Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.01.2005 | Наталья Серова

УСТИНОВ ОТВЕТИЛ ЗА ВСЕ

Выступление Генерального прокурора РФ Владимира Устинова в Совете Федерации, состоявшееся 26 января, в значительной степени повторяло его доклад, зачитанный 21 января на расширенной Коллегии Генеральной прокуратуры. Повторив основные тезисы доклада, Устинов выделил основные направления работы прокуратуры и подчеркнул, что главной задачей его ведомства является защита прав граждан независимо от того, идет ли речь о расследовании уголовных преступления или о нарушении других законов страны.

По словам генпрокурора, за 2004 год через руки прокуроров и следователей прошло свыше 3 млн. дел и материалов, окончено расследование около 118 тыс. уголовных дел, в том числе: 27 тыс. - об убийствах, более 7 тыс. - о коррупции и взятках. Выявлено 1,616 млн. различных нарушений законодательства и 199 тыс. незаконных нормативных актов. Предъявлено 153 тыс. исков на миллиардные суммы, к ответственности привлечены почти 108 тыс. нарушителей закона.

В частности, в 2004 году по инициативе прокуроров было расследовано более тысячи дел, связанных с задержками в выплате зарплат (в 2003 году - всего 109). В результате общий объем задолженности был сокращен в четыре раза (с 1,6 млрд. до 400 млн. руб.). Аналогичным образом благодаря вмешательству прокуроров было рассмотрено около пяти тысяч эпизодов, связанных с нарушениями в жилищно-коммунальной сфере (отсутствие тепла, воды, необходимого ремонта), возбуждено более тысячи административных дел против работников ЖКХ, еще трём тысячам было объявлено предупреждение.

Одновременно генпрокурор подверг критике деятельность правоохранительных органов: региональные прокуратуры - за уклонение от участия в судебных разбирательствах и неоправданное замораживание расследований, милицию - за недобросовестное отношение к обращениям граждан, отказ в регистрации заявлений, необоснованное пренебрежение следственными действиями и неадекватную статистику. По словам Устинова, в ходе прокурорских проверок в ряде регионов были выявлены факты, свидетельствующие как о сокрытии уголовных преступлений, так и о "дутых" делах в сфере экономической преступности.

Что касается органов юстиции, то к их деятельности генпрокурор имеет много вопросов и претензий. В первую очередь, речь идет о недоработках и злоупотреблениях в работе уголовно-исполнительной системы (воровство средств и продуктов, предназначенных для заключенных, издержки в организации охраны, нарушения режима и пр.). На фоне этих нарушений Минюст и ГУИН слишком много внимания уделяют рекламным мероприятиям, вроде всероссийского конкурса "Калина красная", который, по словам Устинова, является не чем иным, как "пропагандой преступной субкультуры". При этом органы Минюста практически не участвуют в работе по пресечению незаконного нормотворчества, некачественно проводят экспертизу правовых актов и уклоняются от анализа правовых актов ненормативного характера.

Коснувшись ситуации в вооруженных силах, Владимир Устинов отметил, что низкий уровень боеготовности - вопреки мнению многих военачальников - объясняется не столько моральным износом и старением техники, сколько безответственным отношением к её хранению и использованию, а также чудовищными хищениями ГСМ (в 2004 году свыше 11 тыс. тонн, в том числе 7 тыс. тонн - авиационного керосина). Помимо этого в ходе прокурорских проверок были выявлены факты безответственности и прямых злоупотреблений при проведении конкурсов и заключении договоров на поставку в войска материальных средств, а также в ходе реализации федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты" (каждый шестой сертификат выдан с отступлениями от требований закона).

Что касается фактов рукоприкладства, дедовщины, дезертирства, а также убийств, совершаемых в воинских частях, то они, по мнению генпрокурора, в значительной степени объясняются низким моральным уровнем, плохой подготовкой и, главное, полным отсутствием ответственности командиров за то, что происходит во вверенных им подразделениях. На "воспитательных" должностях оказываются офицеры, ранее осужденные за различные преступления, в том числе за рукоприкладство. В результате в одной из частей Сибирского военного округа за побои в течение нескольких месяцев по очереди были осуждены начальник штаба, командир роты, а в завершение и сам командир части.

По словам Владимира Устинова, значительное число преступлений, а также должностных злоупотреблений непосредственно связаны с коррупцией, размеры которой достигли "опасно высокого уровня". При этом применение уголовного закона к коррупционерам больше имитируется, чем является реальной практикой, хотя определенные подвижки в деле расследования подобных преступлений есть. Так, в 2004 году на 21,5% выросла регистрация уголовно-наказуемого взяточничества и на 19% - других преступлений, затрагивающих интересы государства.

В целом правоохранительные органы стали более последовательно и целенаправленно заниматься выявлением фактов коррупции и расследованием коррупционных дел, однако в ряде регионов прокурорские работники предпочитают уклоняться от возбуждения, расследования и доведения до суда дел о коррупции. В итоге количество дел о преступном взяточничестве, направленных в суд в 2004 году, в большинстве регионов не превышает полутора-двух десятков, что не отражает реальной картины.

Закончив основную часть выступления, Владимир Устинов ответил на вопросы сенаторов, которые преимущественно касались не общих задач, проблем и принципов работы прокурорской системы, а громких дел, которыми занимается генпрокуратура. Речь шла о расследовании убийства Ахмада Кадырова, акции боевиков в Ингушетии в июле 2004 года, захвата школы в Беслане и попытках добиться экстрадиции Закаева.

Надо сказать, что ничего принципиально нового об этих делах Владимир Устинов не сообщил, ограничившись уверениями в том, что расследование идет своим ходом и что все результаты будут в свое время предъявлены обществу. Разница состояла в формулировках. Так, по делу Кадырова "ощутимых результатов пока нет", но есть еще не проработанные версии, а расследование теракта в Беслане генпрокуратура намерена завершить "в максимально сжатые сроки", "назначен ряд новых экспертиз, которые дадут ответы на многие вопросы".

Еще два вопроса касались злободневных тем: монетизации льгот и антисемитского скандала, связанного с направленным Генеральному прокурору письмом с требованием пресечь экстремистскую деятельность еврейских организаций, под которым стоит 20 подписей депутатов Госдумы. Отвечая на первый вопрос, Владимир Устинов отметил, что генпрокуратура пока не выявила фактов умышленного неисполнения закона о монетизации чиновниками на местах, и посоветовал подождать, пока закон "по-настоящему заработает", заверив сенаторов, что "если вина чиновников будет установлена, от ответственности они не уйдут".

Что касается вопроса об антисемитской провокации с участием депутатов Госдумы, то тут комментарии генпрокурора удивили многих. Во-первых, Владимир Устинов сообщил, что содержание этого письма "даже не изучалось", тем более что оно было практически сразу же отозвано. А во-вторых, признав "неискоренимость кухонного антисемитизм в России", генпрокурор предложил там его и оставить и отказаться от обсуждения этой темы, чтобы "не навредить": "Главное, чтоб он не выходил дальше кухни… не трожь... сами знаете - что".

Уже по выходе из зала заседаний СФ Владимир Устинов ответил на вопросы журналистов, которых интересовали перспективы дела Юлии Тимошенко, назначенной и.о. председателя украинского правительства, и комментарии генпрокурора в связи с резолюцией ПАСЕ по делу ЮКОСа. Ответы Устинова, хотя и были достаточно пространными, сводились к тому, что "все будет проходить в соответствии с российским законодательством", и "окончательные решения остаются за судом".

Тем не менее, из ответов Устинова прямо следовало, что он "не исключает" как ареста Юлии Тимошенко, если она пересечет границу России, так и предъявления новых обвинений фигурантам "дела ЮКОСа", в том числе и Михаилу Ходорковскому. Что касается выводов ПАСЕ о нарушениях, допущенных в ходе расследования дела ЮКОСа, то, по словам Устинова, "оценка правильности или неправильности проведения расследования находится в компетенции судебных органов".

Легко видеть, что практически все (за исключением комментария по поводу антисемитского скандала) ответы Генпрокурора были выдержаны в духе формулы - "законность, тайна следствия, прерогатива суда", прямо соответствующей задачам прокурорской системы. А с другой стороны, Владимира Устинова вполне однозначно дал понять, что он намерен добиваться наделения генпрокуратуры правом законодательной инициативы и возможностью прямого обращения в Конституционный суд. То есть генпрокурор полон решимости бороться за расширение полномочий и упрочение положения возглавляемого им ведомства.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net