Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

07.04.2005 | Алексей Зудин

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ

"Постбеслановские" политические инициативы Кремля позволяют предположить, что антитеррористическая кампания используется для целенаправленного сближения политической системы с моноцентрической моделью. Власть навязывает общественному мнению собственное видение перспектив развития страны, в которой на переднем плане оказываются ценности не развития и благосостояния, а порядка и безопасности. Система правления все больше осуществляется с использованием административно-силовых средств вместо политических, госаппарат замещает собою представительные институты. Приоритетное значение ценностей порядка и безопасности делают существующую власть и "силовиков" безальтернативными для общественного мнения.

Судя по всему, общественное мнение вступает в новый этап взаимоотношений с Кремлем, определяющей характеристикой которого становится повышенное отчуждение. Связи с властью перестраиваются и сокращаются до узкого набора значений. Общество еще больше проникается ощущением собственной слабости и беспомощности перед лицом сил, которые оно не в силах контролировать. Массовые ожидания снижаются. Надежда и оптимизм начинают замещаться безопасностью и безальтернативностью. Усиливается консерватизм в отношении к возможным переменам. В этих условиях общество готово поддержать дальнейшее усиление власти Путина.

Однако в общественном мнении сегодня проявляется, на первый взгляд, не очень заметное последствие "постбеслановских" инициатив Президента РФ, которое среди прочих факторов способствует, в том числе, и снижению "качества" общественной поддержки В. Путина. Это - политическая дезориентация общественного мнения.

Отчасти под влиянием авторитета действующего Президента, отчасти подчиняясь логике безальтернативности, общественное мнение вынуждено поддерживать политические проекты, целесообразность которых для него не очевидна. Пойдя навстречу Кремлю, общественное мнение не утрачивает исходную автономию. Оно сохраняет способность к дифференцированному восприятию и независимой оценке политической реальности. Это означает, что свою позицию общественное мнение воспринимает как компромисс, и компромисс вынужденный. Инициативы Кремля оцениваются в общественном сознании как расходящиеся с демократическими идеалами, которые остаются для него главным ориентиром провозглашенного курса.

Политическая реформа кардинально меняет привычную "сетку" политических координат, сложившуюся в массовом сознании в 1990-е годы. Это хорошо видно на парадоксальном отношении общественного мнения к пропорциональной системе. Пропорциональная избирательная система закрепляет многопартийность: она не дает самой сильной партии дополнительно усиливать свои позиции в парламенте за счет депутатов-одномандатников.

Но общественное мнение усматривает в пропорциональной системе перспективу установления однопартийной диктатуры. Это подтверждают данные "Фонда общественного мнения": поддержка пропорциональной системы питается из "ретро-ориентированных" сегментов в общественном мнении, которые не принимают идеал многопартийности и сохраняют приверженность однопартийной модели советского образца. И, наоборот, наибольшее неприятие пропорциональной системы исходит как раз из наиболее "модернизированных" секторов массового сознания, которые выступают последовательными сторонниками многопартийной модели. Политическая реформа увеличивает долю консервативных настроений, а также вносит свой вклад в ухудшение "качественных" характеристик общественной базы поддержки Путина.

Вместе с тем общественное мнение устойчиво отторгает "чрезвычайщину". Сохранение его способности к независимой оценке политической реальности проявляется в том, что оно, как уже говорилось выше, достаточно четко квалифицирует проекты Кремля как не соответствующие принципам демократии. Это рельефно проявляется в общественных оценках как непрямых губернаторских выборов (вместо прямых), так и пропорциональной системы (вместо смешанной). В обоих случаях политическая реформа воспринимается как отдаление власти от интересов граждан.

Если значительная часть общественного мнения в какой-то степени и верила в возможную связь между проектами политической реформы и решением широкого круга задач, связанных с борьбой с терроризмом, а также наведением порядка, то в отношении соответствия предложенных реформ демократическим принципам большинство заняло противоположную позицию: оно не приняло возможную связь отмены выборов губернаторов и перехода к пропорциональной системе избрания Государственной Думы с "развитием демократии и народовластия".

По данным "Левада-центра", в конце сентября 2004 года, в общей сложности, 48% респондентов отвергло предположение, что изменение системы выборов губернаторов и Государственной Думы могут положительным образом повлиять на "развитие демократии и народовластия". (Из них 35% полагали, что политическая реформа не имеет никакого отношения к решению этой проблемы, а 13% были уверены, что она "вызовет обратную реакцию и обострит проблему".) Удельный вес затруднившихся сформулировать собственную позицию по данному вопросу увеличился до 25%. Верили в то, что предложенные меры в различной степени будут способствовать достижению указанной цели только 27% (при этом позитивной отдачи в ближайшее время ожидали лишь 7%, а 20% считали, что такое влияние будет косвенным).

Последствия отмены прямых выборов губернаторов общественное мнение оценивает достаточно реалистически. Превалирует оценка, что новый порядок введения в должность приведет к снижению качественных характеристик губернаторского корпуса по таким показателям, как личная честность, самостоятельность и понимание интересов избирателей. По данным ФОМ, в середине октября 2004 года 36% были убеждены, что в случае сохранения старого порядка формирования исполнительной власти ("избрания глав регионов жителями регионов") среди губернаторов будет больше "честных, порядочных людей". С новым порядком формирования исполнительной власти ("избрание членами законодательного собрания региона") перспективу повышения морального уровня глав исполнительной власти связывали 23%.

По показателю "самостоятельность" предпочтение общественным мнением старой системы введения в должность глав исполнительной власти выглядело еще более убедительными: 41% полагал, что "избрание глав регионов жителями регионов" способствовал увеличению среди губернаторов числа "независимых, самостоятельных людей" и только 21% считал, что этому может способствовать "новый порядок". Наибольший перевес в общественном мнении старая модель формирования губернаторского корпуса получала по показателю "понимание интересов избирателей": 47% были убеждены, что прямые выборы способствуют увеличению среди глав исполнительной власти регионов доли людей, "близких народу, понимающих нужды простых россиян". В этом случае удельный вес сторонников "новой модели" ("избрание членами законодательного собрания региона") сокращается до 15%.

За новой моделью формирования губернаторского корпуса общественное мнение склонно признавать достоинство лишь в одной области - в повышении уровня компетенции: 38% полагало, что в случае избрания глав регионов членами законодательного собрания региона среди руководителей региона будет больше "грамотных руководителей, профессионалов". В способность старой модели содействовать повышению уровня компетенции губернаторского корпуса верило 29%.

В восприятии общественного мнения новая модель способствует увеличению дистанции исполнительной власти в регионах от граждан. Во многом аналогичным образом складывается отношение общественного мнения и к пропорциональной системе выборов. По данным ФОМ, общественное мнение как бы "не замечает", что речь идет об институциональном закреплении многопартийной системы. Переход к пропорциональной системы выборов так же воспринимается общественным мнением как шаг к концентрации власти в центре и увеличению дистанции между властью и гражданами.

Таким образом, общественное мнение демонстрирует понимание, что реформа избирательной системы ведет к уменьшению возможности для граждан влиять на формирование системы власти.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net