Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.07.2009
Алексей Макаркин: «РПЦ стремится стать привилегированным партнером государства, сохранив свою идентичность»
В последнее время все чаще и чаще звучат мнения, что Русская православная церковь становится активным политическим игроком, выстраивая тесные связи с представителями власти, продвигая идеи религиозного образования в средних школах и следуя государственному интересу в своих внешних контактах. Такая активность РПЦ по-разному воспринимается российским обществом. О том, каковы последствия, мотивы и содержание публичных действий РПЦ, «Политком.Ру» побеседовал с Алексеем Макаркиным, вице-президентом Центра политических технологий.
- Не так много времени прошло с момента начала патриаршества Кирилла, как РПЦ активизировала свою внешнюю политику, взаимоотношения с государством, с населением. Начнем с конца. Как вы оцениваете изменения связанные со стилистикой общения РПЦ с россиянами?
- Патриарху Кириллу необходимо, чтобы, с одной стороны, церковь сохранила свою идентичность как организация, безусловно, консервативная, основанная на традиционном православном вероучении, не идущая на какие-то изменения не только догматического, но и обрядового характера, потому что они могут быть негативно восприняты практикующими верующими, то есть теми, кто регулярно ходит в церковь. С другой стороны, Кирилл хочет изменить не богослужение, а стилистику общения с широкими массами - пойти в народ, отсюда выступление перед широкими аудиториями, в частности, на стадионе перед молодежью. Что касается таких экзотических для современного православия форм миссионерской деятельности, как проповедь среди байкеров, то этим отдельные православные священники и миссионеры занимались во время патриаршества Алексия II. Другое дело, тогда это не было связано персонально с патриархом – Алексий не мешал, но и не связывал свое имя с этим. В данной ситуации имя Кирилла связано с этими инициативами.
- Многие высказывают сомнения в необходимости «общения с массами»…
- Здесь достаточно противоречивая ситуация, которая создает несколько проблем. Первая проблема – человеку, заинтересовавшемуся православием во время проповеди на стадионе или на мероприятии тех же байкеров, чтобы «воцерковиться», надо стать практикующим верующим и начать ходить в храм, где он столкнется с традиционной жизнью и будет чужеродным элементом. Храм воспримется практикующими верующими как свой уютный дом, и в этой связи новые прихожане, не знакомые с правилами и обрядами, отторгаются. Такие прихожане будут восприниматься как угроза стабильной, размеренной жизни храма. Поэтому вопрос «воцерковления» для новых верующих стоит серьезно.
Вторая проблема связана с определением грани православного миссионерства. Например, католический священник может быть тренером детской футбольной команды. Допустимо ли это для православного священнослужителя? В мероприятиях байкеров и рок-музыкантов с участием РПЦ тоже трудно определить границы допустимого. Мне кажется, понять ту самую грань можно только опытным путем, который отличается болезненными срывами, дискредитирующими церковь. Например, после байкерского мероприятия в Севастополе, которое прошло с большим размахом, не было ощущения безусловного успеха РПЦ особенно в контексте бурно обсуждавшейся в Интернете фотографии, где была запечатлена почти обнаженная девушка на мотоцикле, к которому была прикреплена православная хоругвь. РПЦ традиционно осуждает обновленцев, некоторые представители которых в начале 20-х гг. приходили в храм с сигаретами, будучи в архиерейском сане женились несколько раз и творили всякие непотребства. Вот обнаженная девушка - это потребство или непотребство? Или это двойной стандарт – свои - значит, допустимо, чужие - значит, грех?
Но другое дело такие вопросы неизбежны. Если вообще ничего не делать, то вопросов, конечно, не возникнет. Но в этом случае церковь превращается в периферийный институт общества. Хотя церковь и не умрет – на смену одним старушкам всегда придут другие, это естественный процесс. Например, в начале 90-х гг. в церковь пришли бывшие комсомольские активистки, в некоторых случаях привнося в церковь большую авторитарность. Но если в церковь будут приходить только люди пожилого возраста, ищущие психологический комфорт и утешение, то РПЦ превратится в церковно-археологическую структуру, исторический атрибут, нечто музейное.
Безусловно, церковь нуждается в молодежи. Но при попытке привлечь молодое населения будут и ошибки, и скандальные ситуации, но этого не избежать и это естественно.
- Как известно по приглашению РПЦ в Москву приехал грузинский патриархат, сам Кирилл посетил Константинопольский патриархат и собирается в Украину. Как вы оцениваете внешние связи РПЦ, не служат ли они интересам государства?
- Интересы Русской православной церкви и государства на внешнеполитическом направлении где-то сходятся, а где и различаются. Со стратегическими интересами связаны, но в тактике различны. Самым ярким различием можно назвать то, что РПЦ признает Абхазию и Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви. Возможно, соблазн был, к тому же отдельные публицисты призывали вслед за государством признать канонический статус тамошних церковных образований или даже взять их под свой омофор в качестве исключения. Но как мы знаем, стоит появиться одному исключению - тотчас же появятся и другие. Тогда почему бы Константинополю не признать неканонические юрисдикции Украины? РПЦ воздерживается от резких шагов, поэтому межцерковные связи являются единственной возможностью общения между Россией и Грузией, что, безусловно, важно для государства. На определенном этапе отношения с Тбилиси придется восстанавливать, и межцерковное общение является важным ресурсом.
Что касается Украины, то у РПЦ там есть свой интерес – это не только поддержка политики государства, заинтересованного во влиянии на Киев. Но и для самой Русской православной церкви Украинская православная церковь Московского патриархата представляет собой особое значение – это тысячи приходов. Хотя Украинская православная церковь Московского патриархата пользуется значительными правами самоуправления, но все равно канонически подчинена патриарху РПЦ. Соответственно, РПЦ стремится сохранить статус-кво. Дело в том, что в украинском православии есть разные тенденции – от желания активнее интегрироваться с Москвой до стремления к автокефалии. Я думаю, что здесь Московский патриархат выберет среднюю линию, которая будет ориентирована на статус-кво во избежание резких решений и шагов, которые могут привести к новым расколам.
Что касается Константинополя, то Москва и Константинополь являются конкурентами в мировом православии, что имело место и после второй мировой войны, когда РПЦ пыталась захватить инициативу и утвердить неформальное главенство в православном мире. Это было и после распада СССР, когда Константинополь пытался взять реванш и начал активную церковную политику в Эстонии. Уже при Алексии II был выработан определенный компромисс с Константинополем. С одной стороны, Москва признает первенство чести Константинопольского патриарха – то, что он является первым среди равных. А с другой стороны, Константинополь не предпринимает резкие движения в украинском вопросе. Мечты украинского президента Виктора Ющенко о том, что Константинопольский патриархат придаст легитимность неканоническим юрисдикциям в Украине, так и остаются мечтами. Никто из серьезных участников мирового сообщества поместных православных церквей не хочет делать необратимых шагов. Поэтому ни РПЦ не берет под свой омофор верующих Абхазии и Южной Осетии, ни Константинополь не идет на встречу автокефальным тенденциям в Украине.
- Многие критики отмечают усиление взаимовлияния РПЦ и государства, так депутаты-единороссы пообещали высылать в московский патриархат законопроекты на предварительную экспертизу и вносить правку по рекомендациям РПЦ. Как Вы оцениваете такое взаимодействие государства и РПЦ?
- Я здесь был бы достаточно осторожен в прогнозах, потому что стали говорить, что у нас чуть ли не восстанавливается государственная церковь, но об этом говорят уже часто и давно. В случае с «единороссами» был конкретный раздражитель – в церкви многие негативно отнеслись к ратификации российским парламентом Европейской социальной хартии, которая содержала два щепетильных для РПЦ момента. Первый - это то, что ратификация может привести к легитимации системы сексуального просвещения в школах, которое уже существуют в средней школе в Европе. Второе – это введение ювенальной юстиции, то есть особых судов, куда несовершеннолетние могут обращаться с жалобами на родителей. Православное сознание в этом смысле очень консервативное – «да убоится чадо родителя своего». Такая позиция восходит к древним принципам, часть из которых нашли свое отражение в «Домострое», труде одного из священнослужителей XVI века. В церкви были недовольны ратификацией Европейской социальной хартии, и «Единая Россия» просто решила успокоить РПЦ и пообещала прислушиваться к ее рекомендациям. Но это не значит, что церковная экспертиза законопроектов будет обязательно приниматься к исполнению парламентариями. Механизм консультаций не предусматривает государственных функций церкви. Надо сказать, что по многим законопроектам Госдума консультируется с общественными организациями, НКО экспертными группами, то есть это нормальная процедура.
- А как вы оцениваете заявление Медведева о необходимости введения в школьные программы основ религиозной культуры и светской этики?
- Медведев выбрал компромиссный вариант, в той или иной степени учитывающий предложения как церкви, так и министерства, как православных активистов, так и антиклерикалов. Конечно, всем угодить нельзя, да и не надо, но у детей и их родителей появляется выбор – изучать или историю религий, или основы православной (или мусульманской) культуры, или этику. Здесь очень важно, что сохранен вариант с историей религий, которая более «конкурентоспособна», чем этика, которую сейчас не вполне ясно, как преподавать и как увлечь ею детей. Но для церкви важен и такой результат, который был максимумом возможного. Решения Медведева – как по образованию, так и по военному духовенству - являются свидетельством его стремления выстроить партнерские, конструктивные отношения с главой наиболее влиятельной российской конфессии. Эта позиция корреспондируется и с деятельностью «первой леди» страны Светланы Медведевой, являющейся практикующей верующей, особо почитающей святую Евфросинию (в миру великую княгиню Евдокию, супругу святого князя Дмитрия Донского). Подобный персонифицированный союз церкви и государства особенно значим в ситуации, когда патриарх Кирилл демонстрирует существенно большие общественно-политические амбиции, чем его предшественник. В то же время Медведев показывает, что его конфессиональная политика носит самостоятельный характер и не обусловлена зависимостью от мнения главы крупнейшей конфессии. Так, в нынешнем месяце он посетил Московскую соборную мечеть, которая находится в ведении председателя Союза муфтиев России Равиля Гайнутдина, чьи отношения с Русской православной церковью носят сложный характер. Миссионерская активность Гайнутдина, активное строительство мечетей в традиционно «русских» регионах давно вызывают критику со стороны православных деятелей, близких к нынешнему патриарху еще в его бытность митрополитом и главой отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Интересно также, что Медведев одобрил строительство мечети в олимпийском Сочи, причем не временной (на период Игр), а постоянной.
- А как можно расценивать активизацию РПЦ в публичном пространстве?
- Да, церковь действительно стала более четко и активно артикулировать свою позицию по некоторым вопросам. Все-таки Алексий II был человеком очень дипломатичным, и церковная позиция, в ряде ситуация не совпадающая с государственной, при нем существовала, но неактивно артикулировалась. Тем более что такая позиция встречает очень разное отношение в среде верующих, все-таки православие это не католицизм, где Папа Римский воспринимается как главный авторитет, когда он высказывается по религиозным вопросам. А у нас даже заявления патриарха могут быть оспорены верующими с опорой на исторические прецеденты, когда патриархи обвинялись в ересях.
Но вот при Кирилле церковь стала говорить более резко. Например, высказывание о Сталине архиепископа Илариона, главы отдела внешних церковных связей, преемника и протеже Кирилла на этой должности. Тут я бы подчеркнул то, что, конечно, если постараться можно найти различия между позициями владыки Илариона и резолюции ОБСЕ по сталинизму и фашизму, но эти различия микроскопические и носят стилистический характер! Дело в том, что официальная позиция РПЦ это отвержение Сталина, «сталинизма». Церковь не может забыть репрессии, в результате которых, скажем, в середине 1939 года в церкви осталось только четыре правящих архиерея, погибли огромное количество священнослужителей и прихожан и так далее. А позиция государства в этом вопросе более сдержанная и острожная. В церкви есть часть верующих, почитающая Сталина, как нового Константина, внутренне православного. Раньше неприятие сталинизма так жестко не артикулировалось, а сейчас артикулируется, что в свою очередь вызывает дискуссии, споры, но РПЦ здесь отстаивает свою идентичность. Если государство по тем или иным политическим причинам считает необходимым фактически выгораживать Сталина или смягчать отношение к его преступлениям, мотивируя их необходимостью индустриализации и подготовкой к войне, то для церкви это неприемлемо. И церковное руководство это сейчас подчеркивает. РПЦ хочет быть партнером государства, привилегированным партнером государства, но при этом стремится сохранить свою идентичность.
Беседовала Ольга Мефодьева
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.