Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.11.2005 | Татьяна Становая

ВИЗИТ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В ЯПОНИЮ

20-22 ноября состоялся визит президента России Владимира Путина в Японию. Визит Владимира Путина включал в себя прием у императора Акихито, переговоры с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, встречи с японскими парламентариями, бизнес-сообществом, а также руководителем оппозиционной Демократической партии Японии Сэйдзи Маэхарой.

Визит в Японию откладывался несколько раз. Например, президента России ждали в Японии в январе этого года - именно в тот день, когда там должны были широко отмечать 150-летие двустороннего договора о торговле и границе, по которому Южные Курилы принадлежали Японии. Договор был подписан 7 февраля 1855 года, и именно этот день парламент Японии объявил в 1981 году "Днем северных территорий". Таким образом, получалось, что визит президента проходил бы на весьма проигрышном для него фоне.

Главной политической проблемой в отношениях двух стран продолжает оставаться территориальный спор по Курильским островам. В действительности основное содержание позиции России по проблеме Курил в течение последних полутора десятилетий продолжает оставаться неизменной - меняются лишь акценты. В соответствии с ней, Россия признает лишь Декларацию 1956 года, по которой два острова Курильской гряды - Шикотан и Хабомаи - передаются Японии после подписания мирного договора.

Позиция Японии также остается неизменной: подписание мирного договора с Россией последует лишь за определением принадлежности всех четырех южнокурильских островов. При этом Япония ссылается на Токийскую декларацию 1993 года, по которой Япония и Россия объявляют о намерении разрешить проблему принадлежности северных территорий и подписать мирный договор (иными словами признается спорность территорий). Сейчас публичная позиция Кремля стала жестче. Как заявил Владимир Путин в сентябре, отвечая на вопросы телезрителей, российский суверенитет на Южные Курилы предметом переговоров не является. Впрочем, он дал понять, что при наличии доброй воли выход из сложившейся ситуации найти можно, а Декларация 1956 года так и не была дезавуирована.

Таким образом, в преддверии визита президент дал четко понять, что суверенитет над островами не является предметом обсуждения. В то же время японскую сторону не устраивают никакие компромиссы. Единственным выходом для обеих сторон было найти некую форму готовности обоюдно решать острые проблемы.

В итоге обе страны начали работать над политической декларацией, в которой Япония хотела добиться признания спорности островов, а также поддержки со стороны России принятия Японии в постоянные члены СБ ООН. Первое для Россия является неприемлемым, и она может лишь предложить Японии совместное освоение морских ресурсов только при сохранении полной юрисдикции РФ над островами. Однако данное предложение было отвергнуто еще два года назад. Что же касается членства Японии в СБ ООН, то здесь Россия, формально декларируя готовность поддержать это решение, в действительности не хочет ссориться с Китаем, который выступает против этого. Таким образом, к началу визита политические отношения двух стран находились в ситуации стагнации нерешенного комплекса проблем. Масла в огонь подлило и неформальное заявление помощника президента Сергея Приходько, отметившего, что в подписании деклараций после каждого саммита нет никакой необходимости. Это вызвало негативную реакцию министра иностранных дел Японии.

Визит российского президента в Японию - первый с 2000 года, при том, что премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми за это время уже трижды приезжал в Россию. Российский же президент, получив приглашение, уже несколько раз переносил поездку.

Российскому президенту предстояли переговоры с японской стороной, которая на протяжении многих лет строила свои дипломатические отношения по принципу неразрывности политики и экономики: то есть сначала хотя бы декларативная готовность России решать проблему Курил и только потом - экономическое сотрудничество. Россия всегда была заинтересована в том, чтобы Япония дала своему бизнесу государственные гарантии на инвестиции в российскую экономику (в противном случае японский бизнес не пойдет в экономику страны). Япония же долгое время не была готова дать такие гарантии на фоне нерешенности вопроса о мирном договоре.

Однако в последние годы Япония вынуждена отходить от такой жесткой постановки вопроса, на первый план выходит также и энергетическое сотрудничество. Кстати, эти подвижки проявились еще в период правления Бориса Ельцина: на красноярском российско-японском саммите тогда еще премьер-министр Японии Хасимото давал сигналы о готовности развивать экономические отношения. Однако в основе этого лежала надежда на подвижки в решении территориальной проблемы. После прихода к власти Владимира Путина такая надежда начала испаряться, и ситуацию удается выправить только за счет двустороннего интереса в энергетической сфере. С появлением проекта строительства нефтепровода к Тихому океану Япония начала пересматривать свою позицию. Реализация проекта требовала рассмотрения вопроса о японском финансировании, и предоставление госгарантий стало предметом интереса и японского правительства.

Несомненно, что визит российского президента стал возможен только после того, как российское руководство определилось с формулой строительства нефтепровода до Тихого океана (ведь и внутри российского истеблишмента долго не было определенности, куда строить трубопровод - на Дацин или на Находку). Появление хоть какой-то ясности (а именно - принятие соответствующего постановления правительства о строительстве нефтепровода на Находку), и позволяло предложить Японии то, что способно продвигать двусторонние экономические отношения без слишком жесткой привязки к мирному договору.

Таким образом, задача Путина в преддверии визита заключалась в том, чтобы закрепить приоритетность развития экономических отношений, то есть фактически склонить Японию к окончательному отходу от своего дипломатического принципа. В политической сфере российский президент всячески старался подчеркнуть важность двусторонних отношений, давая понять, что трудности вторичны, а взаимоуважение может быть и самоценностью безотносительно существующих проблем.

Как заявил Владимир Путин на встрече с журналистами еще до переговоров с политическим руководством Японии, "мне бы очень хотелось, чтобы в следующие годы мы смогли установить отношения, которые были заложены буквально в последние несколько лет и которые дают нам надежду на то, что мы сможем, выстраивая отношения дружбы, понимания и уважения к друг другу, уважения своих традиций и истории, решить все вопросы, которые до сих пор считаем нерешенными". Тем самым перед началом переговоров он снова дал понять, что сначала надо выстроить отношения, а уже потом, на основании них, решать неразрешенные вопросы. Судя по итогам визита, достичь этого действительно удалось и визит можно назвать успешным.

Япония крайне заинтересована в строительстве нефтепровода Тайшет-Находка, по которому планируется поставлять нефть в страны АТР из месторождений Восточной Сибири. Японии как потребителю конкуренцию составляет Китай, который рассчитывает на строительство ответвления на Дацин. Но так как нефти на обе стороны может не хватить, а России хочется удовлетворить интересы обеих стран, то опасения Японии вполне понятны.

Однако дальше деклараций о намерениях Россия не пошла. Владимир Путин, выступая перед российскими и японскими бизнесменами, лишь подтвердил намерение России построить нефтепровод, обеспечивающий нефтью страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По словам президента, строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан открывает "большие перспективы", и Россия намерена поставлять нефть на тихоокеанское побережье для обеспечения энергоресурсами стран региона, в том числе и Японии. Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, глава МИД Японии Таро Асо и министр экономики, торговли и промышленности Японии Тосихиро Никаи подписали "Основные направления долгосрочного сотрудничества между правительствами России и Японии в области энергетики", а также документ, определяющий тематику сотрудничества двух стран в отдельных областях энергетики. Однако и там речь идет лишь о декларативных намерениях. Россия хочет сохранить для себя возможность маневра, предусматривающего как пути поставки нефти в Китай, так и в Японию.

Переговоры с японскими предпринимателями были также весьма интересны. Выступая на российско-японском бизнес-форуме, Владимир Путин сделал ставку на обоснование экономической привлекательности России, приглашая японские компании вкладывать средства в экономику страны. Примечательно, что, отвечая на замечание главы одной из японских корпораций о целесообразности снижения налогов в России, Владимир Путин заявил, что стабилизация законодательства для России сейчас важнее. В то же время президент пообещал, что правительство России будет и дальше работать над упрощением и повышением эффективности различных административных процедур, обеспечением их прозрачности, совершенствованием инфраструктуры. На встрече с японскими бизнесменами было объявлено о достижении договоренности с компанией "Тойота" об организации сборочного производства под Санкт-Петербургом. По прогнозу главы российского государства, товарооборот между двумя странами уже в этом году может повыситься с $7 млрд до $10 млрд.

Российские компании были представлены председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером и главой "Роснефти" Сергеем Богданчиковым. Надо отметить, что Россия продолжает делать ставку на энергетические ресурсы как на один из главных аргументов в развитии экономических отношений. В отношении Японии это еще более актуально, так как именно потребности этой страны в энергоресурсах позволяют на время отодвинуть острые двусторонние разногласия по территориальной проблеме. Как заявил Сергей Богданчиков, "в основном сегодня мы продаем нефть и скоро приступим к продажам природного газа, в недалеком будущем планируем продавать нефтегазовые продукты высокого качества". По словам Богданчикова, "Роснефть" планирует выходить на розничные рынки нефтепродуктов. По его мнению, поступающую на тихоокеанское побережье нефть надо продавать не только в сыром виде. "Мы должны продавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью", - сказал Богданчиков, отметив, что компания планирует продавать продукты нефтехимии.

Владимир Путин, выступая на итоговой пресс-конференции, рассказал о поставках газа в Японию: "Начались уже поставки с Сахалина, в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Мы, конечно, видим перспективу развития и увеличения таких поставок. В частности, по проекту "Сахалин-2" начнется поставка на японский рынок сжиженного газа, причем будет поставляться 1/3 всего добываемого продукта. Весь объем уже законтрактован".

Судя по заявлениям премьер-министра Японии, российскому президенту действительно удалось добиться признания со стороны Японии примата формирования теплых двусторонних отношений в экономической сфере над проблемой заключения мирного договора. Так, Коидзуми, отвечая на вопрос японского журналиста о "параллельности" подходов к решению территориального спора, заявил, что "японо-российские отношения в настоящее время находятся на хорошем уровне, на который они до этого не поднимались, развиваются в различных областях. Это хороший путь для заключения мирного договора в будущем". "Что касается экономического содействия и сотрудничества, то мы будем их и в дальнейшем углублять, для того чтобы взаимное доверие стало еще крепче, с тем, чтобы мы в будущем смогли заключить мирный договор", - уточнил Коидзуми, отвечая на вопрос об экономическом сотрудничестве.

Тем не менее, такой подход является лишь временным решением проблемы: итоговая пресс-конференция показала, что различный подход к приоритетам в двусторонних отношениях никуда не исчез, и рано или поздно он может обернуться и кризисом двусторонних отношений. Так, премьер-министр Японии Д.Коидзуми в своем выступлении дважды затронул тему "северных территорий". Он заявил, что "важным моментом является заключение мирного договора, и мы должны самым серьезным образом относиться к работе на этом направлении, с тем чтобы подписать его в ближайшем будущем, и это сегодня было подтверждено нами. Мы с Президентом Путиным и до сегодняшнего дня основывались на официальных документах и соглашениях и подтвердили свою политическую волю к поиску взаимоприемлемого решения этого вопроса".

Отметив факт поддержки вступления России в ВТО, а также предстоящее строительство нефтепровода Тайшет-Находка, он снова подчеркнул, что "существенные расхождения" по теме "северных территорий" существуют, "но тем не менее мы должны переступить через это. Это будет непросто, но тем не менее мы должны решить этот непростой вопрос, и в этом наши мнения совпадают". Российский же президент, отметив необходимость подписания мирного договора, не упомянул о территориальном споре, а приоритетом двусторонних отношений назвал "развитие торгово-инвестиционного партнерства".

Для России одним из главных итогов визита стало (помимо самого факта долгожданного визита) подписание протокола о вступлении России в ВТО. Россия и Япония договорились также об упрощении визового режима. Всего же по итогам переговоров Путина и Коидзуми был подписан пакет из 18 документов, в числе которых - меморандум о сотрудничестве в области оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и правоохранительной деятельности, Меморандум о сотрудничестве по предотвращению и ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, программа сотрудничества в области туризма, информационных технологий и связи, а также в борьбе с терроризмом.

Визит президента России в Японию, несмотря на пока непреодолимые и отложенные разногласия, можно признать успешным: Владимиру Путину удалось поставить во главу угла двусторонние отношения и сотрудничество в энергетической сфере вне зависимости от подписания мирного договора. В то же время для японского премьера было важно продемонстрировать своему населению, что стороны продвигаются в решении проблем "северных территорий", создавая для этого благоприятные условия - иными словами, не потерять лицо перед страной. Россия же по итогам переговоров действительно добилась подвижки в двусторонних отношениях и некоторого отступления от жесткости привязки проблемы мирного договора к отношениям в экономической сфере. Однако территориальный спор вовсе не потерял свою актуальность и будет оставаться одной из центральных проблем в двусторонних отношениях.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net