Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

01.02.2010 | Марина Войтенко

Переосмысление ценностей и финансовые риски

Традиционно знаковым событием января, существенно влияющим на глобальную повестку года, считается Всемирный экономический форум в Давосе. Нынешнее его юбилейное (сороковое по счету) заседание нисколько не нарушило этой тенденции и лишь укрепило репутацию «места встречи» в швейцарских Альпах как площадки для диалога тех, на ком лежит ответственность за принципиальные решения в геополитике и геоэкономике1 . Накануне начала работы форума его основатель и исполнительный директор Клаус Шваб предложил вниманию читателей статью, опубликованную во многих ведущих мировых СМИ. Ее название «Прислушаться к новому поколению» многозначно. Это и «поколение» новых вызовов, жирно подчеркнутых текущим глобальным кризисом, и «поколение» новых ответов на них, и поколение (без кавычек) новых участников перемен и реформ, необходимых современному мироустройству.

Главная же идея Клауса Шваба в том, что «2010 года – переломный момент в мировой истории, и что будущее требует от нас, прежде всего, переосмысления ценностей, перестройки систем и преобразования институтов». Одна из фундаментальных предпосылок переосмысления будущего – повышение вовлеченности граждан в экономику и общества. «Перемены, считает Клаус Шваб, должны пройти на всех уровнях, но особенно на международном, в том числе речь идет о мировой финансовой системе и глобальной торговле. Чтобы стать успешными в долгосрочной перспективе, эти изменения требуют общей позиции, совместных новаций и частно-государственного партнерства».

В начале января ВЭФ опубликовал очередной доклад о «глобальных рисках2 ». Его основные тезисы активно обсуждались участниками форума в конце месяца. Правда, на несколько другом фоне: в каталог рисков добавился еще один и, пожалуй, в настоящее время наиболее актуальный, который сами диспутанты обозначили как «президенты против банкиров». И речь здесь шла и идет о намерениях администрации Президента США Барака Обама в области реформ финансового сектора.

Финансистов сейчас не ругают только ленивые, а представители политических партий любого толка при каждом удобном случае используют возможность «попинать» - «чтоб неповадно было». Банки обвиняют в том, что именно они спровоцировали кризис своей рискованной кредитной политикой, обличают за огрехи корпоративного управления, за многомиллионные бонусы, за спекуляцию на рынке ценных бумаг, снова за бонусы, но уже посткризисные, за то, что они «too big to fail», и «жирные коты», и так далее3 . Поэтому неудивительно, что предложения Барака Обама о введении ограничений на бизнес крупных коммерческих банков, специального налога на банки для возмещения потерь государства от программы TARP4 и т.д. легли на благодатную почву.

С энтузиазмом поддержали американского президента традиционно «левые» политики Европы. До кризиса рассуждения Президента Франции Николя Саркози по поводу дерегулирования, финансовых спекуляций, гигантских бонусов казались легким отклонением континентальной Европы от «магистрального пути». Теперь в США и Еврозоне политики заговорили почти одинаково. Только из канадского нацбанка и правительства поступают сигналы - с регулированием не стоит перебарщивать. Канада не станет вводить избыточное регулирование финансового сектора, подчеркнул в Давосе премьер страны Стивен Харпер.

Напомним, согласно плану Обамы-Волкера5 , предполагается наложение законодательных ограничений на размеры пассивов крупнейших банков, а также ограничение банковской практики торговли ценными бумагами за счет собственных средств (proprietary trading), в том числе за счет вкладов граждан, застрахованных государством. Среди новых мер финансового регулирования президент США также назвал лимитирование размеров финансовых корпораций и ограничение деловых связей банков с такими «малопрозрачными» инвестиционными институтами, как хедж-фонды и фонды private equity.

Реакция мирового сообщества на эти новации была столь же бурной, сколь и разнонаправленной. В то время как инвесторы по всему миру отреагировали на объявленный в четверг план Барака Обамы по реформированию финансового рынка США распродажами акций крупнейших банков, власти развитых стран Европы поддержали инициативу. Совет по финансовой стабильности G20, где в настоящее время председательствует глава итальянского центробанка Марио Драги, выпустил специальное заявление, в котором «приветствует американские предложения по снижению возможных рисков от недобросовестного и безответственного поведения». «Наш совет рассматривает целесообразность принятия похожих планов, включая требования по соотношению заемного капитала к собственным средствам, достаточности ликвидных средств, упрощению структуры компаний», - подчеркивается в документе. Однако глава Европейского Центробанка Жан-Клод Трише, хоть и отозвался о предложенной реформе вполне одобрительно, тем не менее, подчеркнул, что с ее внедрением европейцы пока повременят.

Среди бизнесменов сторонников плана Обамы-Волкера в Давосе почти не оказалось. По мнению большинства участников рынка, раздробление крупных банков и запрет на инвестирование собственных средств не решают глобальных проблем. Кроме того, многочисленные и фрагментированные, не целостные инициативы регуляторов могут привести к созданию сложных регуляторных режимов. Например, если Великобритания в добавление к налогу на банки введет новые регулятивные нормы, финансовые институты «уйдут» из Британии. Если США, Франция и Германия договорятся усилить регулирование, то некоторые кредитные организации уйдут в Швейцарию, Сингапур, Шанхай или в ту же Канаду. То есть банки будут мигрировать в поисках более дружелюбных к ним стран.

Между тем, большинство проблем финансового сектора любой страны носят глобальный характер. Так, в фокусе внимания аналитиков и участников рынка находятся колоссальные долги. В тринадцатом ежегодном отчете о состоянии отрасли финансовых услуг, подготовленном международной компанией стратегического и организационного консалтинга Oliver Wyman, отмечается: в настоящее время финансовые компании отыграли 57% потерь рыночной стоимости. Однако массированное переливание (до 70%) долгов физических и юридических лиц в государственные долговые обязательства означает, что эти первые «зеленые ростки» могут на деле оказаться всего лишь искусственным травяным покрытием.

Долгое время банковское сообщество «уходило» от предложений конструктивных и масштабных методов решения этой проблемы. Однако выдвижение президентом США по разделению высокорискованных и традиционных банковских бизнесов и ограничению размеров кредитных учреждений, заставило их пересмотреть свои позиции. На минувшей неделе руководители ряда крупнейших мировых банков выступили за введение налога, который позволил бы накопить фонды для страхования от рисков глобальной банковской системы, и создание «Европейского фонда спасения и разрешения проблем банков». «Естественно, что капиталы для этого фонда в большой степени должны поступать от банков», - подчеркнул 29 января в интервью британской газете «Financial Times» глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман.

За введение глобального налога, поступления от которого могли бы принести «десятки, если не сотни миллиардов долларов в ближайшие годы» высказался и президент британского банка Barklays Боб Даймонд. «Полагаю, что каждая страна G20 заинтересована в наличии схемы страхования рисков, которая помогала бы покрывать расходы, связанные с возможными ошибками банков в будущем», - заявил он в ходе Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе.

Примечательно, что в смысле необходимости координации всей международной финансовой системы банковское сообщество и европейские регуляторы вполне единодушны. Даже Николя Саркози, немало озаботивший бизнес на нынешнем Давосе своей «антикапиталистической» риторикой, подчеркнул, что на уровне G20 подходы должны быть общими. Эксперты же полагают, что консенсусом должны стать создание нового регулирующего органа, а также ряд требований к диверсификации банковских активов, поскольку искусственное уменьшение размеров финансовых организаций и введение новых «уникальных» для каждой страны налогов не способны спасти ситуацию.

При этом политическая суета на грани популизма, отмечавшаяся наблюдателями на заседаниях Давосского форума, на деле может маскировать неготовность правительств идти на реформы, которые действительно необходимы. Поскольку многие существенные детали обнародованных планов пока неизвестны, то первая реакция на них ведущих экономистов и финансистов весьма примечательна: политики слишком активно реагируют на проблемы, имеющиеся у банков.

Позиция российских денежных властей на фоне «экстремального» плана Обамы-Волкера тоже выглядит более взвешенной. По мнению вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, меры по стабилизации банковского сектора, которые разрабатывает Россия совместно с европейскими странами, будут более сдержанными, чем предлагаемые президентом США. «На наш взгляд – главная цель способствовать тому, чтобы финансовая система помогла выйти из кризиса. Нужно не наказывать, а работать на будущее», - сообщил он журналистам в кулуарах Давосского форума. Алексей Кудрин отметил, что жесткие меры по отношению к банкам, предложенные администрацией США, вызваны тем, что кризис начался в этой стране. «У Барака Обамы очень непростая роль: с одной стороны способствовать выходу из кризиса кредитования, с другой – приструнить банки. Предложенные меры будут работать, но конкретные параметры их применения должны обсуждаться», - считает глава российского Минфина. Тем не менее, сама идея финансовой реформы, полагает Алексей Кудрин, должна быть поддержана другими странами. Тем более что действительный смысл намечаемых перемен не исчерпывается банковским сектором. Еще более важно стремление США сократить собственный бюджетный дефицит – как минимум на треть в ближайшие два года.

Логика такого подхода понятна. Во-первых, все, что направлено на сокращение бюджетных дефицитов должно приветствоваться, так как означает тенденцию снижения общемирового риска кризисов публичного долга в развитых странах. Планы и действия Минфина РФ выстроены как раз по этому вектору. Кроме того, замораживание 17% бюджетных расходов США, о чем говорил президент страны на минувшей неделе в обращении к Конгрессу, и действия в отношении банков – стороны одной медали. Банкам на Западе придется списать активы еще не менее чем на $1,5 трлн поэтому повышение требований к условиям и процедурам их риск-менеджмента вполне оправданы.

Второй важнейший момент состоит в том, что инициатива Барака Обамы – серьезный реальный шаг в направлении новой международной финансовой архитектуры. Без институциональных подвижек на крупнейшем финансовом рынке мира этот процесс был обречен на пробуксовку. Теперь появляется стимул сдвинуться с мертвой точки, благодаря критическому осмыслению опыта, набираемого США. По оценке наблюдателей, наконец, возникает сам предмет коллективного международного макроэкономического мониторинга, не противоречащий кардинально американским интересам. Более того, жесткие действия США в отношении своего бюджетного дефицита, госрасходов и банковской системы будут приближать выход из глобального кризиса.

Заметим, что в отношении собственно регулятивных инноваций в банковской сфере США российская реакция носит более отстраненный характер. С чисто академической точки зрения, естественно, полезно все, что содействует снижению финансовых рисков. К примеру, эксперты в соответствии с мировой «модой» активно обсуждают «альтернативный» механизм, который ставит требования к капиталу системообразующих игроков в зависимость от восприятия рынком их рисков (котировок их CDS), а также возможности выпуска крупными банками специальных облигаций, остающихся во время роста долговыми инструментами, а в ходе кризиса автоматически конвертирующиеся в акционерный капитал.

С другой стороны, значительное число аналитиков подчеркивает несопоставимость наших проблем с заокеанскими. В России сейчас важнее не распылять риски по банковской системе, а, напротив, консолидировать для более эффективного управления ими, укрупняя банки и решая проблемы «плохих долгов». 36% банкиров, опрошенных Ассоциацией российских банков (результаты исследования опубликованы на истекшей неделе), полагают, что ситуация с «плохими долгами» критична и требует принятия срочных мер. Все опрошенные считают – с просрочкой есть проблемы. 72% банкиров ожидают ухудшения экономической ситуации и «новой волны кризиса». Страховкой от нее должны стать создание фонда «плохих долгов» (либо система гарантирования активов) и внедрение риск-менеджмента, адекватного текущей ситуации.

Примечательна реакция на прозвучавшее в Давосе предложение главы Сбербанка Германа Грефа начать приватизацию госбанков с руководимой им структуры. По мнению аналитиков, это все же скорее тема для интересной дискуссии, чем реальные действия, планируемые в краткосрочной перспективе. В «Тройке Диалог» уверены, что ВТБ может быть продан не ранее 2011 года, Сбер же, вероятнее всего, в 2012-ом.

По данным ММВБ, ежемесячная рыночная капитализация Сбербанка составляет 1,7 трлн рублей, ВТБ – 697,7 млрд рублей. При снижении доли государства в капитале обоих банков до 50% плюс одна акция за продажу 7,6% акций Сбербанка можно получить 126,6 млрд рублей, за 35,5% акций ВТБ – 247,6 млрд рублей. Закрыть этими суммами дефицит федерального бюджета в 2,6 трлн рублей вряд ли удастся.И, тем не менее, инициатива Германа Грефа расценивается участниками рынка и экспертным сообществом как принципиально важный сигнал о серьезности намерений по выходу государства из избыточных активов (о чем еще год назад говорил в Давосе премьер-министр Владимир Путин) и готовности к реальным действиям по улучшению инвестиционного климата.

Конечно, есть вопросы кому продавать, за сколько, и есть ли для этого внутренние ресурсы на российском рынке. Помочь с ответами, очевидно, призван предложенный Минэкономразвития неделей ранее законопроект, позволяющий передавать право на продажу госимущества (на основании соответствующего договора) инвестиционным банкам. По российским меркам такое решение вполне можно отнести к революционным.

Январь «закачал» в мировое информационное пространство большое число идей по поводу перемен, необходимых в финансовом секторе глобальной экономики. Острые споры вокруг них будут продолжены. Много важнее, впрочем, детализация реформаторских планов и первые практические действия по их реализации. Очевидно, что уже до конца первого квартала развитие событий обнаружит много интересного.

Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий


1. В этом году 40-е юбилейное заседание Давосского форума ставило своей задачей «улучшить ситуацию в мире: переосмыслить, преобразовать, перестроить», и ради этой глобальной цели в Давос прибыли более 2,5 тыс. представителей властных структур, бизнес-элиты и общественных организаций из 90 стран мира. В дискуссиях приняли участие главы 30 государств, министры иностранных дел, торговли и финансов из многих стран. Свой вклад в работу Форума внесли 12 глав национальных банков, 50 руководителей ведущих международных организаций, более 500 представителей гражданского общества, главы 50 неправительственных организаций.
2.См. подробнее «Начало 2010: накопление неопределенностей» в мониторинге ЦПТ №1 за 2010 год.
3. На минувшей неделе в своем первом обращении к Конгрессу с докладом о положении дел в стране (State of the Union) Президент США Барак Обама подчеркнул, что спасение банков было вынужденным, непопулярным, но совершенно необходимым шагом. «Нашей наиболее срочной задачей была поддержка тех самых банков, которые помогли устроить этот кризис. Это было нелегко. И если что-то и объединяло демократов и республиканцев по этому вопросу, так это то, что мы все ненавидели спасение банков. Я его ненавидел. Вы его ненавидели. Все это было столь же популярно, как дырка в зубе», - заявил Барак Обама. Однако эти меры помогли остановить разрушение финансовой системы, предотвратив еще более резкий рост безработицы, банкротство предприятий, проблемы на жилищном рынке.
4. По некоторым оценкам, эта мера может принести бюджету США до $90 млрд. Если конечно администрация сможет провести ее через конгресс и сенат.
5. По данным СМИ (со ссылкой на источники в Белом доме), ряд предложений по регулированию финансового сектора был подсказан бывшим главой Федеральной резервной системы (ФРС) Полом Волкером - известным сторонником консервативной модели банковской деятельности. Ныне Пол Волкер является экономическим советником Барака Обамы и выступает с критикой «порочных» инвестиционных практик, когда банки финансируют торговлю рисковыми активами за счет депозитов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net