Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.03.2009
Галиция отколется от Украины?
Недавно на Украине в Тернопольской области (запад страны) прошли первые «кризисные» выборы. Избирали областной парламент. Для действующей власти Юлии Тимошенко это был экзамен на прочность позиций перед президентскими и возможными парламентскими выборами. Тем более что проходили они в той области, которая считается оплотом «оранжевых». Примечательно, что на парламентских выборах-2007 здесь победил Блок Юлии Тимошенко. Чувствуя, что почва уходит из-под ног правительства, Тимошенко при помощи Партии регионов отменила эти выборы решением Верховной Рады. Однако судебные инстанции опротестовали его, и выборы все-таки состоялись.
Результаты оказались более чем интересные: ультранационалисты Олега Тягнибока из объединения «Свобода» набрали примерно 34% голосов, далее следует пропрезидентский «Единый центр» с примерно 14%, третье место заняла Партия регионов с почти 10%. Аутсайдером (8%) стал еще недавно лидировавший по всей Западной Украине Блок Юлии Тимошенко. Таким образом, фактически победили ультранационалисты. К чему может привести радикализация Западной Украины? Возможно, к попыткам создать автономию для запада страны (Галиции)? На эти вопросы отвечают украинские эксперты.
Павел Жовниренко, председатель Правления Центра стратегических исследований, Киев:
Главный результат выборов в Тернопольской области - это проигрыш не только Тимошенко, но и Ющенко, политическая сила которого набрала в шесть раз меньше, чем 3 года назад. Разуверившиеся в обоих лидерах тернопольцы отдавали предпочтение не только Тягнибоку, но и, скажем, Партии регионов, которая получила втрое больше голосов, чем на предыдущих выборах. Последнее говорит в пользу того, что, хотя опасность радикализации в Галичине и существует, но ее не стоит переоценивать. Рост или падение популярности "Свободы" зависит как от нее самой (качество работы вновь избранных депутатов в Тернопольской облраде), так и от перспектив появления новой политической силы, которая бы в отличие от "Свободы" исповедовала не этнический, а политический и экономический национализм и, соответственно, имела бы перспективу на Востоке и Юге Украины.
Антон Финько, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Первое. Да, никто не имеет права отрицать того, что популярность "Свободы" в Галичине выросла очень значительно. Совсем недавно - это была сугубо маргинальная структура. Ее историческое название, кстати, - Социал-националистическая партия Украины (СНПУ). Но утверждать, что она фактически победила - это все-таки некоторое преувеличение. Результаты выборов не отражают ВПОЛНЕ волеизъявление здешних избирателей. Это видно на примере сногсшибательного результата Партии регионов (правда, сам факт того, что ПР стала игроком на галицком поле является сам по себе чем-то совершенно ошеломляющим). Ведь мы не знаем, на самом деле, сколько бы получил БЮТ, если бы не призвал своих избирателей воздержаться от голосования. В выборах не принимал участие Фронт перемен бывшего спикера Верховной Рады Украины Арсения Яценюка. Так что данные голосования нерелевантны, хотя по-своему показательны.
Второе. Тернопольские избиратели дезориентированы и деморализованы. В 2004 году для них все было просто и понятно: необходимо было поддерживать действовавшего при поддержке Ю.Тимошенко "украинского патриота" В.Ющенко и иных "оранжевых" в борьбе с "донецкими бандитами". Теперь они в смятении: простая и очевидная картина мира размыта. Ющенко утратил доверие. Тимошенко не озолотила страну и к тому же направляет некие сигналы Москве и т.д. и т.п. В таких условиях они и пустились во все тяжкие, кардинально увеличив поддержку СНПУ ("Свободы") и несколько усилив поддержку ее антипода - ПР.
Третье. Голосование за СНПУ ("Свободу") - это признак того, что часть здешних избирателей стремится "замкнуться в себе". Они прореагировали на политический и экономический кризис намеренным голосованием за сугубо региональную политическую силу. Думаю, что они отдают себе отчет в том, что СНПУ в масштабах всей страны - это не игрок (хотя у О.Тягнибока большие планы – в президенты собирается баллотироваться). Поскольку базовые ценности здешней политической культуры - национал-радикальные, то, соответственно, они и поддержали "подвернувшихся под руку" "социал-националистов".
Четвертое. Возможно, что феномен СНПУ ("Свободы") носит двойственный характер. С одной стороны, это национал-радикальная структура. Пока только в риторике. Если усилится, то, возможно, она станет настоящей национал-радикальной структурой со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, распространяются слухи (которые "социал-националисты" публично опровергают) о том, что "Свободу" финансирует "Приват" (И.Коломойский). Если эта информация соответствует действительности, то, в таком случае востоночноукраинский капитал пытается использовать эту структуру, чтобы войти на местный политический рынок.
Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ:
Я думаю, значительный успех Тягныбока в Тернопольской области может усилить и без того усиливающиеся центробежные тенденции на Юго-Востке Украины. Украинские граждане теперь должны понять, что предупреждения некоторых экспертов и политиков о крайней степени фашизации Западной Украины не являются простыми страшилками. Еще несколько недель назад меня на одном из круглых столов маститые оппоненты убеждали в том, что я утрирую, говоря об угрозе прихода к власти на Западе крайних радикалов. Нам заявляли, что Тягныбок и Ко никогда не выберутся из маргинального состояния. Тот факт, что теперь коалицию в Тернопольском облсовете будут формировать люди, чьи взгляды близки к неонацистским, надеюсь, заставит многих украинских политиков первого эшелона пересмотреть свои позиции по отношению к этим уже далеко не маргиналам (во всяком случае, в Галиции). Когда мы услышим о первых скандальных решениях нового облсовета (а мне кажется, они не заставят себя долго ждать), думаю, у Востока Украины появится новый мобилизующий фактор. Так что выборы Тернопольского облсовета могут обернуться и благом для Украины в целом.
Подготовил Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.