Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

16.03.2005 | Ксения Лодина

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ТРАНСГЕННОГО ТЕРРОРА?

15 марта отмечается Всемирный день потребителя - проще говоря, человека, который каждый день приобретает товары и пользуется услугами, качество которых должно полностью отвечать его запросам, а также имеющейся у него информации о продукте. Впрочем, подчас данные о товаре, предоставляемые производителем на упаковке, расходятся с реальным положением вещей. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с внедрением генетически модифицированных организмов (ГМО), входящих в состав товаров, присутствующих на отечественном рынке продуктов питания.

15-го марта в пресс-центре РИА "Новости" состоялась пресс-конференция руководителей Общенациональной Ассоциации генетической безопасности (ОАГБ), которые подвели итоги проверки московского рынка мясной продукции на наличие ГМ-источников.

Исследование проводилось в аккредитованной лаборатории государственной санитарно-эпидемиологической службы России ООО "МАК-О". Проверке была подвергнута продукция восьми крупнейших производителей мясных им колбасных изделий: мясоперерабатывающие комбинаты "Останкинский", "Микояновский", "Царицыно", "КампоМос", "Велком", "Черкизовский", "Клинский", а также Дымовское колбасное производство. Контрольная закупка наиболее популярных образцов мясной продукции ("Паштет печеночный", "Сосиски докторские", колбаса вареная "Докторская оригинальная", колбаски полукопченые "Охотничьи", сосиски с сыром Пармезан "Ноктюрн") производилась в крупных торговых сетях Москвы - "Седьмой континент", "Рамстор", Усачевская ярмарка.

Результаты проведенной экспертизы показали наличие генетически модифицированных источников (ГМИ) в продукции четырех комбинатов-производителей - "Останкинского", "Микояновского", "Царицыно", "КампоМос". Стоит отметить, что продукция этих мясокомбинатов, подвергнутая проверке на наличие ГМИ, не была маркирована соответствующим образом, то есть на упаковке не содержалась информация о том, что в их составе содержится генмодифицированные компоненты. А это является прямым нарушение ФЗ "О защите прав потребителя".

Примечательно, что Останкинский мясокомбинат является первым членом, вступившим в ОАГБ, а потому сам факт нахождения в его продукции ГМИ представляется несколько обескураживающим. С одной стороны, результаты проведенной экспертизы показывают беспристрастность Ассоциации, что, само по себе, позиционирует ее в качестве серьезного парнера, заслуживающего доверия как со стороны государства, так и со стороны международных организаций, борющихся с внедрением ГМО в пищевую продукцию. С другой - этот прецедент показывает, что на российском рынке пищевой продукции присутствуют акторы, использующие имя организаций, подобных ОАГБ, для продвижения своей продукции "под вывеской" экологически чистой и безопасной для здоровья граждан.

Безусловно, наличие ГМИ (в частности, генетически модифицированной сои) в составе пищевой продукции еще не говорит об ее опасности для здоровья, однако обратного также не доказано. Вместе с тем, со стороны представителей научного сообщества, занимающихся проблемами генетической безопасности, есть серьезные опасения в отношении трансгенной продукции: существует предположение, что потребление ГМО может привести к мутированию человеческих особей. А потому необходимо гарантировать право граждан на получение достоверной информации о применении ГМИ при изготовлении продукции и процентном соотношении трансгенов с другими ее компонентами. Предоставление же выборочной, случайной информации, которая и так не всегда доступна населению, нельзя назвать обеспечением прав граждан на благоприятную для жизни человека окружающую среду, закрепленных в Конституции России.

Между тем, в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде содержится положение, которое гласит, что в тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба для здоровья, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога для отсрочки принятия эффективных, с точки зрения затрат, мер по предупреждению ухудшения окружающей среды. При этом бремя доказательства лежит на производителе продукции.

В этой связи представляется интересным, что международные производители пищевой продукции, по сути, и не стремятся доказать безвредность внедряемых ими ГМИ. Скажем, в прошлом году ОАГБ выиграла суд у компании Nestle, в продукции которой (детское питание) были обнаружены ГМО, хотя соответствующей маркировки на упаковке не было. Апелляцию на решение суда Nestle так и не подала. Возможно, это можно объяснить тем, что за нарушение правил маркировки товаров отечественным законодательством предусмотрена лишь административная ответственность в виде наложения незначительного для производителей штрафа (от 30 до 500 МРОТ).

По мнению представителей ОАГБ, с учетом предполагаемого размера прибыли, которую приносит реализация продуктов, содержащих трансгены, применение подобных санкций является малоэффективным. В этой связи Ассоциация предлагает квалифицировать нарушение маркировки товаров, содержащих ГМИ, как сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, что образует состав преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ с санкцией вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет.

В качестве мер, принятых в отношении отечественных мясокомбинатов, нарушивших требования маркировки, ОАГБ направила письма в адрес компаний-производителей с рекомендациями устранить нарушения. Кроме того, Ассоциация планирует проинформировать должностных лиц, призванных отвечать за соблюдением правил торговли.

На пресс-конференции была озвучена программа создания специального научно-практического учебного заведения - Московской Академии Биобезопасности, работа которой должна быть направлена на подготовку квалифицированных специалистов в следующих областях: экологическая, генетическая, медико-биологическая, продовольственная, сельскохозяйственная безопасность. В случае реализации этого проекта, Россия может стать первой в мире страной, в которой создано учебное заведение такого профиля, представляющее собой "кузницу кадров" по созданию надежного противодействия террору в любых формах его проявления.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net