Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

03.07.2006 | Светлана Самойлова

Виктор Иванов получил свой «национальный проект»

26 июня президент России Владимир Путин подписал указ о содействии соотечественникам, переселяющимся в Россию из-за рубежа. Как сообщил глава государства на традиционном совещании с членами правительства, этим документом «утверждена государственная программа по оказанию содействия соотечественникам, утвержден план по реализации программы, образована межведомственная комиссия». Главой комиссии назначен помощник президента Виктор Иванов.

27 июня, выступая на встрече с российскими послами, Владимир Путин значительную часть своего выступления посвятил именно проблемам защиты прав соотечественников. Фактически он обозначил три задачи программы: решение демографической проблемы, приток рабочей силы и развитие экономики страны. Правда, в словах президента проявилось некоторое противоречие. С одной стороны, он заступился за права «соотечественников», которые, как выяснилось в ходе одного из его телеинтервью, не могут получить российское гражданство. С другой стороны, он обозначил потребность России в иммигрантах, которые должны отвечать определенным критериям: «чтобы люди приезжали нужные стране, законопослушные, уважающие нашу страну и расселялись там, где нужно для России. Занимались соответствующими видами деятельности, нужными для развития экономики страны». Иными словами, речь идет не о либерализации законодательства для иммигрантов, а о шагах по решению государственных задач в социально-экономической сфере.

Виктор Иванов, который считается одной из самых близких фигур к Владимиру Путину и представителем «силовой» группы, давно занимается вопросами миграции и гражданства. Во время первого президентского срока он выступал, напротив, за ужесточение порядка предоставления российского гражданства. Тогда это во многом было оправдано: с 1991 года действовал максимально упрощенный порядок получения гражданства. По логике Кремля те, кто хотели воспользоваться своим правом, имели много времени, чтобы сделать это. В 2001 и 2002 гг. законодательство было значительно ужесточено.

Однако уже через год, в 2003 году, законодательство пришлось пересматривать, а депутаты, голосовавшие за него, говорили, что закон «О гражданстве» оказался гораздо либеральнее, чем ожидалось. Тогда же наблюдатели говорили о поражении Виктора Иванова, который выступал против смягчения законодательства. Задача новых поправок была вполне ясна: во-первых, накануне выборов Путин мог завоевать симпатии родственников претендентов на российское гражданство, которые уже давно не могли добиться его получения. Во-вторых, поправки позволяли легализовать часть мигрантов, направляющихся в Россию для работы. Несмотря на то, что приезжие весьма негативно воспринимаются русскоязычным населением России, ощущается дефицит дешевой рабочей силы, которая получает возможность работать в стране на законных условиях. В-третьих, законопроект позволял создать более благоприятные условия для привлечения граждан СНГ в службу в ВС России по контракту. В то же время даже после смягчения законодательства коридор для притока мигрантов сохранялся достаточно узким. Это способствовало росту незаконной миграции и препятствовало притоку квалифицированной рабочей силы.

Сейчас эти причины частично более актуализированы на фоне новых задач, которые ставит президент. Появился новый «мега-проект» - «демография», который требует притока «новой крови», актуальной остается задача экономического роста (пока не удается добиться необходимых темпов для удвоения ВВП), есть проблема дешевой рабочей силы в строительном секторе, что важно для реализации национального проекта «Доступное жилье», а также в секторе АПК. Наконец, нынешние действия являются продолжением прошлогоднего решения об амнистии для незаконных мигрантов.

Помимо социально-экономических причин, есть и политические. Тема соотечественников активно используется националистами. Кроме того, «легализация» гражданства России – более понятный населению метод привлечения рабочей силы, чем легализация мигрантов, к которым в России отношение часто напряженное. Наконец, призыв вернуться на Родину выгоден Кремлю и с геополитической точки зрения: тем самым, Россия подчеркивает собственную состоятельность.

Нынешняя государственная программа юридически предоставляет возможность вернуться в Россию практическим любому гражданину бывшего СССР. Как сообщает «Коммерсант», таковыми считаются не только граждане России, постоянно проживающие за границей, но и бывшие граждане СССР и получившие гражданство стран, входивших в состав Советского Союза, эмигранты из СССР, РСФСР и России, ставшие гражданами других иностранных государств. Более того, соотечественниками признаются и их потомки, за исключением потомков «лиц титульных наций иностранных государств». Стать участником программы соотечественник сможет добровольно при условии, что он «осознанно выберет место проживания и работы в России». При этом потенциальные «места обитания» переселенцев разделены в программе на три категории: «А» -- стратегически важные приграничные территории, «Б» -- территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, и «В» -- так называемые нуждающиеся территории (с высокими экономическими показателями, но стремительно теряющие население). Выбирая пункт вселения, соотечественник должен иметь в виду, что лишь территории класса «А» сулят ему полную господдержку. Соотечественники класса «Б» лишатся пособия по безработице, а класса «В» не смогут рассчитывать даже на «подъемные». При этом деньги выдаются лишь на постоянное проживание в выбранном регионе - тем, кто через два года передумал, придется возместить затраты на ассимиляцию.

Потенциальная база возвращенцев максимально расширена. Однако в действительности реализация программы может не принести ощутимых результатов. Во-первых, очень многие бывшие граждане СССР уже обустроились в других странах и вряд ли захотят менять место жительства. Как сообщают «Ведомости», приток мигрантов сократился с 3,6 млн человек в год в 1995-1998 гг. до 0,6 млн в 2002-2005 гг. Во-вторых, основные расходы лягут на плечи региональных властей, которые традиционно выступают против повышения социальной нагрузки на бюджеты. В-третьих, между регионами будет действовать квотный принцип, и наиболее привлекательные территории окажутся недоступными, в то время как более бедные – невостребованными.

Судя по всему, программа может оказаться интересной для специалистов, которые могут зарабатывать достаточные средства для жизни (не сильно зависят от пособий) и при этом рассчитывают на более успешную карьеру в России. Однако ожидать массового притока не приходится. Важно также отметить, что данная программа по своим масштабам схожа с уже существующими национальными проектами, и тот факт, что его возглавил Виктор Иванов, свидетельствует о получении им дополнительного аппаратного ресурса.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net