Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Лица бизнеса

19.05.2006

Марина Мелия, генеральный директор «ММ-Класс»: «Предприниматель – это захватчик, а не комендант»

…Я родилась в 1948 году в Москве. Мама была известным онкологом, профессором, доктором наук. Папа – кадровым военным. Оба участвовали в войне с первого до последнего дня. Отец впоследствии возглавлял Управление кадров и учебных заведений Министерства обороны СССР. Вот в такой, достаточно типичной для того времени семье врача и военного я и родилась. Имею три образования – медицинское, физкультурное и психологическое.

- Чем был обусловлен выбор вузов?

- Медицинский выбрала, потому что мама была хирургом и оперировала очень сложных больных. Я часто бывала у нее на работе, с детства хотела идти в медицину. В 15 лет уже пошла работать в больницу, трудилась санитаркой, чтобы набрать медицинский стаж. Плюс еще я была мастером спорта по лыжам и велосипеду, закончила школу с золотой медалью. Учитывая два года медицинского стажа, у меня была «тройная степень защиты». Поэтому я довольно легко поступила в медицинский институт, в год, когда одновременно было два выпуска - 10-й и 11-й классы. Потом стала мастером спорта международного класса по велосипедному спорту. В то время в Советском союзе было очень серьезное физкультурное образование, а я хотела заниматься психологией спорта. Такая возможность существовала в Институте физкультуры, который я и закончила по кафедре Психология спорта. Врачом я не была ни одного дня, сразу же пошла в спортивную психологию. После отучилась в аспирантуре Института общей педагогической психологии. Делала диссертацию на материале сборных команд СССР. Потом даже возглавляла Психологическую службу спорта СССР. Заведовала самым тогда главным в Союзе подразделением - лабораторией психологии спорта высших достижений в НИИ физической культуры. Читала научную литературу по психологии спорта, стала профессором. Преподавала методы групповой психотерапии в том числе в МГУ, то есть все время занималась профильными для меня вопросами практической психологии.

- А как произошел переход от психологии спорта к психологии бизнеса?

- Это случилось в конце 80-х, когда мы начали интересоваться американской практической психологией. В СССР стали приезжать известнейшие специалисты, мировые имена психотерапии - Роджерс, Франкл, Витакер, Сатир... С 1983-1984 годов параллельно с психологией спорта я занималась так называемыми группами развития, уже платными. Была организована первая в Советском союзе психологическая консультация на Погодинке, дом 20/5 при МГУ. Мы первые в СССР стали брать деньги - десять рублей за консультативный час психотерапии. Это был прорыв: начались тренинги, групповая работа, консультирование при участии иностранных специалистов и по их методикам. В результате в 1987 году, как только было разрешено кооперативное движение, мы организовали кооператив практической психологии «Интеракт» при МГУ. Первый в Советском союзе тренинг на тему «Психологические основы делового общения» мы провели в Центре подготовки менеджеров Плехановской Академии в декабре 1987 года с директорами - первыми лицами советского бизнеса.

- Потребность была высокой?

- Мы сами ее формировали. Люди еще не очень хорошо понимали, что такое эти тренинги. Тренинг длился 5 дней, впервые использовалась видео-аппаратура, по тем временам это было нечто фантастическое. Мало кто представлял, что можно сразу же получить обратную связь - - как ведешь переговоры, слушаешь другого, проводишь мозговой штурм.

После прохождения такого тренинга практически каждый из тех директоров, которые были в группе, захотел нечто подобное и у себя на предприятии. Люди были со всего Союза - из Армении, Казахстана, Узбекистана, из Москвы и Горького... Так мы начали заниматься соответствующими проектами во всесоюзном масштабе. И так мы формировали эту потребность.

- Кто такие «мы»?

- Я и мой партнер Владимир Столин, профессор Московского государственного университета. С ним мы и организовали кооператив. Потом, как только разрешили совместные предприятия, в 1989-м, было организовано советско-американское СП - ЭКОПСИ. С американской стороны участвовал Нью-Йоркский университет, с российской – МГУ и наш кооператив «Интеракт». Мы получили возможность вывозить на семинары в Америку группы наших менеджеров и в то же время привозить специалистов оттуда и организовывать семинары здесь. А в 1991 году после длительных переговоров создали акционерное общество с самой крупной и самой старой в мире компанией по психологическому консалтингу RHR-International.

Благодаря коллегам из США мы овладели методикой индивидуального психологического ассессмента. С течением времени уровень наших клиентов становился все выше. Это были первые лица крупных компаний, в основном те, которые создавали свой бизнес с нуля. Итак, в 1987 году я была директором психологического кооператива «Интеракт», потом с 1989 генеральным директором СП ЭКОПСИ, с 1991-го - гендиректором RHR-International, наконец, в 1999 году создала свою авторскую компанию «ММ-Класс». Основой моей профессиональной философии является персонологический подход и работа с первыми лицами, «авторами» организаций, реально принимающими решения и несущими за них ответственность. Наши клиенты – руководители, для которых люди – самый главный и ценный стратегический ресурс. Именно таким первым лицам необходим коучинг, которым я сейчас активно занимаюсь.

- Каково ваше определение бизнеса и бизнесменов?

- Business в переводе - это дело. А бизнесмен - это человек, который занимается бизнесом, то есть делом, и зарабатывает деньги. Какие еще могут быть определения, я не представляю.

- Интересно, что сами бизнесмены не любят себя так называть. Они больше предпочитают слово «предприниматель».

- Предприниматель или менеджер - это бизнесмен, человек, занимающийся делом. Данное определение может нравиться или нет, но это так. Вероятно, для многих слово «бизнесмен» субъективно несет какой-то дополнительный смысл.

Бизнесменов можно в свою очередь условно разделить на предпринимателей и менеджеров. Причем предпринимателем может называться как владелец ларька, так и собственник огромной миллиардной компании. Предприниматель - это тот, который развивает бизнес, создает новое дело, «захватывает» новые пространства. Вокруг предпринимателя царят вдохновение, предвидение, высокие мотивы, устремления, желания. Это вихрь, эпицентр перемен, который увлекает одних людей, удивляет других, вызывает зависть и ненависть третьих, но никого не оставляет равнодушным.

Если сравнить бизнес-сферу с театром военных действий, то предприниматель – это тот человек, который с саблей наголо первый влетает на гору, чтобы взять высоту. Но он не комендант, который потом остается в захваченном городе, чтобы наладить мирную жизнь. Он боец, воин, захватчик, герой внезапных атак, герой войны, а не мирной жизни. Менеджер же - совершенное другое. Он занимается организацией, стабилизацией, управлением уже существующего. Когда город взят, обязательно встает вопрос, как им теперь грамотно управлять. И тут на смену бесстрашному главнокомандующему приходит скромный градоначальник, то есть менеджер.

Без хорошего управления сложную производственную структуру ждет неминуемый хаос, несущий угрозу самому ее существованию. И когда предприниматель создал дело, необходимо согласовать и упорядочить все внутренние процессы. Для этого нужен грамотный менеджер. Менеджер – это человек, которому предстоит все структурировать, как в головах людей, так и в бизнесе.

- Может ли менеджер стать собственником?

- Может, если, например, выкупит акции. В свою очередь предприниматель тоже может стать менеджером. Он основал бизнес, потом начинает им управлять.

- В чем разница между владельцем компании и менеджером, который является наемным работником?

- Ответ здесь лежит на поверхности. Владелец рискует всем: это его дело, его детище, и он несет ответственность перед всеми людьми, которые работают в его компании. Он несет ответственность перед самим собой, перед своим делом. Если он что-то неправильно рассчитал, то может потерять вообще все. Я с такими случаями встречалась неоднократно.

Чем рискует менеджер? Только своей заработной платой и, конечно, именем. Он может пускаться в разные авантюры, начинать разные рискованные проекты, но если ничего не получилось, он говорит: у меня не получилось. И все! Иногда менеджеры приходят к владельцам и говорят: дайте мне на полгода управление вашей компанией. Владелец отвечает: нет, дорогой, ты будешь отчитываться передо мной каждый день. Менеджер искренне не понимает: нет, ну какая же это свобода действий, вы не умеете делегировать полномочия... На самом деле делегирование полномочий - дело весьма относительное. Владелец их делегирует лишь до такой степени, пока не подвергаются опасности его бизнес, жизнь и капитал.

- Существует мнение, что сейчас менеджером становиться выгоднее. Потому что зарплата хорошего топ-менеджера часто сопоставима с доходами собственника.

- Даже более того. Из моего опыта - зарплаты у многих наемных генеральных директоров выше, чем прибыль некоторых предпринимателей. Иногда владельцы компаний, устав от ответственности, связанной с собственностью, продают свой бизнес и идут в наемные работники. Но другим органичнее быть лишь владельцами. Таковы многие мои клиенты, которым, я уверена, и в страшном сне не приснится, что они могут пойти на кого-то работать. И если они, не дай Бог, разорятся, то, конечно, будут создавать новый бизнес. Они психологически не способны быть наемными исполнителями, даже на высоких позициях и с высокой зарплатой.

- Существует ли идеальный возраст для топ-менеджера?

- Для предпринимателя тем лучше, чем он моложе, смелее, активнее и авантюрнее. А у генерального директора должно быть больше стабильности, и возрастом он должен быть постарше. Ему нужно обладать определенной мудростью, чтобы управлять людьми. Иными словами, речь идет об умении семь раз отмерить, один - отрезать. Что же касается предпринимателей, там совсем другие качества. Не случайно предпринимательские идеи чаще всего приходят в голову молодым, а успешными менеджерами становятся все-таки в более зрелом возрасте. По нашей Конституции президентом страны не может быть человек моложе 35 лет. Я уверена, что и хорошим консультантом тоже раньше стать невозможно. Я бы лично не пришла к консультанту моложе 35-ти, который еще не набил шишек в своей жизни, не испытал каких-то личных проблем - крушений, разочарований, неудач и не приобрел опыта их успешного решения. Консультант, как и менеджер, должен быть склонен к анализу, системному взгляду. И то, что хорошо в молодости - быстрота, натиск, энергия, эмоции, - со временем сменяется другими качествами: спокойствием, уравновешенностью. То есть по аналогии - так же, как я не пойду к неопытному консультанту, так и многие предприниматели не доверят свою компанию слишком молодому менеджеру.

- На ваш взгляд, насколько легко сегодня войти в бизнес?

- Успешным быть всегда трудно, но сейчас, безусловно, труднее. Потому что когда начинался российский бизнес, было много разных вариантов. Это и буквально лежавшие на дороге куски государственной собственности, которые надо было лишь подобрать, и огромное количество незаполненных ниш в сфере услуг, например, в торговле. Сейчас найти незанятую нишу сложнее.

Когда мы приехали в Америку в середине 80-х, нам говорили, что главное здесь - понять, чего еще нет и что нужно людям. Тот, кто это придумает, становится богатым. Тогда мне это казалось удивительным: надо же, как интересно, до чего люди в Америке дожили. Так сейчас и в России.

- Один из предпринимателей подал такую идею: нужно поехать в Лондон, посмотреть, что есть там такого, чего нет у нас - и перенести это в Москву.

- Скорее, наверное, не просто чего нет, а что будет востребовано. Может так оказаться, что для какого-то товара или услуги еще не пришло время, и нужно эту потребность формировать.

- В общем, в 90-е начинать было легче?

- С одной стороны, да. А с другой, вспомним "бандитский беспредел" того времени. Тут все относительно. Везде есть свои плюсы и минусы. Сейчас сложнее начать бизнес, зато больше ясности с законами, меньше риска не только для бизнеса, но и для жизни.

- Тип авантюрного предпринимателя ушел на второй план?

- Настоящий предприниматель всегда авантюрен. Он рискует, придумывает что-то, что не лежит на поверхности. Именно это и делает его успешным.

- Роль риска и авантюры, получается, очень велика?

- Риск, авантюра, смелость, азарт - все это и есть настоящий предприниматель. Те, кто обладают этими качествами - плюс высочайший интеллект, - и сейчас добьются успеха, и сейчас найдут, где та узенькая площадка, на которой они могут себя применить. Поэтому по-настоящему талантливые люди всегда смогут это сделать.

- Кто шел в бизнес в 90-е?

- Все, кому надо и кому не надо. А сейчас уже люди понимают: лучше, например, пойти исполнительным директором. Было время, когда спрашивали: "А твой сын бизнесом занимается?" И если ты отвечал, что нет, смотрели на тебя с сожалением.

Постепенно приходят к пониманию, что совершенно не обязательно иметь свой бизнес, не обязательно быть предпринимателем - нужно заниматься тем, что соответствует твоей натуре. Сейчас опять возросла роль высших учебных заведений, опять стали читать книги и даже защищать диссертации.

- Раньше многие шли в бизнес от безысходности.

- Скорее на азарте революционной волны. Казалось, каждая кухарка может управлять государством. Вообще-то, в бизнес от безысходности я не очень верю. А вот в азарт - верю. Революция всегда порождает много энергетики. Каждый думает, что способен стать Наполеоном. Потом, конечно, оказывается, что это далеко не так…

- А как менялось отношение общества к бизнесу?

- Общественное сознание вообще меняется медленнее, чем экономика. Хотя у нас, я считаю, уважительное отношение к людям, которые занимаются своим делом, стремительно растет. Эволюция общественного мнения идет даже быстрее, чем в других странах в аналогичные периоды. Но, к сожалению, никуда не денешь человеческую зависть и жадность. Люди иногда думают про успешного бизнесмена: «случайно оказался в нужном месте в нужное время, а вот мне не повезло…» Но ведь если человек там оказался, то, значит, он до этого места хотя бы дошел - а ты так и просидел дома. Поэтому я считаю, что у нас все движется в правильном направлении. И сегодняшнее отношение к предпринимателям несопоставимо с тем, как относились к ним в конце 80-х - начале 90-х.

- Как развивались взаимоотношения государства и бизнеса?

- Я не специалист в макроэкономике. Для меня эти отношения никак не менялись, поскольку моя компания практически не контактирует с государством. Понятно, что для тех, кто имеют какое-то отношение к государственным ресурсам - идет ли речь о сырье или о бюджетных деньгах, - это, наверное, очень важно. Но для остальных взаимоотношения с государством актуальны в гораздо меньшей степени.

- Бизнесмены говорят, что постоянно меняются правила игры, и очень трудно бывает подстроиться.

- В этом одна из особенностей России. Но именно в такой ситуации сильные и активные люди, обладающие предпринимательской энергетикой, и зарабатывают.

- Как менялась в нашей стране культура партнерских отношений?

- Я считаю, что сейчас она достаточно высока. Во-первых, в бизнесе все меньше случайных людей. Во-вторых, мы научились документально оформлять свои договора и отношения. В-третьих, при всей «законодательной чехарде» сейчас все-таки уже существует определенная законодательная база. В каждой компании есть юристы, – и, если 10 лет назад само слово "суд" вызывало содрогание, то теперь организации привычно судятся, и все это происходит достаточно цивилизованно. Но, конечно, это бы все не работало, если бы бизнес не понял, что обязательства выгоднее соблюдать. Сегодня уже сформированы деловые сообщества. В каждом секторе рынка люди знают друг друга, знают, с кем можно иметь дело, а с кем нельзя.

- На ваш взгляд, какая самая большая проблема российского бизнеса?

- Кадровый голод. Людей не хватает. Иногда по этой причине берут даже тех кандидатов, которые по многим характеристикам не отвечают предъявляемым требованиям. Отсюда и проблемы.

- А где же активное поколение тридцати-тридцатипятилетних?

- Ну как где. Пошли охранниками, или торговать, или еще куда-то. Огромное количество молодых здоровых мужиков поднимают шлагбаум или раздают квиточки на стоянках. Много работоспособных людей выпало в 90-х из сферы профессиональной подготовки. Это одна из главных наших проблем. Я с этим сталкиваюсь постоянно в работе со своими клиентами.

- Вы много общались с американскими партнерами. Можете сравнить российских и западных предпринимателей?

- Скажу лишь о некоторых особенностях. Совсем недавно я проводила семинар в Германии, в котором участвовали топ-менеджеры транснациональной компании из разных стран. А перед этим было аналогичное мероприятие с российскими участниками. В чем я увидела главное отличие? Западники в процессе коммуникации действуют достаточно однозначно, и, соответственно, в их бизнес-отношениях меньше иррационального. Есть указание владельца - менеджер его и воспринимает как указание и старается исполнить его как можно быстрее и эффективней, продумав, какие для этого нужны ресурсы. У нас же сразу возникает очень много "психологии". Намного больше, чем нужно для дела. В России каждый человек может, если, например, ему не нравится заместитель генерального, придумать тысячи способов и причин не взаимодействовать с этим замом. У нас много в отношениях личного. Вот мы все гордимся русской душой, нашим психологизмом, а, в общем-то, на уровне бизнес-отношений поменьше бы этой души и этой психологии. Часто возникают какие-то "подводные" отношения, имеющие скрытый смысл: человек говорит одно, понимать под этим следует совершенно другое, а делает он уже третье. И большое мастерство для владельца компании понять, что вкладывает человек в свои слова, зачем он это говорит и что получится в результате.

- Мы должны у них научиться этому рационализму?

- Придет само собой, и соответствующие процессы уже начались. Главное - самому руководителю понимать, что чем он будет понятнее и однозначнее, чем скорее он научится вести бизнес "без двойного дна", тем скорее в его компании возникнет цельная корпоративная культура, которую органично воспримут сотрудники.

- Отношение Запада к российскому бизнесу на протяжении последних пятнадцати лет менялось?

- Мне не очень понятен этот вопрос. Что такое Запад? Есть конкретные страны и конкретные люди, которым может быть выгодно или невыгодно вкладывать деньги в российскую экономику. Сейчас я вижу, что достаточно много серьезных западных бизнесменов инвестируют средства в Россию. Если у нас в России ставка рефинансирования больше, конечно, они попытаются развивать здесь перспективные направления бизнеса. Больше ли сегодня оттуда приезжает аферистов? Помню, в начале 90-х годов существовало огромное количество иностранцев, которые выдавали себя за великих предпринимателей. И мы их воспринимали всерьез только из-за нашей безграмотности. Сегодня такие есть? Конечно. Но я же не социолог, не политолог, не экономист, я вижу, с каким большим количеством серьезных иностранных бизнесменов взаимодействуют мои клиенты. Заключаются ли здесь серьезные соглашения? Заключаются. Больше ли их становится? Больше. Но статистика - это надо у специалистов спрашивать.

- Насколько напряжен ваш рабочий день?

- Иногда он начинается с 7 утра, а заканчивается порой в полночь. Иногда чуть раньше - в десять вечера.

- Хватает ли свободного времени?

- Естественно, не хватает.

- Иными словами, вы - трудоголик?

- Трудоголик - это вроде как человек, зависимый от чего-то, в данном случае от работы. А я не испытываю какой-то зависимости. Совершенно спокойно на отдыхе могу обходиться без работы, и мне не будет скучно «с самой собой». Безусловно, мне очень нравится моя работа, Если вспомнить Фрейда, он говорил, что счастливый человек – это тот, кто может работать и любить.

- То есть вы получаете удовольствие и от работы, и от отдыха?

- Да. Только отдыхаю мало. Удовольствие от работы нельзя заменить ничем. Поэтому на вопрос о хобби я отвечаю – моя работа.

- За время предпринимательской деятельности изменилось ли у вас отношение к бизнесменам, с которыми вы работаете?

- Я сейчас их больше знаю, еще больше уважаю и восхищаюсь их энергией, азартом, увлеченностью и талантом.

СПРАВКА

Компания ММ-КЛАСС работает в сфере корпоративной психологии. Все ее консультанты - профессиональные психологи с многолетним опытом. 20 лет назад работа начиналась в клиниках, в психологических консультациях, спортивных командах, производственных коллективах. С конца 80-х стали проводиться первые видеотренинги, обучающие и консалтинговые программы для руководителей крупных государственных структур. В начале 90-х важным элементом этих программ стал индивидуальный психологический ассессмент - оценка психологических качеств руководителей, их возможностей и ограничений, потенциальных направлений развития.

Основой профессиональной философии компании является приоритет персонологического подхода в противоположность идее системно-структурных преобразований. В ММ-КЛАСС считают, что организация определяется людьми, и в первую очередь ее руководителем. В фокусе работы консультантов - конкретные люди в конкретной организации.

В числе основных услуг компании: коучинг, разработка миссии и стратегии организации, психологический ассессмент организации, работа по построению команды, формирование имиджа компании, индивидуальный психологический ассессмент (развитие, оценка, экспресс-диагностика), корпоративный психологический тренинг, индивидуальное психологическое консультирование и психотерапевтические услуги.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net