Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

1 января секретарь Ассоциации иранских авиалиний Максуд Самани рассказал иранскому агентству Ilma о возникших проблемах с поставкой гражданских самолетов Sukhoi SuperJet 100: поставка в Иран гражданских самолетов пока невозможна из-за отсутствия разрешения со стороны Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Сделка требует одобрения американских властей, поскольку более 10% деталей российского лайнера производятся в США.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

28.04.2005 | Наталья Серова

ЦЕНА ЕГИПЕТСКОЙ ДРУЖБЫ

27 апреля 2005 года завершился визит президента Путина в Египет, в ходе которого наряду с проблемами мировой политики обсуждались вопросы реализации договоренностей, достигнутых на российско-египетском саммите в Москве в мае 2004. В принятом по итогам визита совместном заявлении стороны охарактеризовали двусторонние отношения как "стратегическое партнерство" и подтвердили намерение наращивать взаимовыгодное торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество.

Раздел, посвященный международной политике, состоит из сплошных банальностей: стороны выступают за сохранение и укрепление международного мира и безопасности, нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки. Кроме того, подчеркнуты важность соблюдения норм международного права, уважения законных интересов и национального суверенитета всех членов мирового сообщества, а также координирующая роль ООН в формировании основы миропорядка XXI века.

В ходе обсуждения ближневосточной проблемы и, в частности, договоренностей, достигнутых на саммите в Шарм эш-Шейхе в феврале этого года, президент Египта Хосни Мубарак попытался заручиться поддержкой Владимира Путина в оценке действий палестинского лидера Махмуда Аббаса, который, по словам Мубарака, выгодно отличается от Ясира Арафата, поскольку "берет на себя конкретные обязательства и выполняет их", в то время как Ариэль Шарон - вместо того, чтобы поддержать Аббаса - позволяет себе нарушать договоренности.

Однако Владимир Путин, занятый работой над повышением статуса России в качестве посредника в палестино-израильском урегулировании, от комментариев воздержался, но - ведя свою линию - предложил провести осенью в Москве международную конференцию по Ближнему Востоку с участием всех четырех посредников, то есть представителей США, России, Евросоюза и ООН. Однако уже через несколько часов СМИ сообщили, что израильское руководство отвергло эту идею, что можно трактовать либо как отказ Израиля признать Россию в качестве полноправного члена "четверки", либо как выражение недовольства в связи с продажей Сирии ракетных комплексов "Стрелец".

Еще одним актуальным для обеих сторон вопросом стала проблема Ирака, но и тут дело ограничилось банальными формулировками "за все хорошее против всего плохого". Путин и Мубарак выразили обеспокоенность в связи с наплывом в эту страну иностранных наемников и продолжающейся борьбой за власть между различными национально-религиозными группировками и высказались за сохранение единства, суверенитета и территориальной целостности Ирака, подчеркнув важность продолжения политического процесса и достижения внутрииракского примирения и согласия.

Помимо проблем международной политики значительное место в переговорах занимали вопросы экономического сотрудничества двух стран, основой которых является подписанная в 2001 году Долгосрочная программа развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между РФ и Арабской Республикой Египет.

Стоит отметить, что экономические отношения между двумя странами развиваются достаточно динамично: в 2004 году товарооборот, по сравнению с 2003 годом, вырос почти в два раза, однако его структура оставляет желать лучшего. Львиную долю российского экспорта составляют сырье, запасные части и сменное оборудование для построенных еще в советское время предприятий и полуфабрикаты (металлопрокат, пиломатериалы, бумага и пр.), а основой импорта являются цитрусовые и потребительские товары.

Между тем Египет заинтересован не только в продолжении уже осуществляющихся поставок и в наращивании числа российских туристов, но и в получении доступа к некоторым российским технологиям. Одновременно обе страны стремятся получить доступ к емким и перспективным внутренним рынкам друг друга. Этот взаимный интерес был зафиксирован в совместном заявлении в виде декларации о намерении наращивать торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество в сфере энергетики, добычи и транспортировки нефти и газа, инвестиционного сотрудничества и высоких технологий.

Среди конкретных проектов можно назвать концессию на разработку нефтяного месторождения и в районе Суэцкого залива, полученную ЛУКОЙЛом в дополнение к нефтедобыче в Западной пустыне и на шельфе в районе Хургады, и адресованное "Газпрому" предложение участвовать в разведке и добыче нефти и газа на территории Египта, а также в освоении действующих месторождений и строительстве газопроводов.

Кроме того, достигнуто соглашение о сотрудничестве в области автомобилестроения: Россия будет поставлять в Египет легковые автомобили "Лада" и комплектующие для сборки "КамАЗов". Также готовятся к подписанию соглашения о реализации проектов в области мирного использования атомной энергии, одним из которых, судя по всему, станет участие России в строительстве атомного опреснительного комплекса в районе Эль-Дабаа. Практически подготовлены соглашения о создании ядерного центра на базе египетского исследовательского ядерного реактора и о сотрудничестве в космической сфере.

Что касается сотрудничества в военной и военно-технической сферах, которая является наиболее перспективной и финансово привлекательной для России, то тут рассчитывать на какой-либо прорыв пока не приходится. За последние пятнадцать лет США практически полностью захватили этот сегмент египетского рынка. При этом Вашингтон оказывает Египту существенную помощь как в финансировании военных расходов (3 млрд. долл. ежегодно), так и в поставках вооружений.

Тем не менее, в последнее время в этой сфере наметились некоторые сдвиги. В частности, египетские власти выразили заинтересованность в поставках российских систем ПВО и, возможно, российских истребителей. Кроме того, был сделан ряд заявлений о готовности развивать военно-техническое сотрудничество. Судя по всему, эти изменения объясняются не столько воспоминаниями о еще советских поставках военной техники, сколько стремлением избавиться от тотальной зависимости от США, которые ограничивают Египет в ассортименте предлагаемых ему вооружений.

Если же говорить о политической составляющей визита Владимира Путина в Египет, то она, также как и последующие посещения Израиля и Палестины, нацелена на восстановление российского влияния в исламском мире вообще и на Ближнем Востоке в частности. Как отметил представитель МИДа Александр Яковенко, этот региона является "безусловной зоной российских интересов".

Общий вектор этого направления российской политики был зафиксирован полтора года назад участием российского президента в саммите Организации Исламская конференция. И в этом смысле для России достаточно важно иметь дружественные отношения с Египтом, который, во-первых, последовательно дистанцируется от любых проявлений агрессивного исламизма, и, во-вторых, активно участвует в урегулировании палестино-израильской проблемы.

Кроме того, следует напомнить, что, находясь в Египте, Владимир Путин посетил штаб-квартиру Лиги арабских государств и, выступив перед их постоянными представителями, снова заявил о намерении России развивать традиции добрососедских отношений со странами арабского мира и предложил скрепить наметившееся сближение аккредитацией российского посла в Каире Михаила Богданова в качестве посла России в Лиге арабских государств.

Кроме того, российский президент призвал арабские страны поддержать главу Сирии Башара Асада, который вывел сирийские войска из Ливана. В ответном слове генсек этой организации Амр Мусса, назвав Россию "великой и дружественной арабскому миру страной", подчеркнул, что за поездкой Путина по Ближнему Востоку "напряженно следят триста миллионов арабов".

В дополнение к сказанному следует обратить внимание на заявление Владимира Путина, касающееся отношения России к идее демократического реформирования Ближнего Востока. Суть озвученной Путиным позиции сводится к тому, что хотя демократические институты и являются наиболее эффективной системой организации современного общества, их внедрение на той или иной территории должно осуществляться с учетом национальных традиций и устоев.

Если же демократия становится "предметом экспорта из одной страны в другую", она тут же превращается в "инструмент использования преимуществ одной страны в отношении другой". Судя по словам Мубарака, также подчеркнувшего зависимость конкретных форм демократии от местных условий, позиция российского президента близка и понятна немногим "демократам" арабского мира. В то же время в заявлении Путина явно просматривается осуждение политики "экспорта демократии", проводимой администрацией Дж. Буша в том числе и на постсоветском пространстве.

В сухом остатке получаем "укрепление позиций России в арабском мире", скрепленное ее рекомендацией наделить Египет - в ходе предстоящей реформы ООН - статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Причем рекомендация эта, по информации некоторых СМИ, появилась в совместном заявлении под жестким давлением египетской стороны, заявившей, что в противном случае она вообще не поставит своей подписи под этим документом.

Этот сюжет не только лишний раз подтверждает справедливость формулы "политика - это искусство возможного", но и обозначает цену, которую будет платить Россия за сближение с исламским миром.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net