Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

03.05.2006

СНГ без Грузии не развалится

Михаил Саакашвили поручил правительству в ближайшее время подготовить экономическое обоснование дальнейшего пребывания Грузии в составе СНГ. "Если у Грузии нет никакой выгоды от членства в СНГ, кроме унижений, то парламент и народ должны принять соответствующее решение", - заявил президент Грузии. Его поддержала и спикер парламента Нино Бурджанадзе, которая усомнилась в целесообразности пребывания Грузии в СНГ, посетовав на то, что соглашения, подписываемые в рамках СНГ между Россией и Грузией, зачастую не выполняются и остаются только на бумаге. В частности, привела пример спикер грузинского парламента, визовый режим по отношению к Грузии давно введен, хотя Грузия была против этого решения. Ситуацию комментирует заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

- Кто и что потеряет, если Грузия выйдет из СНГ?

- В общем-то, всем от этого станет лучше. Всем, кроме Грузии. Потому что нахождение в составе содружества страны, которая не хочет в нем находиться, плохо влияет на все остальные страны-участницы.

Чего лишится Грузия, так это действия массы соглашений, которые ей придется перезаключать с каждой страной в отдельности заново. Я имею ввиду такие соглашения, как взаимное признание дипломов - пока это соглашение не перезаключат, высшие руководители Грузии будут считаться без высшего образования; договор о взаимном признании трудового стажа, отсутствие которого скажется на людях, которые проработали часть своей жизни не в Грузии. И если их выход на пенсию придется на то время, когда старого договора уже не будет, а нового – еще не будет, то пострадают именно они.

Кроме того, в рамках СНГ и Беловежских соглашений были заключены договоры о признании административных границ союзных республик как государственных. И Грузии нужно будет перезаключать договоры о безвизовом режиме с другими странами. Сейчас-то умные грузины едут в Азербайджан без визы, а оттуда без визы в Россию.

Вообще, непонятно, почему грузинское руководство взъелось именно на СНГ, в рамках которого не было принято ни одного общеобязательного политического решения. Хочешь посылать войска, например, в Ирак, – посылай, не хочешь – не посылай. Так что каких политических свобод они достигнут выходом из СНГ, непонятно. Закон обратной силы не имеет, а потому формально это никак не повлияет на вопрос присутствия миротворческих сил СНГ на территории Грузии.

Если это решение – реакция по повышение цен на газ, то к СНГ это тоже отношения не имеет, потому что в рамках СНГ никто никаких обязательств по льготным ценам на какие бы то ни было товары не принимал.

Существовала, конечно, с самого начала, внутри СНГ специальная цена на энергоносители, которая сначала на 40 процентов, а теперь в пять раз отличалась от мировой. Но это было не формализовано, а основано на доброй воле России. То есть, опять-таки, никаких обязательств на этот счет в рамках СНГ Россия на себя не принимала. Так же как никто никогда не подписывал договора о том, что мы пьем только то вино, которое нам присылают из Грузии.

Грузия ведь в свое время уже отказывалась вступать в СНГ, в итоге чего не участвовала в разделе вооруженных сил СССР. Поэтому-то на ее территории оказались военные базы России. А, например, на территории Азербайджана они стали азербайджанскими. Потом все-таки вступила, но когда уже все поделили.

- Наверное, после такого шага грузинского президента стоит ожидать того, что двусторонние отношения Росси и Грузии совсем испортятся?

- Хуже уже, кажется, некуда. Очень печально, что среди населения Грузии на этом фоне действительно наблюдается рост антироссийских настроений. Когда людям каждый день объясняют, что Россия виновата в том, что они плохо живут, а живут они действительно плохо, то они начинают этому верить. Ведь во всех странах постсоветского пространства так или иначе наблюдается позитивная динамика. Даже на Украине был рост ВВП, хоть он и несколько снизился при Тимошенко. А в Грузии положение людей не улучшается уже много лет.

Но дело в том, что грузины были баловнями в СССР. Грузия считалась курортной республикой, получала субсидии, поэтому уровень жизни там был очень неплохой, и она считалась самой богатой республикой в Союзе. Тем ощутимее был кризис, наступивший в 90-х годах.

Еще при советской власти говорилось о том, что пока они покупают нефть по государственной цене, а мандарины продают по рыночной – они будут процветать, но как только ситуация изменится, и цены сравняются, процветание прекратится. Сегодня страна психологически в очень тяжелом положении, поэтому людям несложно поверить в то, что в этом положении виноват некий «внешний враг».

- Сама идея содружества не обесценится из-за демонстративного выхода из него одного участника?

- Мне кажется, что нет. Наоборот, ситуация внутри содружества может даже измениться к лучшему. Потому что до нынешнего момента СНГ потому именно и было таким рыхлым, а договоры, заключавшиеся в его рамках, только гуманитарными, что там действует принцип единогласия. А Грузия своей позицией зачастую создавала угрозу блокировки тех или иных решений. Например, таможенные соглашения можно было осуществить в рамках СНГ, а пришлось в рамках ЕврАзЭС.

Для СНГ ничего плохого не будет. Вот если бы Грузия совместно с Украиной совершила такой демарш, то это было бы довольно серьезно. Но Украина, по крайней мере, пока, явно не готова к этому.

- Пока президент Саакашвили только поручил правительству проанализировать издержки нахождения Грузии в составе СНГ. Насколько вообще вероятно, что решение о выходе может быть принято?

- Всерьез делать политический анализ действий грузинского руководства достаточно сложно. Тем более сложно комментировать это стремление – все время сбиваешься на иронию.

Окончательное решение по этим вопросам принимают не в Тбилиси, и мы это прекрасно знаем. Поэтому и политика Грузии выглядит такой неровной – слишком большой зазор между словами и делами – сказывается зависимость от внешнего управления.

Но на данном этапе так же сложно анализировать возможные телодвижения вашингтонской администрации, поскольку там сейчас действует такой мощный фактор, как «хромая утка» - у президента Буша идет на убыль второй срок. Сложно поэтому сказать, что там решат на эту тему. Конечно, в Вашингтоне ясно понимают, что период оранжевого натиска затух, и нужно переходить на другие методы влияния. Но пока в Вашингтоне взяли паузу, поэтому, думаю, сейчас они посоветуют Грузии немного подождать.

- Изменится ли ситуация с непризнанными республиками на территории Грузии?

- Формально изменится. Ведь Шеварднадзе в свое время не случайно вступил в СНГ – договор СНГ обеспечивал взаимное признание границ и вхождение субъектов, которые были на территории административных образований внутри СССР, в состав нового государства. Если Грузия выйдет из СНГ, мы можем поставить вопрос о том, что она, таким образом, не признает договора о границах. Тогда вопрос о независимости Осетии и Абхазии уже де-юре может выйти на новый уровень.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net