Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.01.2010 | Марина Войтенко

Начало 2010: неопределенность ожиданий

Год начался переменной облачностью в мировой экономике. Сырьевые и финансовые рынки демонстрируют традиционную для середины зимы повышенную волатильность, не показывая, впрочем, однозначных трендов – их пружины еще сжимаются. Оценки текущей ситуации и ожидаемых перемен на редкость разноречивы. Тем интереснее обнаруживающиеся в них пока еще не затертые краски новых акцентов.

Как обычно наиболее сдержан глава МВФ Доминик Стросс-Кан. Выйдя к прессе за несколько дней до презентации обновленного аналитического отчета Фонда о состоянии мировой экономики, он констатировал, что она «стала сильнее, но все еще остается хрупкой». Оздоровление после кризиса идет «быстрее, чем ожидалось», но при этом экономика «не выбралась еще из чащи леса». Причем, в сфере занятости «худшее, возможно, еще впереди». С отказом же от антикризисных стимулирующих программ «нельзя мешкать, но не следует и слишком спешить».

Если 2008-ой, считает директор-распорядитель МВФ, был для мировой экономики «годом смирения» перед лицом надвигающейся катастрофы, 2009-ый – «годом единства» в борьбе с ее последствиями, то 2010-ый должен стать «годом трансформации» мировой финансовой системы. Это уже кое-что новое: некая сюжетная линия, по меньшей мере, задана. «Сбыча мечт», однако, будет напрямую зависеть от состояния главных экономик мира и понимания глубины и масштаба глобальных рисков-2010.

Ведущее деловое издание США «The Wall Street Journal» на истекшей неделе провело экспертный опрос об итогах-2009 и ожиданиях текущего года. Согласно оценке аналитиков, ВВП США в 4-м квартале 2009 года вырос на 4,3% после повышения на 2,2% в предыдущем квартале. По мнению экспертов, рост ВВП США в 4-м квартале прошлого года был достигнут за счет увеличения компаниями объемов производства с целью восстановления значительно сократившихся ранее складских запасов. В текущем году, как ожидается, экономический рост замедлится до 3%. В 1-м квартале повышение ВВП прогнозируется на уровне 3%, во 2-м и 3-м - 2,9%, в 4-м - 3,1%. Кроме того, аналитики оценивают в 16% вероятность того, что экономика США вновь окажется в рецессии в 2010 году.

Однако пока трудно сказать, будет ли спрос в американской экономике достаточным, чтобы обеспечить ее значительный подъем в 2010 году, с учетом того, что влияние правительственных стимулирующих мер на экономику слабеет, и Федеральная резервная система начнет сворачивать экстренные программы поддержки роста. Между тем, несмотря на вероятность слабых темпов роста, экономика может начать создавать новые рабочие места в этом году. Эксперты, в среднем, ожидают увеличения количества рабочих мест в американской экономике на 1,4 млн в следующие 12 месяцев. Тем не менее, в течение всего года безработица в США не опустится ниже 9%.Аналитики, участвовавшие в опросе, также прогнозируют, что Федеральная резервная система (ФРС) будет удерживать базовую процентную ставку неизменной - в целевом диапазоне от нуля до 0,25% годовых - до сентября, и до конца 2010 года не поднимет ее выше 1% годовых. ФРС, полагают 42 из 54 опрошенных аналитиков, не откажется от своего намерения завершить выкуп на рынке долговых обязательств, обеспеченных ипотекой, в марте этого года. Инфляция, как ожидается, останется в комфортном для американского ЦБ диапазоне 1-2% в течение всего 2010 года, а цены на жилье увеличатся за год примерно на 3%. Кроме того, экономисты прогнозируют, что цены на нефть в 2010 году будут около $80 за баррель.

Ощущения аналитиков коррелируются с выводами последней «бежевой книги» - месячного доклада ФРС. На основе отчетов по 12 округам Федеральной резервной системы в нем констатируется, что «несмотря на низкий уровень экономической активности в начале 2010 года, условия продолжают улучшаться и эти сдвиги затрагивают более широкие географические области». В 10-ти округах активность растет, на разнонаправленные тенденции указали лишь банки Федерального резерва в Филадельфии и Ричмонде. «Общим местом», тем не менее, остается слабость рынков труда: умеренный рост рабочих мест отметили лишь ФРБ Нью-Йорка и Сент-Луиса. Вместе с тем, продолжает «проседать» Калифорния. Дефицит бюджета в 2011 году может достичь $20 млрд. Standard&Poor’s понизило кредитный рейтинг штата, подтвердив негативный прогноз. Основание тому – планы властей штата по повышению налогов.

Начало года в США отмечено и регулятивными инновациями. На прошедшей неделе президент страны Барак Обама обнародовал предложение ввести «налог за ответственность за финансовый кризис» в целях возвращения в бюджет средств, потраченных государством на спасение крупнейших банков: в размере 0,15% будут облагаться долговые обязательства за вычетом депозитов и дивидендов акционерам. Налог может быть распространен на 50 компаний, активы которых превышают $50 миллиардов. Но 60% налогового бремени (как минимум $90 млрд в течение 10 лет), по оценке экспертов, ляжет на 10 крупнейших финансовых институтов. Администрация Белого дома рассчитывает, что данная мера может сдержать рост премий и бонусов сотрудникам и топ-менеджменту кредитных учреждений. Министр финансов США Тимоти Гайтнер в интервью Financial Times сообщил о намерении призвать другие страны использовать аналогичные механизмы в рамках «стратегий выхода».

Если налог будет одобрен Конгрессом, то на его долю придется около 5% финансового результата банков. Citigroup и JP Morgan придется платить в год более $2,4 млрд, Bank of America, Goldman Sack’s, Morgan Staley, Wells Fargo – более $1 миллиарда 1.

Новая налоговая инициатива Барака Обамы вызвала неоднозначную реакцию в деловых кругах США. Кроме Citigroup, все крупнейшие банки уже вернули деньги в казну. Другой аргумент против – «идея сыра», так как демотивирует финансовые институты участвовать в восстановлении экономики. Многие компании из списка 50-ти вообще не пользовались госпомощью, «наказывать» их попросту не за что. Масла в огонь дискуссии подливают и начавшиеся на минувшей неделе заседания специальной комиссии по расследованию причин финансового кризиса, созданной по решению Конгресса США.Представители банков пошли в атаку на регуляторов. «Дисциплина рынков не смогла предотвратить эксцессы последних нескольких лет. Не сработала и система регулирования», - признала на слушаниях руководитель Федеральной корпорации по страхованию вкладов Шейла Байер. «Программа контроля за деятельностью инвестиционных банков осуществлялась неудачно», - констатировала глава Федеральной комиссии по ценным бумагам и биржам Мэри Шапиро2 . Общая тональность в СМИ США – в равной степени в кризисе виноваты и денежные власти (регуляторы), и банки и финансовые компании (регулируемые).

В связи с оценкой перспектив американской экономики не утихают споры о судьбе доллара. Все основные точки зрения, сформировавшиеся на этот счет в 2009 году, продолжали взаимоотталкивание и в первые недели 2010-го. Одни аналитики, говоря о неизбежности заката главной резервной валюты, доказывают, что доллар может потерять доверие рынков раньше, чем кажется. Другие, опираясь ровно на тот же опыт событий прошлого года, заявляют – развитие мировой экономики уже убедительно показало несостоятельность вывода об исчерпании долларом его валютно-резервной роли. По сути дела, не смотря на порой политически окрашенные эмоции, никто всерьез в низвержении доллара не заинтересован. Судя по статистике публикаций в мировых СМИ за последние две недели, сторонников последней точки зрения больше. Впрочем, конкретные сроки как заката, так и преодоления уже допущенной долларовой слабости остаются по сей день одной из самых тщательно охраняемых «аналитических тайн».

Наибольший же разброс экспертных оценок с начала года демонстрируют прогнозы перспектив экономики КНР. В декабре 2009-го Китай уже обогнал Германию по объемам экспорта, а США – по количеству проданных автомобилей. По оценкам Nomura Holdings, приток иностранных инвестиций в КНР превысил за год $500 миллиардов.

Оценки экономического роста в 2010 году за редким исключением не опускаются ниже 10% (некоторые аналитики делают ставку даже на 16% при условии, что китайские власти не станут свертывать стимулирующие меры). Среди факторов повышательной динамики чаще всего называют четкий антикризисный план, бюджетный профицит, все еще относительно (других экономик) дешевую рабочую силу и валютные резервы не менее $2 трлн.

Тем не менее, достаточно уверенно и настойчиво звучат и другие гораздо более минорные предположения. В опубликованном накануне очередной январской сессии Давосского форума (World Economic Forum) докладе о глобальных рисках в качестве одного из главных (с вероятностью выше 20%) названо замедление экономического роста в Китае ниже 6%. В этом авторы доклада WEF видят расплату за нынешний очевидный перегрев китайской экономики. Признаки его – рост цен на жилье (недвижимость) за год более чем на 60%, фондового рынка на 50%, удвоение объема выданных кредитов (в 2009 году они превысили 9 трлн юаней, в первые недели 2010 года – 600 млрд юаней). Налицо, таким образом, как минимум три пузыря, самый наглядный и опасный из которых – кредитный. Большего излишка кредитования, чем в Китае, нет ни в одной экономике мира. О серьезном риске скачка инфляции и последующей «жесткой посадки» заговорили и китайские специалисты. Показательны и действия Народного банка Китая. 12 января он повысил на 0,5% норму обязательных банковских резервов по депозитам до 16%. Эффективность меры сама по себе не очевидна, но как «краска» к диагностике ситуации примечательна3.

Китайские «пузыри» - отнюдь не единственная опасность 2010 года. В докладе WEF говорится: «Мы должны быть готовы к проблемам. Финансовый кризис и последовавшая за ним рецессия способствовали созданию обстановки, в которой нерешенные проблемы могут вырасти в очередной кризис». Среди основных рисков в целом неблагостного фона, на котором будет развиваться мировая экономика в 2010 году, отмечаются:

- обвал цен на активы (вероятность более 20%, возможный ущерб более $1 трлн);

- бюджетный кризис в развитых странах (вероятность около 20%, причем по сравнению с прошлым годом она, как минимум, удвоилась, ожидаемые потери около $1 трлн) как следствие роста государственного долга, а также социальных и пенсионных расходов;

- сбои в международном управлении процессом создания новой мировой финансовой архитектуры4 (вероятность ниже 20%, «цена негатива» - $0,25 – 1 трлн).

Заметим, что риск прихода в 2010 году финансового протекционизма на смену торговому (активно применявшемуся в 2008-2009 годах), когда рынки могут быть разрушены игрой на разнице между условиями регулирования в разных странах, рассматривается многими экспертами и инвесторами (например, Джорджем Соросом), как синоним W-образной определенности экономического будущего.Россия вовсе не исключение в разноголосице экспертных оценок. Примечательны полюса ожиданий: для одних (например, аналитиков ФБК) год пройдет под знаком падения ВВП на 2-4%, другие же («Тройка Диалог») считают, что темпы роста составят не менее 5%, заметно превысив официальный правительственный прогноз в 2,5-3,1%. Сходный разброс мнений наблюдается практически по всем показателям.

Наложение глобального финансового и циклического кризисов на нерешенные структурные проблемы определяет особенности российских рисков-2010. С их учетом выстроены «Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год», одобренные 30 декабря 2009 года. В них прямо говорится – положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение промышленного производства в одних секторах сочетаются с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста – инвестиций и кредитной активности. В экономике доминируют факторы, обусловившие быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных денег».

Из этого делается более чем справедливый вывод: продолжение в таком формате восстановительного роста будет медленным и неустойчивым, «завязанном» на доминирующие тенденции в мировой экономике и сохраняющим все краткосрочные риски. Главное же в том, что будет воспроизводиться именно та модель экономики, «уход от которой был обозначен в качестве главного приоритета докризисной повестки дня». Такой путь, естественно, не обеспечивает ни экономической модернизации, ни достижения целей и задач долгосрочного развития.

Практическое следствие такой констатации – заявленная Правительством РФ корректировка экономической политики, смещение акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, системообразующих предприятий и населения на действия, «ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала». Содержанием собственно антикризисной политики будет реализация уже принятых решений. Под новые меры в федеральном бюджете выделен так называемый «антикризисный резерв» в размере 195 млрд рублей.

Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий в 2010 году, по замыслу правительства, станут: во-первых, обеспечение социальной стабильности и полноценной социальной защиты населения, снижение напряженности на рынке труда5 . Во-вторых, поддержка оживления экономики путем расширения кредитования предприятий, реструктуризации их задолженности, стимулирования внутреннего спроса, развития среднего и малого бизнеса, структурной перестройки экономики моногородов. В-третьих, реализация собственно модернизационной повестки, означающей преодоление слабости национальной финансовой системы, недиверсифицированности экономики и экспорта, неконкурентоспособности значительной части перерабатывающих производств, совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

Экспертное сообщество в целом не оспаривает выделенные приоритеты. Тем не менее, отмечается, что справедливость принципов заявленного правительством подхода к снижению рисков-2010 еще предстоит доказывать и подтверждать многочисленными деталями обозначенных планов. Эксперты обращают внимание на недостаточность и декларативность мер по развитию и укреплению конкуренции, защите собственности, стимулированию деловой активности и частных инвестиций6.

Вызывает озабоченность и недооценка рисков разгона инфляции во втором полугодии 2010 года. Исторический минимум в 8,8% роста цен в 2009 году остается запредельно высоким по международным меркам. Аналитики подчеркивают – если бы не было дефляционного эффекта распродаж, удельный вес которых на потребительском рынке составил 24%, то индекс потребительских цен возрос бы до 10,5%. Внушают опасения и темпы роста узкой денежной базы, увеличившиеся с начала декабря 2009 года почти на 18%, явно завышенный рост в начале января 2010 года тарифов на услуги ЖКХ (в Москве, например, они повысились на 26%). Вероятно, действия этих факторов удастся блокировать. Тем не менее, с повестки дня не снимается вопрос «стыковки» официального прогноза по инфляции (6,5-6,75%) и ожидаемого экономического роста. Здесь потребуется ювелирная работа денежных властей.

Как бы то ни было, процесс детализации регулятивной повестки-2010 «пошел». 25 февраля Правительство РФ рассмотрит пакет предложений по основным направлениям таможенной и налоговой политики (в том числе по налоговым льготам для инноваций). К марту должна быть готова программа повышения эффективности бюджетных расходов. 15 января на совещании по экономическим вопросам Президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу «вернуться к вопросу об инвестиционном климате в нашей стране». Конечно, неопределенность оценок и ожиданий-2010 все еще очень высока. Развиднеется, однако, довольно быстро. И «знак» перемен экономической погоды будет напрямую зависеть от выбора модели развития на перспективу. Хочется надеяться, что он сделан верно.

Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий


1. Недовольство Белого дома вызвано тем, что по итогам 2009 года американские банки и инвестиционные компании готовятся выплатить своим сотрудникам бонусы в $145 млрд. Это новый исторический максимум. По данным Wall Street Journal руководители и персонал 38 крупнейших финансовых компаний получат премии на 18% выше, чем в 2008 году, и на 6% выше рекордного уровня 2007 года.В 2009 году выручка финкомпаний выросла на 25% по сравнению с 2007 годом – до $450 млрд. Расходы на заработную плату и премии за 2009 год составили 32% выручки против 40% в 2008 году.
2. Самое интересное на этих слушаниях, очевидно, впереди. Глава комиссии Фил Анджелидес заявил, что будет добиваться, чтобы показания дали также экс-глава ФРС США Алан Гринспен, ее действующий руководитель Бен Бернанке, бывший руководитель Комиссии по ценным бумагам и биржам Кристофер Кокс и другие.
3. В числе российских публикаций обращает на себя внимание декабрьская статья сотрудников ИЭПП Константина Яновского и Дмитрия Маслова «О некоторых свойствах наблюдаемого экономического роста в Китае» (журнал «Экономическая политика» №6, 2009 год). Главный вывод авторов: слабость и неразвитость институциональной среды, зависимость делового климата и особенно прав собственности от трудно предсказуемой внутриполитической конъюнктуры делают китайский экономический рост гораздо менее устойчивым, чем обычно принято считать. Институциональные предпосылки долгосрочной повышательной динамики в Китае пока отсутствуют.
4. Среди более долгосрочных рисков WEF особо выделил недостаточность инвестиций в инфраструктуру, что становится общемировой проблемой. Прогноз Всемирного банка на этот счет – в ближайшие 20 лет глобальной экономике потребуются инфраструктурные инвестиции в объеме до $35 трлн (более половины текущего мирового ВВП).
5. О том, что безработица останется в 2010 году самой сложной проблемой, вновь напомнил Президент РФ Дмитрий Медведев 11 января на встрече с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым.
6. Показательны в связи с этим итоги декабрьского опроса руководителей предприятий, проведенного ИЭПП. Эффективной антикризисной мерой 2008-2009 годов 70% респондентов назвали снижение налога на прибыль и увеличение амортизационных премий; 50% - ограничение тарифов РЖД и «Газпрома»; 47% - господдержку рынка труда; 24% - защитные импортные пошлины и субсидирование ставок по кредитам; 27% - госзакупки и госинвестиции; 34% - отмену НДС по импорту оборудования; 21% - создание перечня системообразующих предприятий и их поддержку в «ручном» режиме. Как эффективную меру оценивают выдачу госгарантий – 19%, вхождение государства в капитал компаний – 14%, девальвацию рубля – 29%; реструктуризацию налоговой задолженности – 25%, поддержку банковской системы ликвидностью – 23%.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net