Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

05.03.2005 | Максим Шилов

ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРАДКОВА: САМОЕ СОВЕТСКОЕ ИЗ ВСЕХ РОССИЙСКИХ

5 марта, ровно год назад Михаил Фрадков был назначен председателем правительства. Как помнят все, кто интересуется политикой, это назначение было совершенно неожиданным, никто из аналитиков не называл имя российского представителя при ЕС в качестве кандидата в преемники Михаила Касьянова. Но теперь прошел год, и можно подводить некоторые итоги… Начнем с "плюсов" - а они, как ни странно, есть. Экономисты, анализируя год работы нового кабинета, отмечают, что правительство наконец-то начало работать с регионами. Правительство Касьянова с регионами практически не работало, замкнув эту деятельность на Госсовет и администрацию президента. Взаимодействие прежнего правительства с субъектами федерации на девять десятых сводилось к межбюджетным отношениям.

Михаил Фрадков создал в аппарате правительства специальный "региональный департамент", создано новое Министерство регионального развития. Эти структуры замкнули на себя региональный мониторинг и региональную политику. Впрочем, региональное измерение правительственной политики во многом еще пребывает в области благих пожеланий. В целом пока эта работа развертывается крайне медленно.

В сфере проведения экономических реформ Михаил Фрадков, а вернее стоящие за ним экономисты из правительственного аппарата (такие, как Михаил Копейкин и Андрей Белоусов) резко изменили подходы, что отчасти объясняет задержку в утверждении среднесрочной экономической программы. При Касьянове акцент в реформаторской деятельности был сделан на составлении законопроектов. До 2004 года считалось, что реформы - это главным образом правильные законы. Команда Фрадкова перенесла акцент на реализацию законов, то есть на создание организационных механизмов и их обеспечение финансовыми ресурсами. Кульминацией этого стал нынешний бюджетный цикл, когда Греф начал жестко требовать от всех министерств, чтобы они представляли разрабатываемые реформы только в виде конкретных проектов, по единообразной жесткой схеме: цели - задачи - мероприятия - организационные механизмы - необходимые ресурсы - риски. Как говорит внештатный советник Михаила Фрадкова Андрей Белоусов, в правительстве сделали "фантастическое" открытие - оказывается, реформы стоят денег. Правда, теперь может выясниться, что у нас не хватит денег на все планируемые реформы.

Большой шум в экономических кругах вызвало требование Михаила Фрадкова составлять отраслевые стратегии развития. Очевидными сильными сторонами России с точки зрения мировой конкурентоспособности являются наука, образование, высокие технологии, обеспеченность энергоресурсами, транзитный и агропромышленный потенциал. По каждому из этих направлений были разработаны стратегии развития, которые дальше развертываются в пакет федеральных целевых программ. По сути, это стратегии реализации нашего конкурентного потенциала. Всего таких стратегий десять, и по каждой из них премьер-министр проводил совещания. Правда, Герман Греф утверждает, что все эти отраслевые стратегии пока крайне сырые.

Наконец, с именем Михаила Фрадкова связывают идею частно-государственного партнерства, новых форм взаимоотношений государства и бизнеса. Речь идет об отработке механизмов взаимовыгодного участия государства и бизнеса в крупных проектах. По мнению ректора высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в заслугу правительства Фрадкова надо поставить смелость в осуществлении ряда реформ. Оно начало административную реформу. Оно провело смелую социальную реформу. Оно начало дискуссию о возможности использования стабилизационного фонда и о формировании отраслевых стратегий, в рамках которых государство может софинансировать некоторые инвестиционные проекты. Таким образом, в актив правительства Фрадкова можно записать, что оно приступило к действиям, к которым правительство Касьянова не хотело или не могло приступить.

Однако нельзя сказать, что по всем этим позициям правительство Фрадкова добилось решительного успеха. Кроме того, нарастает ощущение, что правительство перестало быть местом, где принимаются решения. Мы явственно ощущаем, что важнейшие решения, ключевым образом влияющие на экономическую политику, принимаются не в правительстве, а в администрации президента. Таким образом, мы вернулись к старой советской ситуации, когда есть совет министров и есть ЦК КПСС, который принимает решения, но не несет ответственности. Разумеется, к последнему советскому правительству Николая Рыжкова нельзя было предъявлять тех претензий, которые предъявлялись к правительствам России от Гайдара и до Касьянова. Но при Фрадкове мы вернулись к той ситуации, от которой ушли в момент краха Советского Союза.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net