Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

12.01.2010 | Сергей Михеев

Пьяное телевидение

Новогодние праздники на российском телевидении превратились в апологию пьянства. Такого количества разного рода телепродукции на данную тему, пожалуй, не было даже в прошлые годы. «Пьяный ржач» ниже пояса - вот краткое содержание почти всех новогодних шоу. И всё это сразу после «доверительной и конструктивной» беседы руководителей российских телеканалов с президентом Медведевым, который ратует за борьбу с алкоголизмом.

Пьянство является наиважнейшей и единственной традицией в России. По крайней мере, именно такой вывод мог бы сделать сторонний наблюдатель, просмотрев новогодние программы российского телевидения. Нескончаемый поток обыгрывания со всех сторон разного рода «пьяных» ситуаций стал стержнем большинства праздничных телешоу. «Плотность» этой темы на единицу телевизионного пространства была беспрецедентной. Такое впечатление, что под Новый год больше вообще поговорить не о чем. Ни на что другое у наших телевизионных деятелей не хватило ни ума, ни фантазии.

Но самое важное здесь даже не количество, а качество. Главная проблема в том, что тема пьянства в новогодних программах, которые гарантированно смотрит почти вся страна, практически повсеместно преподносилась в позитивном контексте. Пьянство, если судить по нашему ТВ, это отнюдь не зло, а, как раз совсем наоборот. Быть вечно и сильно пьяным это, как минимум, очень весело, «угарно» и «прикольно», а иногда даже и полезно. В этой трактовке, вечное пьянство это настоящий праздник жизни. Напротив, не пьянствовать значит быть серым, занудным, тупым неудачником, мимо которого жизнь проходит.

Говорите, что хотите, но именно это и называется – формирование общественного мнения. В данном случае, это мнение формируется в пользу тотальной алкоголизации жизни. Вопрос лишь в том, происходит ли это сознательно, или бессознательно. По всей видимости, присутствует и тот, и другой момент. Можно спорить лишь об их соотношении. На первом останавливаться не буду, дабы не заработать дежурных обвинений в конспирологии.

Что же касается второго, то он налицо. Во-первых, и здесь можно упомянуть о «невидимой руке рынка», которая всё регулирует. В соответствии с этим, на мой взгляд, крайне циничным и тупиковым подходом хорошо то, что хорошо продаётся. Истории и шутки о пьянстве продаются очень хорошо, быстро доходят и над ними не надо ломать голову (как и над прочими шутками «ниже пояса»). Так что надо отбросить советские химеры о «воспитательной роли искусства» и не стеснять себя лишними раздумьями о будущем нации.Во-вторых, история с романтизацией пьянства началась, естественно, не вчера, но очень серьёзную роль в этой истории играли и продолжают играть представители нашей творческой (и не очень) интеллигенции, которая плавно переродилась в наше время в медиа-тусовку. Странная тяга этой части населения к исследованию, романтизации и пропаганде (возможно, невольной) самых разных пороков является общемировой тенденцией и отрицать это явление глупо.

Чтобы не углубляться в тему, достаточно привести лишь один пример из числа наиболее нам близких – обе части культового фильма «Ирония судьбы…». Пьяный раздолбай одерживает несомненную моральную победу над «правильными занудами». Зануды посрамлены и могут валить дальше «тупо ишачить» на свою скучную работу. Герой-пьяница, весь в серпантине, поёт оду раздолбайству. Ну чем не «достойный пример» для молодёжи!

Конечно, можно возразить – мол, это «правда жизни» и пьянство действительно самая важная и единственная традиция. Да и как не нажраться до свинячьего визга в такой праздник, как Новый год? «Святое» дело, мол. На мой взгляд, это вопрос спорный.

Но даже, если это чистая правда, возникает вопрос – традиция это или проблема? И, если традиция, то полезная или вредная? Та, которую надо развивать и поддерживать, или та, которую надо, как минимум, ограничивать? Та, которую надо всячески смаковать или та, которую можно было бы освещать сдержаннее, с более умной расстановкой акцентов? Или на более умную расстановку, как раз ума то и не хватает?

Можно иметь разные взгляды, но факт остаётся фактом – вольное или невольное преподнесение любого порока, как позитивной и приветствуемой жизненной модели ведёт к постепенной деградации любого общества, снижению его эффективности. Причём, пьянство это как раз такой порок, о котором даже не имеет смысла вести дискуссию типа «всё относительно – что есть порок, а что нет». В этом случае, как раз, без вариантов.

Да, отдельный индивид имеет право на любые взгляды и любую форму жизни (в рамках уголовного кодекса, естественно). Но государство и общество не может позволить себе роскоши пропагандировать пороки в качестве жизненной стратегии для миллионов людей. Это путь к саморазрушению. И, тем не менее, российское государство и общество это делает. Причём в случае с федеральными телеканалами, делает за счёт средств налогоплательщиков.

Не надо питать иллюзий. С населением, состоящим из «прикольных» пьяниц и разных недоделанных юмористов никакой модернизации экономики, да и вообще ничего путного у нас не выйдет. При этом такой взгляд на жизнь – «пьяный ржач» - в последнее время стал, по сути, основой развлекательной части российского телевидения. В новогодние праздники это просто выразилось в концентрированном виде.

Особенно интересно это смотрелось на фоне недавнего интервью президента Медведева с руководством ведущих российских телеканалов. Означенное руководство озабоченно морщило лбы и хмурило брови, не на шутку пытая президента по поводу его модернизационных намерений. Разговор казался действительно «заинтересованным».

Но, учитывая, что телевидение на сегодняшний день является для нас «важнейшим из искусств», напротив, это президенту стоило бы задать вопрос телеруководителям – «А что вы делаете для того, чтобы модернизация российского общества и экономики действительно состоялась?».

На мой взгляд, если не брать в расчёт некоторые официальные новости, а также рекламу примочек для мобильных телефонов, то практически ничего. И даже хуже – тематика и тональность, стратегия и тактика большинства передач на современном российском ТВ на сегодняшний день объективно не способствует ни модернизации, ни искоренению наиболее вопиющих пороков российского общества.

Власть, учитывая беспрецедентное влияние современного телевидения на массы, не может позволить себе не замечать этого обстоятельства. По крайней мере, если эта власть действительно имеет серьёзные и искренние намерения по поводу развития России, а не показывает нам всем очередной «камеди-клаб».

Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net