Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Главное

30.03.2005 | Наталья Серова

УПРАВЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ

В январе этого года, выступая на церемонии инаугурации, Джордж Буш среди прочего остановился на проблеме народов, изнывающих "под гнетом тирании и безнадежности", и счел возможным несколько приободрить их, сообщив, что "в США помнят об их угнетении и не простят их угнетателей", и пообещав, что когда "они (эти народы) поднимутся на борьбу за свою свободу, США поднимутся вместе с ними". Во исполнение этого программного тезиса уже через полтора месяца в Конгресс был внесен "Закон о продвижении демократии", а госчиновники внешнеполитического ведомства начали подготовку к созданию Управления по демократическим движениям и переходному периоду к демократии, которое должно курировать это направление внешнеполитической деятельности вашингтонской администрации.

О серьезности намерений свидетельствует и содержание ежегодного доклада Госдепартамента США "Американское содействие распространению демократии в мире в 2004-2005 годах". Представляя этот документ, глава внешнеполитического ведомства Кондолиза Райс подчеркнула, что "основным принципом международной политики США является поощрение и поддержка свободы". Некоторые подробности о том, как именно осуществляется "поощрение и поддержка свободы", рассказал и.о. помощника госсекретаря Майкл Козак.

По его словам, продвигая демократию в других странах, США сотрудничают с действующей властью, побуждая ее на демократизацию режима, и одновременно "пытаются наладить контакты с представителями оппозиции, независимыми СМИ, оказывая им поддержку в деле продвижения демократии". В качестве примеров подобной работы были названы Грузия, Украина и Киргизия. При этом, по словам американских официальных лиц, все эти инициативы нацелены исключительно на ненасильственный и легитимный переход к демократии.

Однако грузинский и украинский сценарии работают далеко не везде, и, учитывая специфический опыт Афганистана и Ирака, можно вполне определенно утверждать, что процесс "продвижения демократии" в отдельно взятой стране должен базироваться на неких механизмах установления контроля над территорией, население которой "поднялось на борьбу за свою свободу", и технологиях подготовки кадров для новой демократической государственности.

Причем эти механизмы и технологии должны вырабатываться с учетом местной специфики, традиций и особенностей менталитета населения, то есть на основании результатов серьезной аналитической и исследовательской работы, необходимость которой стала очевидна после провала основанного на недостоверных разведданных и необоснованных прогнозах плана по демократизации Ирака. Иными словами, на повестку дня встал вопрос о повышении качества подготовки к проведению подобных операций.

Для решения этой задачи в августе 2004 года в Госдепе США было создано Управление по реконструкции и стабилизации, которое должно заниматься "наблюдением за конфликтными и постконфликтными ситуациями в зарубежных странах", с тем чтобы, "используя мирные способы вмешательства во внутренние дела этих стран, удерживать их от столкновений и гражданских беспорядков", одновременно "подталкивая их к миру, демократии и рыночной экономике".

Если учесть, что вполне демократичными являются не более четверти из двух с половиной сотен стран, объем научно-исследовательской работы Управления по реконструкции и стабилизации представляется совершенно неподъемным. Однако, как сообщила на днях британская газета The Financial Times, эта проблема уже решена при участии американской разведки. По информации газеты, над составлением списка подлежащих наблюдению (или входящих в "группу риска") стран работает Национальный совет по разведке, обязанный обновлять его каждые полгода.

При таком разделении труда разведка будет отвечать за достоверность своей информации о принадлежности той или иной страны к "группе риска", а Управление по реконструкции и стабилизации - за выработку эффективных инструментов продвижения демократии и недопущения хаоса. Судя по скромному бюджету нового ведомства (17 млн. долл. в 2005 и 124 млн. в 2006 году), его задачи, по крайней мере, в первое время ограничатся исключительно анализом и выработкой рекомендаций. Что касается требующей гораздо большего финансирования целенаправленной работы в конкретных странах, то этой деятельностью, включающей в себя координацию усилий государственных и неправительственных организаций, скорее всего, займется еще только создаваемое Управление по демократическим движениям и переходному периоду к демократии.

Таким образом, можно говорить о том, что под задачу экспорта демократии в США создана система специализированных подразделений, результатом деятельности которых должно стать некое "ноу-хау", позволяющее осуществлять эффективное управление политическими процессами в странах "группы риска" и быстрое формирование работоспособных структур оккупационной администрации на тот случай, если ситуация выйдет из-под контроля.

Впрочем, многие комментаторы полагают, что приоритетным направлением деятельности Управления по реконструкции и стабилизации будет именно подготовка компетентных оккупационных администраций для тех стран, где США планируют проведение военных операций. Этот прогноз отчасти подтверждается недавними заявлениями руководителя Управления по реконструкции и стабилизации Карлоса Паскуале, сделанными им в ходе выступления на конференции в Американском институте мира. После ритуальных рассуждений о плодотворном сотрудничестве США с международными общественными организациями, господин Паскуале сообщил, что в странах с "нестабильными режимами" США будут вести работу по созданию и поддержке секретных подразделений для борьбы с "потенциально опасными" для Вашингтона правительствами.

Заметим, что это признание чиновника Госдепартамента перекликается с январскими разоблачениями известного американского журналиста Сеймура Херша, сообщившего (со ссылкой на свои источники в военных кругах) о том, что на территории Ирана действуют сотрудники американских спецподразделений, занимающиеся выявлением целей для будущих военных ударов, которые могут быть нанесены силами авиации США или американского спецназа летом этого года.

Что касается других стран, внесенных американской разведкой в "группу риска", то тут пока можно только строить предположения, однако одно направление деятельности Управления под руководством господина Паскуале, похоже, уже определено. Речь идет о постсоветском пространстве, на котором уже произошли три революции (Грузия, Украина и Киргизия), сценарии которых вполне согласуются с планами США по "продвижению демократии".

Во всяком случае документ, в котором подозревают доклад посла США в Киргизии Стивена Янга Госдепартаменту США, вывешенный на сайте киргизского информационного агентства "Кабар", выглядит как наполненная конкретным содержанием калька с заявлений высокопоставленных американских чиновников:"…наша основная цель - в соответствии с ранее принятыми планами - увеличение давления на Акаева… Принимая во внимание подготовку плана Госдепартамента на период 2005-2006 гг. для усиления нашего влияния в Центральной Азии, в особенности в Кыргызстане, мы рассматриваем эту страну, как базу для продвижения процесса демократизации в Таджикистане, Казахстане и Узбекистане, и уменьшение китайского и российского влияния в этом регионе… В попытках обеспечить честные и демократические выборы и сохранить наши позиции в СМИ и контакты с лидерами оппозиции, я предлагаю сфокусироваться на дискредитации нынешнего политического режима".

Косвенным подтверждением того, что возглавляемое Карлосом Паскуале управление в первую очередь займется продвижением демократии на просторах СНГ, является и его послужной список. Начиная с 1992 года, вся деятельность господина Паскуале в той или иной степени была связана со странами постсоветского пространства. Он был членом Группы по работе с новыми независимыми государствами, занимал должности директора по России, Украине и странам Евразии в Совете национальной безопасности при президенте США, посла США на Украине и координатора американских программ помощи странам Европы и Евразии.

Теперь господин Паскуале возглавляет Управление по реконструкции и стабилизации, фактически являющееся научно-исследовательским институтом по вопросам экспорта демократии. Необходимость качественного анализа и научного подхода к этому процессу не вызывает никаких сомнений, особенно если учесть масштабы планов вашингтонской администрации, которая, судя по всему, собирается параллельно заниматься демократизацией Большого Ближнего Востока и постсоветского пространства.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net