Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

12.11.2009 | Светлана Самойлова

План Медведева

Сегодня президент России Дмитрий Медведев огласил второе ежегодное послание Федеральному собранию, которое было выстроено под задачи модернизации страны. Его можно назвать политизированным по своим амбициям и приоритетам: задачи, которые поставлены Медведевым, кажутся очень масштабными и долгосрочными. Однако главной нестыковкой послания является разрыв между приоритетами и предложенными решениями, которые либо слишком локальны и периферийны по отношению к основам функционирования системы, либо отданы на рассмотрение правительства.

Медведев изначально очень высоко поднял планку в ожиданиях от своего послания размещением заранее статьи «Россия, вперед». В ней он поставил крайне трудную и системную задачу по модернизации экономики страны, по уходу от ее сырьевого характера. Посланию предшествовала общественная дискуссия, которая должна была аккумулировать идеи «снизу» и «сбоку», выстроить некий план действий, который позволил бы решить поставленную задачу. Главной интригой при этом была проблема ограниченности возможных изменений существующими институтами, механизмами функционирования режима. Дискуссия свелась к тому, возможно ли проводить модернизацию без изменения режима.

Собственно послание президента четко отвечает на этот вопрос: изменения и перемены, которые допускает власть, не могут затрагивать основы функционирования государственной системы. Основные изменения будут носить эволюционный характер, затрагивая лишь периферийные темы. В политической же сфере основные изменения будут касаться регионального законодательства, а более глубокие предложения Медведев пока предложил лишь обсудить.

В политической сфере главным предложением стала унификация избирательного законодательства на региональном уровне и приведение его в соответствие с основными принципами на федеральном. Медведев сказал, что в России будут установлены единые критерии определения численности региональных законодательных собраний. Еще одним предложением в рамках унификации является введение в региональном законодательстве обязанности главы субъекта федерации ежегодно выступать перед парламентом по аналогии с ежегодным посланием Федеральному собранию президента. Президент предложил также распространить в региональных избирательных системах принцип, одобренный недавно на федеральном уровне: партии, за которые проголосовало более 5% избирателей, должны быть представлены в законодательных собраниях. При этом партии, не представленные в ГД, но имеющие свои фракции в региональных заксобраниях, должны быть также освобождены от сбора подписей в этих субъектах России. «Такой же принцип можно установить и для муниципальных выборов», – добавил Медведев.

В целом же новации направлены на обеспечение равенства возможностей партий. По словам президента, все партии, представленные в региональных собраниях, смогут формировать фракции. Кроме этого, российский лидер фактически согласился с критикой оппозиции в отношении досрочного голосования и открепительных удостоверений. Именно непрозрачность этих механизмов часто позволяет манипулировать на выборах в пользу партии власти. Хотя конкретных решений тут Медведев не предложил, адресовав разработку конкретных предложений ЦИКу. «Мы продолжим работу по технологическому обеспечению политической конкуренции. Это очень важная вещь в современном мире. Широкополосный интернет откроет доступ к общественным дискуссиям и разносторонней информации», - уверен президент. «Следует сделать избирательную систему в регионах более прозрачной. Поручаю подготовить программу ускоренного технического переоснащения избирательной системы», - завершил Медведев. Наконец, президент предложил региональным собраниям ежегодно заслушивать мнение внепарламентских партий, что в целом несколько расширяет их политические возможности, но тоже как системных игроков. Российский президент также предложил организовать трансляции всех открытых пленарных заседаний Госдумы.

Самой же революционной инициативой стало предложение отказаться от сбора подписей как института в рамках выборного законодательства. Напомним, что сбор подписей – главный инструмент, позволяющий избиркомам не допускать партии и кандидатов для участия в выборах. «В перспективе мы должны вообще отказаться от сбора подписей как метода допуска партии к выборам. Наше законодательство и без того достаточно требовательно к качеству партийного строительства. Оно обязывает партии иметь значительную численность и действовать в большинстве регионов страны. Так что дополнительные тесты на массовую поддержку и организационные способности им проходить не нужно», – сказал Медведев.

Все эти новации направлены не столько на либерализацию, сколько на консервацию имеющейся партийной системы, а также на некоторое выравнивание возможностей системных игроков. Это и понятно: прошедшее выборы показали, что перекосы в пользу партии власти бьют, прежде всего, по легитимности самой же власти. Никаких иных изменений в политической сфере ждать не приходится: по словам Медведева, партийная система сформировалась и стабилизировалась. Он также предупредил тех, кто намерен использовать демократические лозунги для дестабилизации государства. Таким образом, модернизация предлагается в рамках тех возможностей, которые существуют в рамках системы и с помощью тех инструментов, которая она предоставляет. Но в таком виде, надо признать, в успешность проекта мало кто верит.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net