Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

17.02.2005 | Иван Ярцев

ГОСУДАРСТВО ВОЗВРАЩАЕТ МОНОПОЛИЮ НА НЕФТЬ?

Россия подает инвесторам все более противоречивые сигналы. После того как на днях один из руководителей Shell сообщил прессе, что его компания сворачивает свою деятельность в России, и уже на следующий день эту информацию опровергла официальная пресс-служба нефтяного гиганта, свое мнение по поводу деятельности иностранных нефтяников на территории Российской Федерации решил высказать почему-то глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Проблема взаимоотношений российских властей и представителей нефтяных негосударственных компаний становится в последнее время все более актуальной. После того как практически завершилась та часть "дела ЮКОСа", которая касалась собственно нефтяной компании, власть переключила свое внимание с "Юганскнефтегаза" на зарубежных нефтяников, работающих в России на условиях договора о СРП, который, как сегодня считается, для государства не выгоден.

Финансовые претензии были выдвинуты к международному гиганту Shell, участвующему в разработке нефтегазовых проектов "Сахалин" на Дальнем Востоке. Затем по похожей схеме были выдвинуты претензии и к французской Total.

После развития чиновниками такой бурной активности новость о том, что Shell собирается продавать свою долю в проектах на Сахалине, никого, в общем-то, не удивила. Правы или нет в своих претензиях российские власти, тут уже не столь важно - западные компании редко работают в странах, где их заставляют платить дополнительные деньги. И официальное опровержение может быть вызвано законным желанием Shell, уходя, продать как можно дороже свою долю в проектах - компании невыгодно говорить о сделке до того, как она заключена.

Но если иностранные нефтяные компании действительно будут уходить с российского рынка, возникает вопрос, кто придет им на смену. Кто выкупит их доли в различных проектах, принимая во внимание? Идет ли речь о других иностранных компаниях, с которыми российские власти смогли наладить взаимодействие более успешно?

Думается, что если это будут иностранцы, они вряд ли согласятся менять условия своей работы в России - договор об СРП действительно удобная и выгодная форма работы для инвестора. В таком случае более вероятен вариант, когда доли иностранной компании выкупят российские нефтяные компании. Причем, скорее всего, как и в случае с "Юганскнефтегазом", это окажутся либо полностью государственные компании, либо бизнесмены, "близкие к власти", которые согласятся отказаться от работы в рамках ранее заключенного договора на условиях СРП.

Видимо, именно в свете вероятности постепенного перевода всего нефтяного бизнеса в России на "государственные рельсы" и надо рассматривать неожиданное заявление главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, который ранее работал в Центробанке, а до этого в Минфине и не был замечен тесных связях с нефтедобычей. По словам Вьюгина, при решении вопроса об участии иностранцев в разработке российских месторождений нужно руководствоваться соображениями эффективности. "Вопрос в том, справятся ли российские компании с тем, чтобы эффективно добывать ресурсы и развивать добычу, ведь это требует огромных денег и профессионализма, - отметил глава Федеральной службы по финансовым рынкам. - Есть случаи, когда российские компании добывали нефть хищнически, то есть откачивали 40-60 процентов, лишь бы скорее поднять, отправить на экспорт и получить деньги. Иностранцы, как правило, откачивают хорошо. При этом государство в состоянии довольно жестко контролировать добычу".

"Каждая страна проблемы добычи полезных ископаемых решает по-своему: кто-то держит государственные компании, кто-то продает контрольный проект международным корпорациям, - вопрос в эффективности", - отметил Олег Вьюгин, тем самым, указав на наиболее вероятный путь развития событий, который он, судя по его предыдущему высказыванию, не считает единственно возможным, а главное - правильным.

В верхах сегодня, судя по всему, идет противоборство, в ходе которого либеральная часть правительства стремится отстоять решающую роль частного капитала в нефтянке, в то время как так называемые "питерские силовики" и их сторонники добиваются постепенного возвращения нефтяной отрасли в государственную собственность. Надо отметить, что уровень присутствия частного капитала в нефтяной отрасли России один из самых высоких в мире, даже учитывая покупку "Юганскнефтегаза" "Роснефтью". Однако, судя по тенденциям, в ближайшие годы положение может кардинально измениться.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net