Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

25.08.2006

Иран я или право имею?

На этой неделе секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани встретился с послами стран-посредников - Великобритании, Китая, России, Франции и Германии, а также Швейцарии, представляющей интересы США, - и передал им официальный ответ Тегерана на пакет международных инициатив по сворачиванию иранской ядерной программы, предложенный "шестеркой" посредников в июле этого года. Содержание иранского ответа пока не разглашается, но, по неофициальным данным, он содержит ряд контрпредложений и "новую формулу" решения существующих между Ираном и западом разногласий. По мнению экспертов, практически не осталось сомнений в том, что Тегеран не намерен подчиняться требованию Совбеза ООН и отказываться от обогащения урана на своей территории. В то время как согласно резолюции Совета безопасности иранская программа должна быть свернута до 31 августа, в противном случае к стране будут применены санкции. Комментарий директора Института стратегических оценок и анализа, главного редактора журнала «Вестник аналитики» Вагифа Гусейнова:

- Какие контрпредложения могут содержаться в иранском ответе? Могут ли они быть приняты, то есть на какие уступки готово пойти международное сообщество, чтобы не довести ситуацию до крайности?

- Что конкретно содержится в иранском ответе, в настоящий момент сказать весьма сложно (по утверждениям наблюдателей, Тегеран передал ответ с условием неразглашения его содержания). Иран может потребовать от ЕС разъяснений по некоторым пунктам июньских предложений «тройки» и выступить с инициативой свернуть свои ядерные исследования при достижении 5-процентного уровня обогащения урана.

Относительно возможности принятия мировым сообществом предложений Ирана надо сказать, что в настоящий момент мнения основных участников дискуссии по этому поводу разделились. Россия и Китай выступают за необходимость тщательного изучения представленного Тегераном 22 августа документа, США настаивают на санкциях, Франция колеблется. В этом политическом контексте сторонам приведется искать точки соприкосновения, что может выразиться в принятии паллиативного решения, например, введения против Ирана «мягких» санкций. В любом случае этот шаг будет предварять длительный переговорный процесс.

- Какие санкции могут быть применены к Ирану? Какие последствие может повлечь за собой их применение?

- Как уже говорилось выше, в отношении Ирана на первых порах могут быть применены так называемые «мягкие санкции», которые не коснутся его энергетического сектора (любой иной проект резолюции Россия и Китай, скорее всего, «заветируют»). В этом случае речь пойдет о запрете на поставки в Иран технологий, которые могут быть использованы для развития его ядерной программы, и препятствовании передвижениям по миру иранских руководителей. Никаких серьезных последствий эти шаги мирового сообщества, помимо еще большего углубления ирано-американских противоречий, иметь не будут.

- С одной стороны, Иран декларирует готовность идти на уступки и заявляет, что готов начать переговоры. С другой стороны, отвергает те уступки, которые ему уже предложены. В частности, в обмен на отказ от программы обогащения урана европейские страны предложили Ирану ядерный реактор на легкой воде, а США выразили готовность поделиться ядерными разработками и технологиями. Кроме этого, Ирану были обещаны поощрения экономического и дипломатического характера. Чем объясняется непоследовательность иранского руководства? Можно ли упрекнуть в непоследовательности противоположную сторону? Как можно охарактеризовать позицию России по этому вопросу?

- Обвинять Иран в непоследовательности несколько преждевременно, поскольку до сих пор неизвестны детали европейских инициатив. По крайней мере, многие наблюдатели отмечают, что Иран выявил в пакете предложений тройки ряд несоответствий (например, утверждается, что в одном случае говорится о неотъемлемом праве Ирана на развитие мирной атомной энергетики, а чуть ниже говорится о том, что Тегеран обязательно должен приостановить развитие своей ядерной энергетики). В целом же необходимо отметить, что Иран будет активно бороться за свою ядерную программу, поскольку она является для него, во-первых, пропуском в мир развитых индустриальных держав, во-вторых, служит некоей гарантией от вооруженного вторжения, в-третьих, стала разновидностью национальной идеи (как в нашей стране в свое время освоение космоса).

Россия в иранском вопросе занимает объективную позицию. Существует Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который разрешает его участникам развивать ядерные технологи в экономических целях. В этой связи Иран имеет на это такое же право, как и все остальное мировое сообщество. Другое дело, что вопросы вызывают некоторые заявления иранского руководства, порождающие опасения, что Тегеран может нарушить условия ДНЯО.

Кроме того, у России есть и свои экономические интересы в Иране - освоение энергетического сектора страны и продолжение сотрудничества в ядерной области, а также ей небезразлична политическая и военная ситуация на ее южных рубежах.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net