы отчасти сохранить аудиторию, новое НТВ сохраняло определенные стиль и ориентацию, в которых учитывались культурные и политические запросы старой аудитории НТВ. В связи с этим отчасти задачу сохранения аудитории удалось выполнить.

Можно предположить что и тут будет так. Но могут быть и большие сложности, связанные с тем, что «Коммерсант» с самого начала позиционировал себя как издание очень политизированное. А ниша деловой прессы, помимо «Коммерсанта», занята еще и «Ведомостями», и несколькими журналами, которые с успехом удовлетворяют значительную часть читательских потребностей в качественной информации и журналисткой аналитике. Поэтому сделать ставку на «деловой уклон» и перенести акцент с повышенной политизированности на освещение событий в деловом мире может и не очень получится – из-за присутствия на газетном рынке тех же «Ведомостей» возможности такого маневра будут ограничены.

Так что (по крайней мере, пока) я не вижу на газетном рынке места, куда бы мог податься тот фрагмент аудитории, который можно считать ядерным – то есть люди, привыкшие к сильно политизированному потреблению новостей в деловом мире. Думаю, что произойдет распыление этой части аудитории, и ее запросы останутся неудовлетворенными.Однако, если запросы будут достаточно сильными, то возможно появится какое-то интернет-издание.

Георгий Сатаров, президент Фонда «Индем»:

«Коммерсант» – газета со смешанной аудиторией, с одной стороны она состоит из людей, заинтересованных в большом количестве коммерческой информации, с другой стороны, есть и другая часть аудитории, которую привлекает именно острая политическая позиция «Коммерсанта». Думаю, что первая часть аудитории воспримет смену руководства газеты достаточно безболезненно, а другая, скоре всего, рассредоточиться между другими газетами, которые сохраняют оппозиционную составляющую – «Новая» газета, «Независимая», отчасти газета «Газета».

Мне кажется, что в нынешней ситуации маловероятно появление нового печатного издания, которое заняло бы эту нишу «Коммерсанта». Конечно, роль интерната будут возрастать в любом случае, и на сетевых страницах появление такого издания я допускаю, но оно на сегодняшний день не удовлетворит всей той части аудитории, которая останется не у дел.

И так как главная задача всей этой операции со сменой владельцев состоит именно в том, чтобы потушить политическую составляющую газеты, то ее успех очевиден.

Денис Драгунский, политолог, научный руководитель РНИ "Общественный договор":

Мне кажется, что читатель коммерсанта не был только потребителем финансовой информации. Потому что серьезные люди получают эту информацию из финансовых лент.

Когда он замышлялся Александром Яковлевым, то именно как политическая газета. Поэтому, мне кажется, этому читателю придется туго. Я боюсь, что он не найдет для себя ничего и просто растворится среди прочей читательской массы. Потому что читатель это не цветок, который обсиживают пчелы-газеты. Читатель и газета, скорее, как мужчина и женщина - друг без друга не могут, и друг друга дополняют. Газета не только удовлетворяет запрос читателя, но и держит эту группу, не дает ей разъединяться, и ее действия направлены на то, чтобы еще прочнее ее структурировать. Так что, в этом смысле, круг читателей «Коммерсанта» развалится. Ультра оппозиционная часть уйдет в «Новую газету», в интернет, и в Живой Журнал. А вялый читатель будет почитывать что придется или вообще ничего.

Беда в том, что при новом перераспределении СМИ, руководство захватили люди не очень умные и абсолютно не профессиональные. Они спрашивают «кто будет этио читать?», вместо того, чтобы задаваться вопросом «что мы сделаем для того, чтобы это прочитали?». Они идут за своими быдлячьми представлениями в том, какой должна быть газета. И их идеал - газета «Зятек», где анекдоты и кроссворды, а газета «Жизнь» – это уже непосильный интеллектуальный труд. И это ужасно печально.

Поэтому и получается, что всячески ругаемые за низкую якобы культуры США издают газеты и журналы типа нашего прежнего «Нового мира» миллионными тиражами. А у нас издатели убеждены в том, что читатель должен знать только о том, что какая-то поп-звезда забеременела или развелась со своим бой-френдом.

Так что, если «Коммерсант» расплескает свой целевой настрой, то это будет потеря для культуры России. Потому что сейчас стиль этой газеты - это определенный стиль мышления, а если она превратится в отделение агитпропа, то это будет очень плохо.Иногда в метро встречаешь явного иногородца с газетой «Коммерсант» в руках. В чем дело? Оказывается «Новая газета» опубликовала как-то инструкцию о том, что если у вас в руках солидная газета (типа «Коммерсанта»), то у вас с меньшей вероятностью станут проверять московскую регистрацию.

И жаль, что если сбудется все то, о чем мы говорили, то из всех социальных функций, у «Коммерсанта» останется только эта – уберегать робких приезжих от милиционеров . А то, что так будет, если газета попадет в эти руки, я не сомневаюсь. Конечно это произойдет не сразу, а так, как если самосвал земляники выкинуть в помойку - некоторое время из середины еще можно есть. Но только некоторое время.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net