Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

03.02.2005 | Наталья Серова

АРМИЯ В ЗАКОНЕ

2 февраля стало известно, что президент внес в Госдуму поправки в Закон "О противодействии терроризму", определяющие правила принятия решения о проведении контртеррористической операции, назначения ее руководителя и привлечения к участию в ней других федеральных органов исполнительной власти. В частности, в законопроекте описаны задачи армии в целом, а также задачи отдельных видов и родов войск, задействованных в проведении операций против террористов.

В тот же день Госдума приняла в первом чтении поправки к закону "Об обороне", дополнив 10-ю статью этого документа новым пунктом, разрешающим применение российских вооруженных сил "для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством РФ" как внутри страны, так и за ее пределами. То есть фактически речь идет о законодательном фиксировании права использовать армию в силовых операциях на территории страны.

Напомним, что согласно Статье 1 (Основы обороны) Закона РФ "Об обороне" Вооруженные силы РФ создаются "в целях обороны" (п. 4), а "под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории" (п. 1).

Используя расширительную трактовку понятия "защита целостности и неприкосновенности территории", в декабре 1994 года армия была как бы на законном основании привлечена к военной операции по восстановлению конституционного порядка на территории Чечни. Однако позднее, в 1996 году, были приняты поправки, наделяющие президента правом привлекать Вооруженные силы "к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению" (Статья 4, п. 6, Статья 10, п. 3).

Таким образом, никаких формальных ограничений на участие армии в антитеррористических операциях не было и раньше, и правовой смысл принятой в первом чтении поправки состоит в расширении списка задач, стоящих перед Вооруженными силами. Если сейчас в Статье 10 сказано, что Вооруженные силы "предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ" (п. 2), то после принятия поправок этот список прямых обязанностей Вооруженных сил пополнится "борьбой с терроризмом".

То есть фактически речь идет о корректировке оборонной доктрины России, о признании терроризма в качестве угрозы, сопоставимой с уже фигурирующей в законе "агрессией, направленной против РФ", а не о создании предпосылок для произвольного использования армии "не по назначению". Как уже было сказано, президент и раньше имел право привлекать армию "к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению".

В этом смысле возражения против принятия этой поправки, озвученные представителями фракции КПРФ, носят концептуальный характер, поскольку, говоря о том, что обсуждаемый законопроект открывает возможность для "использования армии не по назначению", руководство фракции исходит из того, что единственным предназначением вооруженных сил является "защита рубежей государства от внешнего агрессора". Заметим, что альтернативным способом разрешения этой коллизии было бы, например, приравнивание терроризма к "агрессии против РФ", а это в свою очередь потребовало бы расширения понятия "агрессия".

Что касается опасений некоторых СМИ в связи с тем, что поправки к Закону "Об обороне" открывают возможность для злоупотреблений, то тут следует признать, что принятие "антитеррористического пакета" действительно выведет президента (во всяком случае, по формальным признакам) из-под критики за неадекватные действия военных в ходе антитеррористических мероприятий и за произвольные трактовки понятия "терроризм".

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net