Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

30.03.2005 | Наталья Серова

УПРАВЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ

В январе этого года, выступая на церемонии инаугурации, Джордж Буш среди прочего остановился на проблеме народов, изнывающих "под гнетом тирании и безнадежности", и счел возможным несколько приободрить их, сообщив, что "в США помнят об их угнетении и не простят их угнетателей", и пообещав, что когда "они (эти народы) поднимутся на борьбу за свою свободу, США поднимутся вместе с ними". Во исполнение этого программного тезиса уже через полтора месяца в Конгресс был внесен "Закон о продвижении демократии", а госчиновники внешнеполитического ведомства начали подготовку к созданию Управления по демократическим движениям и переходному периоду к демократии, которое должно курировать это направление внешнеполитической деятельности вашингтонской администрации.

О серьезности намерений свидетельствует и содержание ежегодного доклада Госдепартамента США "Американское содействие распространению демократии в мире в 2004-2005 годах". Представляя этот документ, глава внешнеполитического ведомства Кондолиза Райс подчеркнула, что "основным принципом международной политики США является поощрение и поддержка свободы". Некоторые подробности о том, как именно осуществляется "поощрение и поддержка свободы", рассказал и.о. помощника госсекретаря Майкл Козак.

По его словам, продвигая демократию в других странах, США сотрудничают с действующей властью, побуждая ее на демократизацию режима, и одновременно "пытаются наладить контакты с представителями оппозиции, независимыми СМИ, оказывая им поддержку в деле продвижения демократии". В качестве примеров подобной работы были названы Грузия, Украина и Киргизия. При этом, по словам американских официальных лиц, все эти инициативы нацелены исключительно на ненасильственный и легитимный переход к демократии.

Однако грузинский и украинский сценарии работают далеко не везде, и, учитывая специфический опыт Афганистана и Ирака, можно вполне определенно утверждать, что процесс "продвижения демократии" в отдельно взятой стране должен базироваться на неких механизмах установления контроля над территорией, население которой "поднялось на борьбу за свою свободу", и технологиях подготовки кадров для новой демократической государственности.

Причем эти механизмы и технологии должны вырабатываться с учетом местной специфики, традиций и особенностей менталитета населения, то есть на основании результатов серьезной аналитической и исследовательской работы, необходимость которой стала очевидна после провала основанного на недостоверных разведданных и необоснованных прогнозах плана по демократизации Ирака. Иными словами, на повестку дня встал вопрос о повышении качества подготовки к проведению подобных операций.

Для решения этой задачи в августе 2004 года в Госдепе США было создано Управление по реконструкции и стабилизации, которое должно заниматься "наблюдением за конфликтными и постконфликтными ситуациями в зарубежных странах", с тем чтобы, "используя мирные способы вмешательства во внутренние дела этих стран, удерживать их от столкновений и гражданских беспорядков", одновременно "подталкивая их к миру, демократии и рыночной экономике".

Если учесть, что вполне демократичными являются не более четверти из двух с половиной сотен стран, объем научно-исследовательской работы Управления по реконструкции и стабилизации представляется совершенно неподъемным. Однако, как сообщила на днях британская газета The Financial Times, эта проблема уже решена при участии американской разведки. По информации газеты, над составлением списка подлежащих наблюдению (или входящих в "группу риска") стран работает Национальный совет по разведке, обязанный обновлять его каждые полгода.

При таком разделении труда разведка будет отвечать за достоверность своей информации о принадлежности той или иной страны к "группе риска", а Управление по реконструкции и стабилизации - за выработку эффективных инструментов продвижения демократии и недопущения хаоса. Судя по скромному бюджету нового ведомства (17 млн. долл. в 2005 и 124 млн. в 2006 году), его задачи, по крайней мере, в первое время ограничатся исключительно анализом и выработкой рекомендаций. Что касается требующей гораздо большего финансирования целенаправленной работы в конкретных странах, то этой деятельностью, включающей в себя координацию усилий государственных и неправительственных организаций, скорее всего, займется еще только создаваемое Управление по демократическим движениям и переходному периоду к демократии.

Таким образом, можно говорить о том, что под задачу экспорта демократии в США создана система специализированных подразделений, результатом деятельности которых должно стать некое "ноу-хау", позволяющее осуществлять эффективное управление политическими процессами в странах "группы риска" и быстрое формирование работоспособных структур оккупационной администрации на тот случай, если ситуация выйдет из-под контроля.

Впрочем, многие комментаторы полагают, что приоритетным направлением деятельности Управления по реконструкции и стабилизации будет именно подготовка компетентных оккупационных администраций для тех стран, где США планируют проведение военных операций. Этот прогноз отчасти подтверждается недавними заявлениями руководителя Управления по реконструкции и стабилизации Карлоса Паскуале, сделанными им в ходе выступления на конференции в Американском институте мира. После ритуальных рассуждений о плодотворном сотрудничестве США с международными общественными организациями, господин Паскуале сообщил, что в странах с "нестабильными режимами" США будут вести работу по созданию и поддержке секретных подразделений для борьбы с "потенциально опасными" для Вашингтона правительствами.

Заметим, что это признание чиновника Госдепартамента перекликается с январскими разоблачениями известного американского журналиста Сеймура Херша, сообщившего (со ссылкой на свои источники в военных кругах) о том, что на территории Ирана действуют сотрудники американских спецподразделений, занимающиеся выявлением целей для будущих военных ударов, которые могут быть нанесены силами авиации США или американского спецназа летом этого года.

Что касается других стран, внесенных американской разведкой в "группу риска", то тут пока можно только строить предположения, однако одно направление деятельности Управления под руководством господина Паскуале, похоже, уже определено. Речь идет о постсоветском пространстве, на котором уже произошли три революции (Грузия, Украина и Киргизия), сценарии которых вполне согласуются с планами США по "продвижению демократии".

Во всяком случае документ, в котором подозревают доклад посла США в Киргизии Стивена Янга Госдепартаменту США, вывешенный на сайте киргизского информационного агентства "Кабар", выглядит как наполненная конкретным содержанием калька с заявлений высокопоставленных американских чиновников:"…наша основная цель - в соответствии с ранее принятыми планами - увеличение давления на Акаева… Принимая во внимание подготовку плана Госдепартамента на период 2005-2006 гг. для усиления нашего влияния в Центральной Азии, в особенности в Кыргызстане, мы рассматриваем эту страну, как базу для продвижения процесса демократизации в Таджикистане, Казахстане и Узбекистане, и уменьшение китайского и российского влияния в этом регионе… В попытках обеспечить честные и демократические выборы и сохранить наши позиции в СМИ и контакты с лидерами оппозиции, я предлагаю сфокусироваться на дискредитации нынешнего политического режима".

Косвенным подтверждением того, что возглавляемое Карлосом Паскуале управление в первую очередь займется продвижением демократии на просторах СНГ, является и его послужной список. Начиная с 1992 года, вся деятельность господина Паскуале в той или иной степени была связана со странами постсоветского пространства. Он был членом Группы по работе с новыми независимыми государствами, занимал должности директора по России, Украине и странам Евразии в Совете национальной безопасности при президенте США, посла США на Украине и координатора американских программ помощи странам Европы и Евразии.

Теперь господин Паскуале возглавляет Управление по реконструкции и стабилизации, фактически являющееся научно-исследовательским институтом по вопросам экспорта демократии. Необходимость качественного анализа и научного подхода к этому процессу не вызывает никаких сомнений, особенно если учесть масштабы планов вашингтонской администрации, которая, судя по всему, собирается параллельно заниматься демократизацией Большого Ближнего Востока и постсоветского пространства.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net